Положение бухучете и отчетности в рф. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

"О бухгалтерском учете" разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство - Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

1.1. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, в случае наличия у организации <*> дочерних и зависимых обществ эта организация помимо собственного бухгалтерского отчета составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.


Вопрос: ...Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организации списывают дебиторскую задолженность, нереальную для взыскания. Вправе ли организация списать задолженность в таком порядке на основании акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства; истечения срока предъявления исполнительного документа (листа) к исполнению? (Письмо Минфина РФ от 03.10.2005 n 03-03-04/1/242)

Вопрос: В соответствии с абз. 1 п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) организации должны списывать дебиторскую задолженность, которая признана нереальной для взыскания. Такой задолженностью в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ являются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации ("безнадежный долг").
В Письме МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/53 "О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли" говорится, что акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной. Кроме того, указано, что пропуск организацией срока предъявления исполнительного листа к исполнению в рамках гражданского законодательства не может рассматриваться в режиме истечения срока исковой давности.
Таким образом, возникает ситуация, когда организации-кредиторы вынуждены обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что вызовет большую трату времени и незапланированные и необоснованные расходы. В таком случае списание задолженности возможно после исключения должника из государственного реестра юридических лиц (основание - ликвидация организации). Кроме того, упомянутое Письмо МНС противоречит сложившейся арбитражной практике (Постановление ФАС Центрального округа от 24.05.2004 N А54-4418/03-С18; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2004 N А42-5773/03-23).
На основании изложенного просьба разъяснить, вправе ли организация в порядке п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) списать дебиторскую задолженность как безнадежный долг (долг, нереальный ко взысканию) на основании:
1) акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа (основание - акт государственного органа);
2) истечения срока предъявления исполнительного документа (листа) к исполнению (основание - истечение срока исковой давности)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2005 г. N 03-03-04/1/242
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 266 НК РФ установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых долги налогоплательщика признаются безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию). К таким обстоятельствам относятся:
1) истечение установленного срока исковой давности;
2) прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством:
- вследствие невозможности его исполнения;
- на основании акта государственного органа;
- вследствие ликвидации организации.
Указанные основания прекращения обязательств, в соответствии с гражданским законодательством, предусмотрены ст. ст. 416, 417 и 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда Федеральным законом N 119-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества), а также если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными.
В соответствии с официальным разъяснением Министерства юстиции Российской Федерации, направленным в Федеральную налоговую службу Письмом от 11.06.2003 N 06-3041, с наличием указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ оснований пп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 119-ФЗ связывает окончание исполнительного производства. Таким образом, при окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель констатирует исключительно положения, закрепленные пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ, и не делает выводы о реальности или нереальности взыскания.
Следовательно, акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основаниями для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.
Пропуск организацией срока повторного предъявления исполнительного листа к исполнению не может рассматриваться как истечение срока исковой давности в рамках гражданского законодательства.
Не взысканная в связи с пропуском срока предъявления исполнительного документа к исполнению дебиторская задолженность не может быть учтена в целях налогообложения налогом на прибыль в уменьшение налоговой базы, поскольку данное основание в п. 2 ст. 266 НК РФ отсутствует.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, позиция, изложенная в Письме МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/53 "О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли", полностью соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, напрямую связывающему основания признания долгов в целях налогообложения налогом на прибыль безнадежными с соответствующими нормами гражданского законодательства.
Что касается судебных решений, выносимых судами отдельных регионов по конкретным спорным ситуациям, то они относятся к разъяснению порядка учета списываемой дебиторской задолженности в период до введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Действовавший до введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, предусматривал учет в уменьшение налоговой базы долгов, нереальных для взыскания. Такая формулировка и отсутствие в законодательстве о налогах и сборах прямой отсылки к положениям гражданского законодательства давали возможность более широкой трактовки понятия "долги, нереальные для взыскания".
Однако после введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, принимая во внимание вышеуказанное Письмо Минюста России от 11.06.2003 N 06-3041, разъясняющее, что содержание термина "невозможность исполнения", употребляемого ст. 15 Федерального закона N 119-ФЗ, не идентично аналогичному термину, предусмотренному ст. 416 ГК РФ, и что акты судебного пристава-исполнителя не снимают с должника или взыскателя ответственности за их действия, в связи с чем к актам судебного пристава не относятся положения ст. 417 ГК РФ, основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на безнадежные долги необходимо считать акт государственного органа или документ, подтверждающий факт ликвидации должника.
Составление судебным приставом-исполнителем соответствующего акта о невозможности взыскания по основаниям, указанным в пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ, является лишь констатацией невозможности исполнения обязательства на определенный момент времени.
Учитывая изложенное, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщик не вправе признать долги безнадежными на основании:
- акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа;
- истечения срока предъявления исполнительного документа (листа) к исполнению.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.10.2005

Согласно п.70 Положения по ведению бухучета резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. В п.3 ст.266 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в соответствующем порядке. Как формировать и отражать в бухучете резерв по сомнительным долгам?

Исходя из п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, не погашенной в сроки по договору и не обеспеченной соответствующими гарантиями, создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.
Согласно п.3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, инвентаризация резерва по сомнительным долгам, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
Учитывая п.15 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, резерв по сомнительным долгам у организации создается в установленном порядке не только в конце отчетного года, но и в конце отчетного квартала.
Порядок создания резервов по сомнительным долгам установлен согласно ст.266 НК РФ, в которой указано следующее:
- сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
- налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст.266 НК РФ;
- суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода;
- сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности;
- хотя исчисление суммы резерва по сомнительным долгам производится в порядке согласно п.4 ст.266 НК РФ, сумма этого резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ;
- резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков по безнадежным долгам, признанных таковыми согласно ст.266 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст.266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации;
- сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, он списывает долги, признаваемые безнадежными в соответствии со ст.266 НК РФ, за счет суммы созданного резерва, а если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, включает разницу (убыток) в состав внереализационных расходов.
Следовательно, гл.25 НК РФ налогоплательщику предоставлено право формировать показатель резерва по сомнительным долгам за отчетный (налоговый) период.
На сумму создаваемых резервов по сомнительным долгам производится запись в бухгалтерском учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции со счетами учета расчетов с дебиторами (62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"). Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".
А.В.Владимирова
Подписано в печать
14.11.2002
"Налоговый вестник", 2002, N 12

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 2002 г. приказом N 10, 26 декабря 2004 г. приказом N 170 и 29 июля 2008 г. приказом N 34н.

В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения приказами Министерства финансов от 30 декабря 2009 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.

Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать закон о бухгалтерском учете.

Положение включает шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений). Кроме того, в разделе рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета (содержание которых объявляется коммерческой тайной), оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств, с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.

В разделе III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разделе V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разделе VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

ПБУ - это стандарты бухгалтерского учета, регламентирующие порядок бухгалтерского учета разных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Утверждаются ПБУ приказами Минфина России.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются обязательными документами. Следовать им должны все компании, которые ведут .

Перечень действующих ПБУ

    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

    ПБУ 1/2008 Учетная политика организации;

    ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда;

    ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

    ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации;

    ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов;

    ПБУ 6/01 Учет основных средств;

    ПБУ 7/98 События после отчетной даты;

    ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы;

    ПБУ 9/99 Доходы организации;

    ПБУ 10/99 Расходы организации;

    ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах;

    ПБУ 12/2010 Информация по сегментам;

    ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи;

    ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов;

    ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам;

    ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности;

    ПБУ 17/02 Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы;

    ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль;

    ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений;

    ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности;

    ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;

    ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств;

    ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): подробности для бухгалтера

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    Федерального закона «О бухгалтерском учете» Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России в период...

  • На что обратить внимание при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2017 год

    Она была обнаружена (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете... Однако в силу п. 34 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ... «свернутого сальдо») (п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на... Такими условиями являются (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и... с этими фактами (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ...

  • Поощрительные выплаты работникам, связанные с завершением строительства

    Основании второго абзаца пункта 7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... должна руководствоваться пунктом 7.1 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... порядком отражения оценочных обязательств, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства... правилами оценки основных средств, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/2001 «Учет основных...

  • «Стандартные» требования к учету событий после отчетной даты

    30.12.2017 № 274н. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты», утв...

  • Бухгалтерская отчетность – 2017: рекомендации Минфина

    ... № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1 ...

  • Промежуточная бухгалтерская отчетность отменяется!
  • Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО

    28.04.2017 № 69н в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика... , составляемый в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о... учете. На основании пункта 23 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства... изменение. Кроме того, пункт 14 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных... она это делает по МСФО. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных...

  • Залог. Бухгалтерский учет и налогообложение

    ... ; (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... , п. п. 5, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ...) (п. п. 5, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... , п. п. 5, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ... п. п. 7, 10.1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ... 11, абз. 2 п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ...

  • Не приняты основные средства: что делать бухгалтеру?

    Об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ...

  • Консервация основных средств. Учет и налогообложение

    5 п. 8, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ... его первоначальную стоимость (п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ... осуществления (п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ... (ОНА) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу...

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты