"росинкас": "мы единственные, кто возит деньги государства". Преобразование российского объединения инкассации росинкас в акционерное общество - лев московкин — livejournal Что ждет росинкас в году

Банк России с 1 июня упраздняет Управление специальных перевозок Головного хранилища (Москва) Центрального хранилища. Говоря проще, упраздняет структурное подразделение, отвечающее за инкассаторские перевозки. Его функции и имущество общей стоимостью более 2 млрд рублей передаются Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС). Более тысячи работников Управления потеряют работу: переход из одной организации в другую с сокращением зарплаты в несколько раз и социального пакета их категорически не устраивает.

Как стало известно “Солидарности”, Банк России (он же Центральный банк РФ) намерен с начала лета избавиться от одного из своих структурных подразделений. Согласно приказу от 31 января текущего года, с 1 июня финансовый регулятор упразднит Управление специальных перевозок Головного хранилища (Москва) Центрального хранилища (в дальнейшем - Управление). Об этом редакции сообщил Юрий Афоничкин, председатель профкома Центрального хранилища Банка России.

Управление занимается перевозкой банкнот и монет резервных фондов, документов и драгоценных металлов Центробанка. В активах Управления находятся полсотни зданий и сооружений, полторы сотни транспортных средств (спецвагоны и спецавтомобили) и необходимая инфраструктура - общая стоимость имущества по состоянию на январь этого года оценивалась более чем в 2 млрд рублей. Все это имущество вместе с функциями Управления передается - как утверждает Афоничкин, безвозмездно - Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС).

Для профсоюзной первички главное состоит в том, что при ликвидации Управления потеряют работу более тысячи человек (почти все они состоят в профсоюзе работников госучреждений и общественного обслуживания). Конечно, им предлагают работу в
РОСИНКАС. Но, по словам Юрия Афоничкина, в этом случае зарплата работников существенно снизится.

“А”-СПРАВКА

Объединение “РОСИНКАС” - самый крупный в стране перевозчик денежной наличности и других ценностей. Компания имеет 78 филиалов, деятельность которых охватывает всю территорию Российской Федерации. На сегодня РОСИНКАС - это более 5200 единиц специального автомобильного транспорта и 17,9 тыс. человек, имеющих спецподготовку. Согласно официальной отчетности, прибыль компании за 2013 год составила около 1,5 млрд рублей.

По информации с официального сайта компании rosinkas.ru

Здесь необходимо заметить, что РОСИНКАС и сейчас выполняет часть работ по инкассаторским перевозкам для Центробанка. Но, по оценке Афоничкина, доля заказов от Банка России не превышает 12% от общего объема. Основной сферой деятельности компании является обслуживание коммерческих организаций самого широкого спектра - от банков до торговых сетей.

При этом учредителем РОСИНКАС является сам Банк России, а деятельностью организации руководят девять человек из самого Центробанка, включая председателя ее наблюдательного совета и первого зампреда ЦБ РФ Георгия Лунтовского. Иными словами, можно сделать вывод, что переход функций от Управления к РОСИНКАС мало на что повлияет: ведь руководство последней де-факто осуществляют высшие должностные лица из того же ЦБ. Можно также сделать вывод о том, что Банк России сможет даже получить прибыль от реорганизации: ведь чистая прибыль РОСИНКАС за 2013 год составила примерно 1,5 млрд рублей (более актуальных данных в отчетности на официальном сайте не представлено).

Однако, во-первых, извлечение коммерческой прибыли не является уставной целью Банка России. И, во-вторых, как утверждают собеседники “Солидарности” в профсоюзе госслужащих, устав РОСИНКАС не предполагает передачи прибыли или ее части учредителю. Кроме того, собеседники “Солидарности” утверждают, что устав этот до сих пор не был зарегистрирован Минюстом. Юрий Афоничкин настаивает и на несоответствии устава объединения РОСИНКАС Гражданскому кодексу:

В уставе РОСИНКАС нет уставного капитала - раз, а такой организационно-правовой формы, как объединение, Гражданский кодекс не предусматривает - это два, - говорит он. - И вообще вся эта сделка наносит колоссальный ущерб государству. Перевозка региональных резервных фондов - это стратегическая функция. И она передается структуре, которая сплошь и рядом занимается коммерцией и на первое место ставит свои экономические интересы. Передавая функции такой компании, государство фактически теряет контроль над перевозкой ценностей региональных резервных фондов.

Вместе с тем в отдельном приказе говорится, что ЦБ будет возмещать РОСИНКАС сопутствующие затраты на выполнение работ. Согласно последним публичным сведениям, в 2012 году доход организации от перевозок резервных фондов (оплачиваются Банком России) составил около 5 млрд рублей (копии документов имеются в распоряжении редакции). Соответственно, передавая объединению инкассаторов дополнительный фронт работ, Центробанк, по идее, должен увеличить расходы на его услуги. В то же время, по итогам работы за 2015 год, на деятельность Управления было потрачено всего (“всего” - по сравнению с предыдущей цифрой) 2,3 млрд рублей. Об этом говорят данные внутреннего аудита Центробанка. Но стоит признать, что сравнение затрат ЦБ на работу двух структур весьма приблизительно из-за разницы в периодах отчетности.

Как бы то ни было, денежно-государственные аспекты в этом деле плотно переплетаются с чисто человеческими интересами. Об этом снова и снова напоминает предпрофкома:

Мы являемся сотрудниками ЦБ, у нас есть соцпакет в виде льготного доступа к детским лагерям, ведомственным пансионатам, санаториям и прочему. В РОСИНКАС этого нет, - говорит он. - А вы знаете, что самое интересное? В уставе РОСИНКАС написано, что он является структурой ЦБ. А вот сотрудник его сотрудником ЦБ не является. То есть он вообще никто. Была встреча с Георгием Ивановичем Лунтовским, я ему задавал вопрос: почему так? Он ссылается на какие-то особые формы. Я говорю: “Почему работник РОСИНКАС не является сотрудником ЦБ?” Ответа нет.

Профсоюзная организация Управления специальных перевозок Центрального хранилища Банка России не вправе оспаривать и не оспаривает решение совета директоров ЦБ по проведению оптимизации. - Но мы настороженно относимся к неправомерной, по нашему убеждению, многомиллиардной передаче федерального имущества компании “РОСИНКАС”, которая будет зарабатывать прибыль в своих интересах. Мы ни в коем случае не выступаем против компании “РОСИНКАС” - мы против разрушения логично выстроенной структуры перевозки ценностей резервных фондов Банка России, а в целом - Российской Федерации. Структуры, аналогичные Управлению специальных перевозок Центрального хранилища Банка России, есть во многих странах мира. При уничтожении Управления создается угроза безопасности перевозок ценностей, и самое главное - угроза безопасности персонала.

Комментарий

Николай Водянов, председатель профсоюза работников госучреждений и государственного обслуживания РФ:

По сути, функции Управления переводят на “аутсорсинг”. Меня что в этой связи смущает... Я видел их (РОСИНКАС. - П.О.) документы: у данной организации устав не зарегистрирован Минюстом. Как мы можем говорить о том, что это самостоятельная организация, если ее устав не зарегистрирован государством?! Это какая-то самодеятельность! Ну не может такого быть, это нонсенс, я такого никогда в жизни не видел. Есть устав, и он очень странный. Там написано, что это негосударственная организация. То есть государство свои ценные бумаги, документы, деньги доверяет для перевозки и сохранности негосударственной организации. Для меня это странно. Но даже если мы это можем пережить, то как все-таки объяснить, что у них устав не зарегистрирован? Государство их что - не признает?

Да, в конце концов, это дело банка - определять, кто достоин, кто не достоин перевозить его ценности, но здесь ведь речь о государственных бумагах. Насколько я знаю, нет никаких свидетельств того, что, например, ФСБ эту организацию считает благонадежной или проверенной. Но мне представляется, что в данном случае с ФСБ должно быть какое-то согласование.

А если смотреть с точки зрения профсоюза, то наша идеология говорит: мы не можем поддержать ни одно решение, которое ущемляет интересы членов нашего профсоюза. Тут же речь идет о том, что тысяча человек остается без работы. Причем это люди, которые профессионально всю жизнь занимались нынешней деятельностью - с оружием в руках рисковали жизнью либо обеспечивали работу тех, кто рисковал. И вот теперь им всем предлагают идти на улицу. То, что им предлагают в качестве альтернативы, - это несерьезно: зарплату, как у среднего сторожа, который ни за что не отвечает. Естественно, я такого предложения поддержать не могу. Мое мнение, что в данном случае затрагиваются уже стратегические государственные интересы.

Досье

“...Управление занимается перевозкой и сопровождением банкнот и монет резервных фондов, драгоценных металлов с аффинажных предприятий в кладовые Банка России. Созданная в Центральном хранилище Банка России система обеспечения безопасности осуществления перевозок ценностей успешно способствует надежной охране ценностей, предупреждению или минимизации последствий преступных посягательств.

В Центральном хранилище Банка России построена, реализуется и постоянно совершенствуется система мер безопасности перевозки резервных фондов, в тесном взаимодействии с ФСБ и МВД России, Минтрансом России, ОАО “Российские железные дороги”, АО “Федеральная пассажирская компания”.

Работники Управления являются сотрудниками Банка России и имеют аналогичный социальный пакет. В системе Центрального хранилища за время его существования не произошло ни одного случая хищения ценностей, гибели работников, срывов сроков перевозки ценностей по вине Управления специальных перевозок.

В этих условиях принятое в декабре 2015 года Советом директоров Банка России решение о ликвидации Управления, а в конечном итоге и разрушении устоявшейся и оправдавшей себя с точки зрения обеспечения сохранности перевозимых ценностей резервных фондов и безопасности работников системы, - является малопонятным.

В соответствии с приказом Банка России от 31.01.2013 № ОД-291 с 1.06.2016 года упраздняется Управление специальных перевозок Головного хранилища Центрального хранилища Банка России. За Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) закрепляются права и обязанности на организацию и осуществление перевозок и сопровождение ценностей с использованием специальных перевозок.

Сокращению подлежат более 1000 работников Управления. Безвозмездно передаются здания, сооружения, земельные участки, технические средства, бронированный спецтранспорт и транспорт хозяйственного назначения, являющиеся федеральной собственностью, в объединение РОСИНКАС.

Предложения о трудоустройстве увольняемых работников Управления понизит их социальный статус, так как они будут приняты на более низкие оклады, лишатся доплаты за выслугу лет, социальных льгот, которые положены сотрудникам Банка России, т.к. работники РОСИНКАС сотрудниками Банка России не являются.

РОСИНКАС по закону о Банке России тоже входит в структуру Банка России, но по характеру своей деятельности является коммерческой организацией, с особыми уставными задачами, не имеет собственной недвижимости и уставного фонда. Юридический статус не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации. Устав РОСИНКАС не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Территориальные подразделения инкассации РОСИНКАС не являются юридическими лицами. Данные, имеющиеся о РОСИНКАС, характеризуют недостаточную обеспеченность техническими средствами для обеспечения перевозок и соответствующего контингента подготовленного инкассаторского состава, что ставит под угрозу безопасность перевозок ценностей.

При выполнении указанных мероприятий РОСИНКАС становится монополистом по перевозке ценностей Российской Федерации. В связи с этим все издержки, связанные с перевозками (страховые сборы за перевозку, эксплуатационные расходы, содержание парка спецтранспорта, его обновление и т.д.), ложатся на Банк России.

По данной проблеме трудовым коллективом и первичной профсоюзной организацией Центрального хранилища Банка России подготовлены обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, на имя президента Российской Федерации В.В. Путина, первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, в газету “Солидарность”.

Считаю возможным поддержать обращения трудового коллектива и первичной профсоюзной организации Центрального хранилища Банка России.

Передача стратегически важной функции перевозки денежных средств, ценностей и драгоценных металлов коммерческой структуре скажется негативным образом на экономической безопасности страны. Тем самым создаются риски нарушения бесперебойного наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а также ставятся под угрозу обеспечение сохранности ценностей”.

Из служебной записки Николая Водянова на имя председателя ФНПР Михаила Шмакова.

Преобразование Российского объединения инкассации РОСИНКАС в акционерное общество

18. 218310-7 Госдума в итоге короткого обсуждения одобрила законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в части устранения правовой неопределенности статуса Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка РФ (Банка России)).
Документ внесло правительство 05.07.17.
Представил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Член комитета по финансовому рынку Алексей Изотов.
Николай Коломейцев. Приведет к увеличению зарплат, как в РЖД.
Моисеев. Не приведет.
Андрей Альшевских. Самая эффективная форма ГУП.
Законопроектом предусматривается преобразование Российского объединения инкассации (Объединение «РОСИНКАС») в акционерное общество «Российское объединение инкассации» с долей участия Банка России в его уставном капитале в размере 100% и устанавливается срок проведения такой реорганизации – не позднее 01.01.2018 г.
Имущество, принадлежащее Объединению «РОСИНКАС», вне зависимости от вида вещного права, признается федеральной собственностью, полномочия по владению, пользованию и распоряжению которым осуществляет Банк России, и передается Банком России в качестве вклада в уставный капитал АО «Российское объединение инкассации». Передача имущества осуществляется на основании решения Совета директоров Банка России.
Первое чтение 327 29 0 11:34

Стенограмма обсуждения
18-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Докладывает Алексей Владимирович Моисеев.
Моисеев А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты. Вашему вниманию предлагается законопроект, который разработан в целях устранения правовой неопределенности статуса Российского объединения инкассации.
В настоящее время объединение "РОСИНКАС" является юридическим лицом, входящим в структуру Центрального банка Российской Федерации и обеспечивая ее деятельность в части организации наличного денежного обращения. Вместе с тем его организационно-правовая форма не относится к какой-либо из тех, которые предусмотрены сейчас гражданским правом и уходят глубоко в советские организационно-правовые формы.
Законопроектом предусматривается, соответственно, преобразование объединения "РОСИНКАС" в акционерное общество "Российское объединение инкассации" с долей части Банка России в его уставном капитале в размере 100 1роцентов, и устанавливается срок проведения такой реорганизации до 1
января 2018 года. Преобразование объединения "РОСИНКАС" в акционерное общество необходимо в целях обеспечения надлежащего контроля в рамках корпоративных процедур со стороны Банка России, а также приведение в соответствие с действующим законодательством.
Кроме того, законопроект устанавливает порядок особенностей передачи имущества в качества вклада Банка России в уставный капитал указанного общества.
Одновременно законопроектом предлагается включить объединение "РОСИНКАС" в число его организации, входящую в систему Банка России. Прошу поддержать.

С содокладом выступает Алексей Николаевич Изотов - член Комитета по финансовому рынку.
Изотов А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, действительно Российское объединение инкассации было создано ещё в период существования Государственного банка Советского Союза, в 1987 году. Вот уже 30 лет неопределённая организационно-правовая форма у него существует, нужно приводить в соответствие с Гражданским кодексом, в соответствие с нашим законодательством.
Аналогичные изменения были внесены в такие организации, как "Сберегательный банк", "Российские железные дороги", "Российская национальная перестраховочная компания", "Национальная система платёжных карт" и аналогичным образом уже планируется провести реорганизацию, вернее, привести организационно-правовую форму "РОСИНКАС" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Комитет в своём заключении по законопроекту особо подчеркнул, что реализация заявленных целей законопроекта не должна создавать условий, способствующих возникновению рисков неэффективного осуществления публично-правовой функции "РОСИНКАС".
Со стороны правительства, Банка России, а также представителей "РОСИНКАС" мы получили такие заверения, что эти принципиальные условия будут соблюдаться.
Ну и также у нас к законопроекту были высказаны замечания юридико-технического характера. Тем не менее комитет считает, что указанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению и Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, вот у вас написано в заключении, финансово-экономическом заключении, что затрат не потребуется. Ну вы только бланки вот поменяете с названием. Это же уже затраты.
За счет кого это будет? И я же понимаю, что это как и в железной дороге приведет к резкому увеличению зарплат управленческого персонала и, конечно же, это тоже затраты. За счет чего они будут? За счет увеличения стоимости инкассации или за счет чего? Спасибо.
Моисеев А. В. Николай Васильевич, начну с конца.
Во-первых, банки вовсе не обязаны пользоваться инкассацией "РОСИНКАС", можно пользоваться любой другой инкассацией, если им не нравится инкассация "РОСИНКАС". Это первое.
Второе. Бланки, я думаю, что мы договорились с Центральным банком, что они бланки, ручки, значки и картинки будут использовать по мере использования и будут печататься новые только, когда окончатся старые.
И, в-третьих, что касается зарплат, то зарплаты в рамках сметы Центрального банка утверждаются на центральном финансовом совете, куда входят некоторые представители, в том числе, и вашей фракции. Так что, пожалуйста, можете специально поручить им за этим следить. А мы тоже со своей стороны пообещаем следить за тем, чтобы резкого роста зарплаты там не было.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Алексей Владимирович! Ну, во-первых, хотелось бы спросить, почему так долго мы идем к тому, чтобы реорганизовать эту организацию? Самое-то интересное, что еще вот интервью 2004 года тогдашнего руководства, они тогда уже не поддерживали идеи реорганизации, потому что самая оптимальная форма это все-таки ГУ П. Это первое.
Второе. Согласно федеральному закону, раз мы его делаем акционерное общество, все-таки согласно федеральному закону главная цель и задача акционерного общества - это извлечение прибыли. Насколько после реорганизации повлечет противоречие с федеральным законом, потому что я не думаю, что они будут работать для большой прибыли, но тем не менее? И не приведет ли это после реорганизации в акционерное общество первый шаг к тому, что потом будут приняты решения о приватизации данного предприятия?
Моисеев А. В. Ну опять же начну с конца. В законопроекте, который вам предложен прямо указано, что закрепить долю объединений "РОСИНКАС" 100 процентов во владение Банка России и соответственно любой попытке приватизировать будут... Во-первых, их не будет, но, если они будут, то вы должны будете это согласовывать, потому что это будет прямо написано в законе. Это первое. То есть 100-процентое владение Банком России прямо зафиксировано в законе. Это первое.
Второе. Что касается того, что у акционерного общества какая-то прибыль, да, так точно, это так и есть. Однако у нас есть многие акционерные общества, в том числе, Корпорация поддержки малого бизнеса, которая здесь у вас обсуждалась.
Ровно такой же вопрос задавался Браверману в среду, и он ответил, такой же ответ могу и вам предложить. Да, конечно, это цель - извлечение прибыли, при этом это регулируемое общество, и его маржа будет, конечно, регулироваться, в том числе в рамках Национального финансового совета, в который входят, в том числе и представители Государственной Думы.
И последнее, что касается этой формы. Я считаю, что акционерное общество - форма намного более удачная. Я должен сказать, что мы это видели на примере, например, Гознака, который тоже стал год назад акционерным обществом, и когда мы можем значительно лучше управлять всеми корпоративными процессами через корпоративные процедуры, которые предусмотрены нашим законодательством, когда это акционерное общество. Когда это непонятно, что, извините, то непонятно, как этим управлять. По сути, действует только телефонное право, а настоящих юридических оснований для того, чтобы вышестоящая организация управляла, нет.
В данной ситуации через механизм корпоративных процедур, которые зафиксированы и в ГК, и в законе об акционерных обществах, управлять намного легче и отчётность намного прозрачней. Поэтому я полагаю, что форма акционерного общества, она намного более подходящая, чем любая другая.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович. Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу. Нет желающих.
Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 34 мин. 50 сек.)
Проголосовало за 327 чел 72,7 %
Проголосовало против 29 чел 6,4 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 356 чел.
Не голосовало 94 чел 20,9 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.

МОСКВА, 11 апр - ПРАЙМ. Один из крупнейших игроков рынка инкассаторских услуг - Объединение "РОСИНКАС" - несмотря на кризис, наращивает объемы перевозок и спектр предоставляемых услуг. Помимо эксклюзивного заказчика в лице Банка России оно обслуживает крупнейшие банки и компании, перевозя деньги и ценности даже в труднодоступных районах. Объединение активно внедряет новые проекты, среди которых внедрение кейсов с краской, которые при вскрытии оставляют несмываемые пятна на деньгах и руках преступника. "РОСИНКАС" планирует расширит спектр услуг вплоть до охраны объектов, где хранятся ценности. О планах развития, акционирования и о "черных" инкассаторах в интервью "Прайм" рассказал Президент - Председатель Правления Объединения "РОСИНКАС" Олег Крылов.

Олег Вячеславович, многие сейчас жалуются на то, что бизнес переживает трудные времена, клиентов мало. А как кризис отражается на "РОСИНКАСе"?

Вы знаете, спада точно нет, скорее, наоборот. По итогам 2016 года мы перевезли ценностей на сумму 22,7 трлн рублей, из которых 7,1 трлн рублей приходится на Банк России. Объем перевезенных территориальными управлениями инкассации ценностей в 2016 году увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 2,4 трлн рублей или на 12%, в том числе, по линии Банка России - на 51,7%. В целом на него приходится треть перевозимых нами ценностей.

- С чем связана столь высокая доля Банка России? Вы осуществляете для него эксклюзивные услуги?

Разумеется. Наша главная и важнейшая задача - перевозка резервных фондов Банка России. Это наш, если можно так сказать, "эксклюзив", который не доверяется коммерческим перевозчикам. Деньги поступают с фабрик Гознака, и мы их развозим по всей стране. До недавнего время у Банка России было свое подразделение для перевозки резервных фондов, но сейчас оно упразднено, и мы единственные, кто возит государственные деньги. Кроме того, на нас возложили серьезную задачу охраны объектов Банка России - на сегодняшний день в нашем ведении находится до 40% объектов.

Наверное, вам пришлось многое сделать для того, чтобы "РОСИНКАС" стал одним из самых надежных в России перевозчиком денег и ценностей?

Я пришел сюда два с небольшим года назад. Достаточно быстро пришло понимание, что в прежних условиях "РОСИНКАС" развиваться не может. "Тучные" годы закончились, экономические сложности диктуют необходимость зарабатывать самим, а не рассчитывать только на "госзаказ".

Пришлось в кратчайшие сроки перестраивать огромную структуру - мы ведь одна из крупнейших в мире компаний по работе с наличными деньгами, у нас трудятся более 21 тысячи человек и более пяти тысяч автомобилей! Разработанная Стратегия развития показала, что мы недостаточно использовали наши ресурсы. Многие управления жили исключительно за счет перевозки резервных фондов. Мы неожиданно поняли, что не все умеют зарабатывать в жестких условиях.

Какие технические новшества вы использовали при переходе к новой структуре для экономии и повышения эффективности вашей деятельности?

В январе этого года мы приняли стратегию развития IT-технологий. В свое время мы достаточно сильно отстали в этом направлении. Теперь стараемся использовать и развивать схемы - логистические, бухгалтерские, финансовые - пересматривать существующие системы и выводить их на качественно новый уровень. Есть и свои разработки, позволяющие удаленно смотреть за тем, что происходит на участках в труднодоступных местах, отслеживать маршруты автотранспорта. Новые технологии помогают нам сократить издержки.

Рассматриваем мы и несколько перспективных проектов. Например, мы изучаем вопрос использования кейсов с краской, которая при незаконном вскрытии оставляет на деньгах и руках преступника несмываемые пятна. Такая система работает в нескольких странах, но она должна решаться в комплексе - интегрировано с электронными устройствами. Еще один аргумент "за" их использование - снижение необходимости применять боевое оружие при нападении. Ведь это всегда риск навредить ни в чем неповинным людям. Но возникает вопрос - во что обойдется Объединению эта система, и окупятся ли она.

- Помимо заказа на перевозку резервных фондов, вы привлекаете и коммерческих клиентов. Много ли их, кто они?

У нас несколько десятков тысяч коммерческих клиентов, из них более чем трехсот банков. Мы работаем почти со всеми крупными банками, даже если у них есть своя инкассация. Пример - Сбербанк, где инкассаторская служба развита очень хорошо. Несмотря на это, в ряде регионов они возлагают обязанность обслуживания банкоматов на нас. Для каждого клиента мы можем предложить комплекс услуг - от инкассации до обслуживания банкоматов. С тех пор, как на нас возложена обязанность охранять подразделения Банка России, готовы предлагать и услуги охраны мест, где хранятся ценности, и прочим клиентам. Несколько месяцев назад Объединением была создана собственная небанковская кредитная организация. Использование современных расчетных технологий в работе с клиентами позволит Объединению стать ещё более конкурентоспособным на рынке работы с наличными деньгами.

Все перевозимое имущество обязательно страхуется в крупнейших страховых компаниях.

- Могут ли обычные люди воспользоваться вашими услугами?

Физические лица могут воспользоваться нашими услугами по перевозке денег и ценностей, но лишь через наши банки-клиенты. Дело в том, что государство ведет борьбу с перевозкой наличных денег, и мы не можем быть уверены в легальности происхождения средств от клиента "с улицы". По договоренности с банком перевозка возможна, для этого у нас есть специальные комфортабельные машины.

- Перевозите ли вы опасные грузы?

Безусловно, но это отдельная история. Мы недавно начали этим заниматься, причем перевозим все, что требует пристального внимания и охраны - наркотические вещества, ядохимикаты и т.п. Для этого необходимо соответствие Международной конвенции по перевозке особо опасных грузов и специально обученные люди.

- Что вы считаете главной проблемой рынка инкассации?

Самая большая проблема - так называемые "серые" и "черные" инкассаторы. "Серые" - это демпингующие за счет экономии на перевозке ценностей ЧОПы. Но у них хотя бы лицензия есть, а "черные" инкассаторы не имеют ни лицензии, ни оружия, ни специальных машин. К сожалению, коммерческие структуры, стремясь сэкономить, доверяют перевозку своих денег непонятно кому. Несколько лет назад, когда я возглавлял службу безопасности Банка России, была ограблена машина, перевозившая сумму, сопоставимую с бюджетом среднего региона. Сейчас таких банков становится меньше, в том числе, благодаря деятельности ЦБ по очистке рынка.

- Пытаетесь ли вы повлиять на регулирование?

Наш рынок регулирует Банк России, но "серые" и "черные" играют не по правилам. Они работают без лицензии вне надзора и контроля, поэтому находятся скорее в компетенции органов внутренних дел. Тем более, на них нападают чаще, чем на нас - к нам подступиться сложно, а у них в безопасности "дыры".

Мы создали Ассоциацию в сфере наличного денежного обращения, и по ее линии будем настаивать на внедрении стандарта перевозок, разработанного нами при содействии банковского сообщества. ЦБ его принял, он работает, мы стараемся ему соответствовать и становиться все более современными.

- Порог входа в инкассаторский бизнес достаточно высокий. На что приходится тратить деньги?

Вход в рынок действительно дорог. Прежде всего, это транспорт для перевозки. Помимо 300 большегрузов - "танков на колесах", есть даже бронированные джипы, которые нам достались от управления спецперевозок Банка России. Но основная наша рабочая лошадка - "Газель", хотя велик и парк иномарок, собранных в России. На дальние расстояния возим ценности в специальных бронированных вагонах, а в труднодоступные места - вертолетами, которые арендуем. Используем и авиаперевозки.

Транспорт изготавливается под заказ, его нужно оформлять и обслуживать. Только на топливо мы тратим порядка 850 млн рублей в год, поэтому ратуем за изменение действующих стандартов, запрещающих заправлять наши машины газом. Это позволило бы нам экономить.

Помимо этого, необходимо обучать людей, выдавать лицензии на оружие - это тоже стоит денег. Велики расходы на систему безопасности, страхование. Традиционно в большинстве стран есть структуры, которые выдерживают заданное качество, а клиенты получают возможность выбирать среди них. К этой схеме нужно прийти и нам.

- В дальнейшем вы планируете остаться подразделением Банка России?

Сейчас рассматривается вопрос о нашем акционировании. Подготовлен соответствующий Проект закона, при этом в нем указано, что 100% акций будут принадлежать Банку России.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты