Счет средств местных бюджетов осуществляются. Местный бюджет

Понятие местного бюджета

Состояние финансовых ресурсов муниципального образования наиболее полно отражено в местном бюджете.

Традиционно под бюджетом муниципального образования понималась опись доходов и расходов органов местного самоуправления. Это не случайно, поскольку начиная с 1930-х гг. в системе органов власти нашей страны местные органы играли роль проводника идей центра на местах, своеобразного филиала центральной власти, что полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, базировавшейся на единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные права органов местного самоуправления заключались не в самостоятельном распоряжении бюджетом, а в работе в рамках сметы расходов.

В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов и, прежде всего, выделением собственных предметов веденияместного самоуправления возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Появление собственных предметов ведения требует собственной хозяйственной деятельности, в том числе и финансовой. В этом случаебюджет ¾ не только опись доходов и расходов, но и важнейший инструмент осуществления определенной политики, а значит, определение, данное выше, отражает лишь внешнюю форму ¾ констатацию определенной деятельности. Следовательно, бюджет ¾ это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет ¾ это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов. Главный признак полноценного местного бюджета ¾ возможность использовать его как инструмент проведения определенной хозяйственной и социальной политики.

Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного определения в зависимости от отношений к конкретному уровню бюджетной системы . 1



Местный бюджет ¾ это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением местного бюджета осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. 2

С позиций развития муниципальных финансов термин «местный бюджет» может пониматься как совокупность экономических отношений, существующих между юридическими и физическими лицами как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования . При этом функции осуществления бюджетного процесса регулируются органом местного самоуправления на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Местные бюджеты выполняют следующие функции:

§ формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

§ распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

§ контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных указанным органам власти.

Виды местных бюджетов

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: 3

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

§ бюджеты муниципальных районов ,

§ бюджеты городских округов ,

§ бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга,

§ бюджеты городских и сельских поселений .

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

С точки зрения содержания деятельности местный бюджет подразделяется:

§ на текущий бюджет (в приложении к местному бюджету) ¾ совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления , обеспечивающих первоочередные нужды, функционирование муниципального хозяйства (прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления);

§ бюджет развития ¾ совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие муниципального образования ; делится на долгосрочный (стратегический), среднесрочный (тактический) и краткосрочный (оперативный). Содержание деятельности по планированию в каждом из этих видов бюджета развития представлено в табл. 32.1.

Формирование и исполнение местного бюджета затрагивает бюджеты физических лиц , предприятий и организаций, расположенных на данной территории, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (в виде перечисления местных налогов и сборов, социальных расходов и пр.). Согласно законодательству, эти бюджеты не входят в бюджетную систему Российской Федерации, но их участие определяет структуру местного бюджета.

Предложенная классификация, несмотря на ее условность (на практике средства могут переходить из одного бюджета в другой), тем не менее крайне важна, потому что позволяет выделить и более четко определить цели и задачи муниципального хозяйства , планировать его перспективу. Без разделения бюджета на эти две важнейшие группы (текущий бюджет и бюджет развития ) невозможно сколько-нибудь серьезное финансовое планирование и построение структуры самого муниципального хозяйства.

В зависимости от полномочий органов местного самоуправления можно выделить также два вида местного бюджета:

2) направляемый на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органами государственной власти органам местного самоуправления на основе закона.

Такое разделение обусловлено тем, что порядок расходования средств, выделенных на исполнение государственных полномочий, определяется органом, их передавшим, и, следовательно, может быть отличным от порядка расходования собственных средств местного бюджета.

Приведенные выше классификации местных бюджетов, естественно, не могут применяться в чистом виде, потому что бюджет сам по себе ¾ это комплексный документ, включающий элементы всех перечисленных выше видов бюджетов. Однако эти классификации дают возможность более грамотно построить структуру бюджета, а также сам процесс составления бюджета и финансового планирования деятельности муниципального образования.

Структура бюджета ¾ это направления расходования средств и их источники, т. е. статьи расходов и доходов. Поскольку бюджет ¾ это документ, отражающий реальные цели и задачи данного муниципального образования, выбор его структуры зависит от конкретной ситуации и задач анализа.

_______________

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2004. Глава 9.

2 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2004. Статья 10.

Ст. 132 Конституции регламентирует существование у муниципалитетов собственного бюджета, который они обязаны финансировать, принимать и исполнять.

Вместе с этим местные бюджеты включаются в систему консолидированного бюджета региона. Законодательство предписывает необходимость официального опубликования проекта местного бюджета и ежегодного отчета по результатам его исполнения.

В структуре бюджетов отдельно предусмотрены суммы для осуществления обязательств МО, которые возникают по вопросам исполнения ими властных полномочий и реализации расходных обязательств для выполнения некоторых государственных полномочий за счет субсидий из других бюджетов. Действующий Бюджетный кодекс (ст.15) не допускает для муниципалитетов других способов формирования и использования денежных средств.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать максимальную сбалансированность и прозрачность финансового документа. Он формируется и расходуется на основании требований федеральных законов в части осуществления бюджетного процесса, определения параметров дефицита и осуществления взятых обязательств.

В случае принятия бюджета с превышением расходов над доходами, величина которого ограничена 10% от объема его доходов за год определяются источники его покрытия. Бюджетное законодательство позволяет МО задействовать для финансирования бюджетного дефицита исключительно внутренние источники, выраженные в рублевом эквиваленте. Также с этой целью невозможно привлекать средства от продажи валютных ценностей.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты обеспечивают финансирование деятельности муниципальных образований, выполняя следующие функции:

  • привлечение денежных средств, направляемых на выполнение обязательств местной власти;
  • распределение финансовых ресурсов между отраслями экономики на территории муниципалитета;
  • контроль над финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, которые подведомственны муниципалитетам.

Формирование доходной части

В качестве доходных статей местных бюджетов используются налоговые и неналоговые поступления. К числу местных относится земельный налог, торговый и курортный сбор, а также налог на имущество физлиц. В виде неналоговых источников привлекается прибыль от имущества МУП, муниципалитетов и платных услуг, предоставляемых учреждениями местной власти. Дополнительным источником поступлений выступают различные виды ассигнований, связанных с реализацией некоторых госполномочий и выполнением требований федерального законодательства.

Расходная часть

Приоритет в расходных статьях местных бюджетов определяется необходимостью реализации планов хозяйственного развития и финансированием различных социальных проектов на территории муниципалитета. Бюджетный кодекс оставляет право направлять суммы из местного бюджета на осуществление следующих задач:

  • организация предвыборных кампаний и референдумов;
  • приобретение муниципального имущества и управление им;
  • организация транспортного обеспечения граждан и муниципальных организаций;
  • финансирование деятельности муниципальных органов власти;
  • содержание местного ЖКХ и органов правопорядка;
  • строительство и ремонт дорог;
  • благоустройство территорий и многое другое.

На практике свыше 50% расходной части местных бюджетов направляется на различные нужды, связанные с жизнеобеспечением населения.

Местный бюджет – это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления и поэтому местные бюджеты не относятся к системе государственных финансов, хотя и являются элементом единой финансово-бюджетной системы страны.
К местным бюджетам в РФ относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах.
Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации 1993г., Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. (с последующими изменениями), Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997г. и Бюджетным кодексом РФ.
Местный бюджет необязательно должен совпадать с административными границами той или иной территории. Допускается, что внутри одного муниципального образования могут иметься еще несколько таких же образований (более низкого уровня), но со своими бюджетами, собственностью и органами управления. Именно такая ситуация многоуровневого местного самоуправления складывается в большинстве регионов России, особенно в пределах территориально крупных субъектов Федерации. Одновременно в местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве их составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составлению бюджета муниципальных образований (как и бюджетов других уровней) должны предшествовать разработка прогнозов социально-экономического развития территорий и подготовка их сводных финансовых балансов. Такая процедура создает определенное экономическое и логическое единство всей бюджетной системы региона, ориентацию этой системы на развитие региона и его территорий как социально-экономической целостности.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды и иные финансовые ресурсы (в соответствии с действующими федеральными и областными законами).
Финансовое состояние институтов местного самоуправления проявляется в способности или неспособности местных органов власти финансировать текущие и перспективные задачи в полном объеме и в соответствии с установленными в данной стране стандартами и нормативами.
Таблица 9.3 Доходы местного бюджета


1. Налоговые

Собственные
Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Налог на рекламу
Налог на наследование и дарение
Местные лицензионные сборы

Регулирующие (их доля подвергается периодическим пересмотрам)

2. НЕНАЛОГОВЫЕ

доходы от приватизации и реализации муниципального имущества

не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории данного муниципального образования

доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель

доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей

штрафы

государственная пошлина

не менее 50% налога на имущество предприятий и организации

подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без права юридического лица

+ определенную долю отчислений от федеральных налогов, которые регионы получают с федерального уровня

финансовая помощь в различных формах (дотации, субвенции и т.д.)

Финансовое состояние и реальные возможности эффективной финансовой политики муниципальный образований, прежде всего, зависят от расходной нагрузки, которая возложена на этот уровень власти нормативно-законодательными актами.
Расходы бюджетов муниципальных образованийможно разделить на несколько групп. Это расходы, связанные:
с решением вопросов местного значения;
с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам, по ссудам и пр.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие расходы, а также уточнен порядок исполнения расходной части местного бюджета. Кроме того, все расходы муниципальных образований можно разделить на те, которые финансируются исключительно из местных бюджетов, и те, которые финансируются совместно с бюджетами других уровней, что было отмечено в разделе о бюджетах регионов.
Самостоятельно местные бюджеты осуществляют:
содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка, муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и референдумов;
организацию, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
организацию транспортного обслуживания населения и учреждений; дорожное строительство и содержание дорог местного значения; охрану окружающей природной среды; благоустройство и озеленение территорий;
реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения.
На практике, как правило, отмечается нехватка средств местных бюджетов. Возникает дефицит, финансирование которого осуществляется из двух источников:
из муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
из кредитов, получаемых от кредитных организаций.
В связи с использованием указанных источников финансирования дефицитов местных бюджетов может возникать муниципальный долг, который полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом (муниципальной собственностью), составляющим «муниципальную казну». Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом из договоров заимствования, но в пределах 10 лет. При этом государство не несет ответственности по долговым обязательствам местных властей, если, конечно, эти обязательства не были особым образом гарантированы субъектом Федерации или на федеральном уровне. То же самое относится и к долговым взаимоотношениям субъекта Федерации и муниципальных образований - субъект Федерации не отвечает по долговым обязательствам своих муниципальных образований.
Требование сбалансированности местных бюджетов предполагает не только рост их доходной части, но и разумное сокращение расходной. Сокращение расходов можно осуществлять, например, при помощи муниципального заказа, осуществляемого на конкурсной основе.
Минимальный местный бюджет – бюджет минимальной обеспеченности – имеет в своей основе минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы (в натуральном и денежном выражении), характеризующие уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов должны устанавливаться законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, имеющих необходимую территориальную привязку. Для их финансирования за местными бюджетами закрепляются самостоятельные (собственные) доходные источники. Если их не хватает, то на местный уровень передаются (должны передаваться) достаточные дополнительные источники финансирования из бюджета субъекта Федерации.
  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
  • Гарантии местного самоуправления
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Местный бюджет

Понятие бюджета можно рассматривать с нескольких позиций. С точки зрения экономики, под бюджетом можно понимать финансовый план на определенный период.

Применительно к местному самоуправлению можно говорить, что это «совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти» 1 Рубан В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998. С. 134. .

С правовой точки зрения, под бюджетом государства можно понимать форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства 2 Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2003. С. 36. , а под местным бюджетом - план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в виде описи доходов и расходов 3 Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998. С. 50. .

Приведенные выше определения разработаны учеными и призваны подчеркнуть тот или иной аспект бюджета. Что касается нормативного определения, то оно содержится в Бюджетном кодексе РФ.

В соответствии со ст. 14 БК РФ

бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Расходные финансовые обязательства муниципальных образований в основном связаны с решением вопросов местного значения.

В отношении бюджета муниципального образования иногда применяется понятие «консолидированный бюджет» . Под консолидированным бюджетом муниципального образования понимается свод бюджетов соответствующего муниципального образования и нижестоящих территорий в его границах. Так. например, консолидированный бюджет муниципального района состоит из бюджета муниципального района, бюджетов сельских и городских поселений в составе муниципального района, смет доходов и расходов территорий, не являющихся поселениями, но находящихся в границах муниципального района. Консолидированный бюджет городского округа состоит из городского бюджета и бюджета административно- территориальных образований в его границах.

Материальное воплощение бюджета - это всегда особый юридический документ, принимаемый представительным органом власти, имеющий специально установленную законом структуру, в котором закрепляются все планируемые на очередной финансовый год доходы и расходы.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. В этом нашел отражение принцип гласности местных бюджетов.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования (ч. 6 ст. 52 Закона от 2003 г.).

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления могут осуществлять, в частности, следующие бюджетные полномочия:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
  • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
  • в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

В связи с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, касающиеся бюджетных полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают перечисленными выше полномочиями в бюджетной сфере, а также имеют дополнительные полномочия, направленные на:

  • установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с данным Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов РФ в бюджеты муниципальных районов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  • определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с ч. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Структура местного бюджета. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ структура бюджетной системы состоит из:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  2. бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов, в том числе: бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетов городских и сельских поселений.

Как отмечается в современной научной литературе, «...реально в большинстве субъектов РФ присутствуют два уровня местных бюджетов» 4 Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Подготовлен авторским коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы (г. Саратов) // «СПС Консультант Плюс». . Так, в 24 субъектах Федерации созданы местные бюджеты двух уровней, в 15 - местные бюджеты на уроне поселений и районные (государственные) бюджеты. Кроме того, в составе бюджетов районов имеются сметы доходов и расходов поселков и сельских администраций 5 Пронина Л.И. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства - основное условие реализации реформы федеральных отношений и местного самоуправления // Местное право. 2004. № 1-2. С. 49. . Таким образом, местные бюджеты имеют не все населенные пункты, а только поселения, являющиеся муниципальными образованиями.

Как и бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации, местный бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

Доходная часть местного бюджета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

В ст. 6 Федерального закона о финансовых основах говорится о том, что доходная часть местных бюджетов состоит, в том числе, из поступлений «регулирующих доходов». Однако, в соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс РФ изменениями, ст. 48 «Регулирующие доходы бюджетов» утратила свою силу с 1 января 2005 г.

Соответственно, федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами или законами субъектов РФ устанавливаются нормативы отчислений (в процентном выражении) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год или на долговременной основе, из разряда регулирующих доходов перешли в разряд собственных доходов местных бюджетов.

Несмотря на то, что в Федеральном законе от 2003 г. не употребляется термин «регулирующие доходы», деление доходов на собственные и регулирующие широко используется при анализе степени самостоятельности и достаточности финансовой базы местного самоуправления.

Собственные доходы представляют собой налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к собственным доходам местных бюджетов относятся следующие средства.

  1. Средства самообложения граждан (более подробно регламентируются ст. 56).
  2. Доходы от местных налогов и сборов (ст. 57).
  3. Доходы от региональных налогов и сборов (ст. 58).
  4. Доходы от федеральных налогов и сборов (ст. 59).
  5. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (ст. 60 и 61), иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней (ст. 62), и другие безвозмездные перечисления 6 В соответствии с ныне действующим законодательством о местном самоуправлении финансовая помощь отнесена к категории собственных доходов местных бюджетов, что не верно сточки зрения бюджетного законодательства РФ. .
  6. Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.
  7. Часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.
  8. Штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  9. Добровольные пожертвования.
  10. Иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления (например, суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход бюджетов).
  11. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в представительные органы которых входят главы муниципальных образований и депутаты представительных органов муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

Финансовая помощь - это установленные законодательством Российской Федерации формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет бюджетов других уровней, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и дополнительной наполняемости местных бюджетов для решения вопросов местного значения и переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

К финансовой помощи могут быть отнесены дотации, субсидии, субвенции, средства по взаимным расчетам, иные безвозмездные перечисления в бюджет муниципального образования.

Дотация - это средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня (федерального или бюджета Федерации) без целевого назначения на безвозвратной основе. Органы местного самоуправления используют финансовые средства, полученные в форме дотаций, по своему усмотрению и не обязаны отчитываться об использовании этих средств.

Субсидия - это средства, направляемые на нужды муниципального образования из бюджета РФ или бюджета субъекта РФ, или из бюджета муниципального района на нужды поселения на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии, истраченные не по назначению или не использованные в срок, подлежат возврату в соответствующие бюджеты.

Субвенция - это средства, предоставляемые конкретному бюджету муниципального образования на конкретные цели и на определенный срок. В случае неиспользования субвенция подлежит возврату в соответствующий бюджет.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно говорить о следующих видах субвенций.

1) Субвенции из федерального или регионального бюджета. Это финансовые средства, предоставляемые местным бюджетам из бюджета федерального уровня (государственного фонда компенсаций) или бюджета уровня субъекта РФ (региональный фонд компенсаций).

2) Субвенции уровня местных бюджетов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. предусматривает создание районных фондов финансовой поддержки поселений, из которых поселения в составе муниципального района в случае необходимости могут получать средства в виде субвенций и дотаций.

Следует уточнить, что Бюджетный кодекс РФ использует понятие «фонд компенсаций», а Федеральный закон от 2003 г. - понятие «фонд финансовой поддержки». По нашему мнению, содержание этих понятий совпадает.

Положения Федерального закона о создании в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений напрямую связаны с подинститутом финансово-экономических основ местного самоуправления, который называется «Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений» (ст. 60).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ

минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Выравнивать бюджетную обеспеченность городских и сельских поселений Федеральный закон от 2003 г. предлагает тремя способами:

  1. за счет бюджета субъекта Федерации путем предоставления дотаций из образуемого в составе его расходов регионального фонда финансовой поддержки поселений;
  2. за счет средств бюджетов муниципальных районов путем предоставления дотаций из образуемых в составе их расходов районных фондов финансовой поддержки поселений;
  3. за счет дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных для бюджетов поселений. Эти нормативы отчислений полностью или частично могут заменять вышеназванные дотации. Порядок расчетов данных нормативов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Использование местных бюджетов денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения, учреждений культуры и много других учреждений непроизводственной сферы.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, финансировании по развитию системы - водоснабжения и канализации.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по долгам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут проводится до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета.

Регулирование доходов региональных и местных бюджетов.

Собственные источники доходов региональных и местных бюджетов в форме региональных и местных налогов и сборов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве районов страны. Поступления от федеральных налогов в виде отчислений в местные бюджеты их части хотя и значительны, но недостаточны. В большин-стве районов страны налицо дефицит бюджетов в значительных размерах, что затрудняет решение задач, стоящих пе-ред органами самоуправления. Возникает необходимость ре-гулирования доходов региональных и местных бюджетов.

Регулирования доходов бюджетов в целях их сбалан-сирования применяется метод прямой финансовой поддерж-ки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фик-сированной денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь предоставляется в виде дотации, субвенции или суб-сидии.

Дотация в бюджетных отношениях -- это определенная денежная сумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия текущих расходов из вышестоящего бюджета в нижестоящий по решению представительного органа власти. При выдаче дотации не оговариваются цели направления средств. Согласно закону дотация предоставляется в случае, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета ни-жестоящего территориального уровня.

С 1992 г. стали выделяться субвенции из федерального бюджета в бюджеты республик, автономных образований, а затем и внутри республик и областей.

Субвенция -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвоз-мездной и безвозвратной основах для осуществления опреде-ленных целевых расходов.

Закон РФ "О субвенциях республикам в составе Россий-ской Федерации, краям, областям, автономным округам, го-родам Москве и Санкт-Петербургу" был принят 15 июля 1992 г. Законом предусмотрены субвенции двух видов: 1) те-кущие, к которым относятся субвенции, направляемые на финансирование текущих расходов; 2) целевые инвестици-онные, направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности. При этом установлены особые условия и порядок предоставления текущих и целевых инве-стиционных субвенций.

Текущие субвенции предназначены для выравнивания условий финансирования регионов, покрытия дефицита ни-жестоящих бюджетов за счет средств бюджетов вышестоя-щего уровня.

Инвестиционные целевые субвенции предназначены для финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территорий.

Текущие и инвестиционные целевые субвенции, полу-ченные из федерального бюджета, включаются соответствен-но в бюджеты субъектов Федерации, областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований.

Законом РФ "О федеральном бюджете на 2001 год" в со-ставе федерального бюджета образован фонд финансовой под-держки субъектов РФ в сумме 100,3 млрд. рублей, из них суб-сидии -- 6,5 млрд. руб., субвенции -- 1,5 млрд. руб., финансо-вая помощь субъектам РФ -- 92,3 млрд. руб. Средства фонда направлены на: обеспечение финансовой поддержки жизне-обеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снаб-жения населения; строительство предприятий (организаций) социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; фи-нансирование целевых программ по развитию регионов.

Объем и распределение фонда субвенций на инвестиции из федерального бюджета осуществляются на основе запро-сов представительной власти субъектов Федерации. Исполь-зование субвенций на инвестиции не ведет к изменению форм собственности на построенные с их помощью объекты.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, пре-доставляются за счет резервных фондов Правительства Российской Федерации и резервных фондов правительств субъектов Федерации.

Орган, оказавший финансовую помощь, вправе контро-лировать ее использование. Субвенция, не использованная в срок или израсходованная не по назначению, подлежит воз-врату. Решение о возврате субвенций принимает орган, ее предоставивший. Возврат субвенции осуществляется в бес-спорном порядке за счет средств получателя субвенции в трех-месячный срок после принятия решения.

Кроме дотации и субвенций для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.

Субсидия (помощь, поддержка) -- средства, предостав-ляемые из бюджета или специальных фондов бюджету дру-гого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В финансовой практике применяется также такая фор-ма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, под которой понимаются бюджетные средства, предоставляемые друго-му бюджету на возвратной или безвозмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В целях наведения порядка с погашением задолженности по налогам и сборам Правительство РФ в сентябре 1999 г. приняло постановление "О порядке и сроках проведения ре-структуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начис-ленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" № 1002, в соответствии с которым организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, вправе ее реструктурировать: на б лет -- по налогам и сборам, а после погашения налоговой задолженности -- на 4 года по пеням и штрафам. Однако это возможно лишь при соблюдении сле-дующих условий:

1. организация должна осуществлять все текущие нало-говые платежи не менее чем в течение двух месяцев до мо-мента подачи заявления о предоставлении права на реструк-туризацию;

2. организация утрачивает право на реструктуризацию, если она не осуществляет текущие налоговые платежи в пол-ном объеме.

В то же время, если организация в течение двух лет гасит задолженность в соответствии с утвержденным графи-ком, она имеет право на досрочное списание половины задолженности по пеням и штрафам, а если более четы-рех лет - вся задолженность по пеням и штрафам может быть списана досрочно.

Реструктуризация задолженности организации по обя-зательным платежам в федеральный бюджет осуществляет-ся один раз. Принятие решения о реструктуризации предо-ставлено территориальному налоговому органу по месту ре-гистрации в случае, если сумма задолженности не превыша-ет 20 млн. руб.

Принципы исполнения бюджета.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов местного самоуправления. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации по каждому направлению расходования средств.

Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета - на месяц с распределением на пяти- десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, часто в суммах реально поступающих доходов.

Бюджетная роспись составляется уполномоченным представительным органом, утверждается в установленном законодательством порядке.

Для осуществления расходов соответствующие средства представляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них ассигнованиями. Они имеют право расходовать бюджетные средства в строгом соответствии с утвержденной сметой.

Контроль за целевым использованием предприятиями и организациями выделенных средств осуществляет финансовый орган исполнительной власти.

Решение об использовании свободных бюджетных средств (сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета) принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств в свой бюджет. Свободные бюджетные средства по решению законодательного (представительного) органа власти могут быть направлены: осуществление различных социально-экономических программ; вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных ссуд.

Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Принципы межбюджетных отношений.

Бюджетные отношения между органами государствен-ной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансо-вой поддержки строятся на основе определенных принци-пов, характерных для бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения основываются на следую-щих основных принципах:

· самостоятельность бюджетов всех уровней бюджет-ной системы Российской Федерации;

· сбалансированность интересов всех участников меж-бюджетных отношений бюджетной системы РФ;

· равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с феде-ральным бюджетом;

· законодательное разграничение доходных источни-ков между бюджетами;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обес-печенности;

· единство бюджетной системы РФ;

· передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в территориальные бюджеты;

· средства, переданные бюджету одного уровня от бюд-жета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти, а также представительной власти местного самоуправления воздерживаются от принятия ре-шений, которые приводят к увеличению расходов бюдже-тов других уровней, за исключением случаев в связи с чрез-вычайными ситуациями и стихийными бедствиями.

Основой для расчета финансовой помощи территори-альным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы мини-мальной бюджетной обеспеченности, определяемые на ос-нове единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов Федерации.

Финансовая поддержка субъектов Федерации предос-тавляется в формах, установленных законодательством Рос-сийской Федерации.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты