Патерналистская модель социальной политики и ее принципы. Модели и структурные компоненты социальной политики

Введение

Во второй половине двадцатого и начале двадцать первого веков страны социалистического строя перешли от централизованно-плановой к рыночной системе экономических отношений. Развивающаяся высокими темпами экономика стран социалистической ориентации тридцатых годов двадцатого века обеспечивала рост благосостояния людей, но в послевоенный период экономика этих стран и, прежде всего бывшего СССР, начала буксовать, а уже с конца шестидесятых стала резко падать. В результате, конец восьмидесятых годов ознаменовался глубоким кризисом. Теории развитого социализма и завершения создания материально-технической базы коммунизма в СССР оказались несостоятельными.

Процесс развала экономики и падения уровня жизни населения наблюдался не только в СССР и входящих в него союзных республиках, но и во всех социалистических странах. Причинами такого экономического провала и создавшейся социальной напряженности явились ошибки, допущенные как в теории, так и на практике социалистической организации производства в масштабе целых стран и всей общественно-экономической системы.

Необоснованной оказалась также концепция о развитом социализме как плацдарме для перехода к высшей фазе коммунистического общества. Критика капиталистического общества и его экономической основы - частной собственности и предпринимательства, утверждение о создании коммунистического общества, основанного на общественной собственности на средства производства служили основополагающими принципами в государственной идеологии.

Развитие экономических и социальных процессов в социалистическом обществе объясняли как результат действия объективных экономических законов. В системе экономических законов особо выделялся основной экономический закон социализма. О содержании этого закона шли бесконечные дискуссии. Основная масса авторов сходилась в том, что целью социалистического производства является обеспечение наиболее полного удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей населения на основе всемерного развития общественного производства на базе высшей техники.

Следует отметить, что в данном определении основного экономического закона ничего плохого нет. В нем подчеркивается цель общественного производства и средства ее достижения. Однако, механизм реализации этой цели состоял из командно-административных распоряжений, усиленного государственного вмешательства во все детали хозяйственной жизни: централизованное планирование объемов производства для отдельных предприятий, ценообразование, реализацию товаров и др. Частная собственность и предпринимательство полностью запрещались. Рыночные отношения допускались лишь частично и как временное явление для первой фазы коммунистического общества.

Некоторые отступления от догматических взглядов на экономику были сделаны в эпоху перестройки, когда стали появляться идеи внедрения рыночных механизмов в хозяйственную практику. Однако эти попытки, при системе общественной собственности на основные средства производства и централизованного, планирования и управления, должного эффекта не дали. Экономика безудержно катилась вниз, подвергая сотни миллионов людей лишению и бедности. Сама жизнь подсказала, что печальный опыт развития ряда стран и народов по пути командно-административной системы социально-экономического развития потребовал избрания ими более прогрессивной модели общественного развития. В этой связи необходимо выяснить сущность таких категорий, как экономическая система, социально-экономический строй, экономическая политика, экономическая сфера, социальная сфера, модели социально-экономического прогресса и другие, которые раскрывают содержание нашего предмета.

1. Сущность и характеристики моделей социальной работы

Формирование и развитие социальной экономики, как системы социально-экономических отношений в различных странах, имеют свои исторические, геополитические, национальные, экономические, политические и другие особенности. Однако, в основе всех моделей лежит концепция неолиберализма. В свою очередь, в основе концепции неолиберализма лежит идея заботы о человеке с его многообразными потребностями. Каждый член общества обладает неотъемлемыми правами и прежде всего правом на человеческое достоинство и свободное развитие своей личности. Все члены общества должны иметь равные возможности осознавать и реализовать свое индивидуальное благосостояние в рамках установленных правовых норм и материальных границ.

Под моделью социальной политики подразумевается общая схема описания важнейших элементов социальной политики, ее целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обесславливающими ее экономическими, демографическими, политическими и другими факторами.

Составной частью экономической системы является социальная сфера. Существуют различные подходы к определению социальной сферы. Социальная сфера, с точки зрения структуры экономики, определяется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных с обеспечением определенного образа и уровня жизни населения. К ним, главным образом, относятся предприятия сферы социального обслуживания - учреждения образования, здравоохранения, транспортные организации, органы социального обеспечения, культуры, спорта и другие. Примерно такой же подход к определению социальной сферы встречается в большинстве учебной и научной литературы. Структурный подход к определению социальной сферы позволяет изучить ее место в экономическом организме страны, динамику по годам, изменения в статьях расходов государственного бюджета. В то же время следует отметить, что такое определение имеет определенный недостаток. В нем преобладает механический и чисто статистический подход, не раскрывается полностью сущность социальной сферы, как экономической категории.

Рассмотрим некоторые модели социальной политики, применявшейся в различных странах в последние десятилетия.

.1 Патерналистская модель

В директивной экономике нашей страны и в других социалистических странах реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Я. Корнаи определяет патернализм как такую модель, когда «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным».

На первый взгляд, государство, сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на «высшую инстанцию» в решении всех социальных проблем.

Еще одна характерная черта патерналистской модели - жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием этого явилась не только непомерная для государства «ноша» в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Третья черта патерналистской модели огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Четвертая черта указанной модели - чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В таких отраслях как образование, здравоохранение, социальное обеспечение практически полностью отсутствовали платные формы и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей - в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании - исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме «теневой» экономики, в виде услуг «черного» и «серого» рынков.

Пятая черта патерналистской модели - эгалитаризм - равенство в потреблении материальных благ и услуг.

Данный принцип социальной политики сыграл положительную роль в обеспечении общедоступности важнейших социальных благ. На его основе в нашей стране была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем, эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Шестая черта патерналистской модели социальной политики - гарантированная всеобщая занятость - была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию все новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно, со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

В целом, можно сделать вывод о том, что на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества встала задача поиска альтернативных моделей социальной политики.

1.2 «Шведская» модель

Среди моделей социальной политики, наиболее близкой к патерналистской модели, имевшей место в Советском Союзе и в других социалистических странах является шведская модель благосостояния.

Модель социально ориентированной экономики является характерной особенностью шведской школы экономической мысли. Наиболее известными представителями этой концепции являются Г. Мюрдаль, Б. Олин, Г. Кассель, Э. Линдаль. Э. Лундберг, Б. Хансен.

Зарождение шведской школы относится к 30-м гoдам ХХ века, когда ученые-экономисты страны стали выявлять причины великой депрессии и пути выхода из нее. Представители шведской школы того периода, в частности Дж.М. Кейнс, выдвинули идею о непригодности политики замораживания и сокращения заработной платы, как средства выхода из депрессии. Они выступили за использование денежной политики в антикризисном регулировании. Ими была разработана модель расширения государственного вмешательства в экономику, обеспечения социальной защиты населения и внедрения прогрессивного налогообложения.

Характерными чертами шведской модели социально ориентированной экономики является поддержка государственного регулирования в целях без кризисного развития экономики, активное изучение проблем распределения доходов и собственности, сохранение классовой солидарности. Идеи шведской школы широко используются центристскими и левыми политическими движениями, особенно социал-демократами.

Шведская модель отличается сильной государственной социальной политикой. Она направлена, прежде всего, на сокращение имущественного неравенства. Для этой цели используется механизм перераспределения дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Государство, имея в своем распоряжении около четырех процентов основных фондов, берет на себя более 70 процентов от общей суммы расходной части ВВП, свыше половины которых направляются на социальные цели. Перераспределение доходов осуществляется, главным образом, путем высокого процента налогообложения.

Шведскую модель социально-экономической системы называют также функциональной социализацией. При такой системе производственная функция ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной основе, а государство осуществляет функцию обеспечения высокого уровня жизни. Оно берет на себя заботу об обеспечении занятости, образования, медицинского обслуживания, социального страхования, а также налаживания работы многих видов социальной инфраструктуры, таких как транспорт, научно-исследовательские учреждения и др.

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Поэтому патерналистские черты, присущие данной модели, не были взаимосвязаны с подавлением государством жизненных интересов того или иного класса, подобно тому как это произошло в нашей стране.

Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Данное обстоятельство обусловило следующую особенность шведской модели - ее рестриктивный (ограничительный) характер. Подобная рестриктивность касается как личных доходов населения, так и доходов предпринимателей, и реализуется с помощью прогрессивной налоговой системы, которая позволяет изъять в государственный бюджет значительную часть первично распределяемых доходов.

В свою очередь жесткая налоговая система является финансовой базой для различного рода трансфертных платежей и для развертывания широкой сети высококачественных социальных услуг. Значительная роль трансфертных платежей влечет за собой активное вмешательство шведского государства в функционирование органов социального страхования, которые находятся под строгим государственным контролем и финансируются в значительной мере за счет государственного бюджета.

Шведской модели благосостояния присущ высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг, на которые расходуется примерно 40% всех расходов государственного бюджета.

Однако рассматриваемой модели социальной политики присущи такие недостатки как слабая связь между характером и эффективностью труда отдельного работника и уровнем его социального обеспечения; нивелирование в оплате труда вследствие жесткой рестриктивной системы; слабая конкуренция в деятельности организаций и учреждений социальной сферы.

.3 Рыночная модель

Следующей моделью социальной политики, получившей распространение в индустриально развитых странах, является концепция «государства благосостояния».

Модель социальной рыночной экономики направлена на свободное развитие, самоопределение и личную ответственность субъектов рынка, на принятие децентрализованных решений, в соответствии с рыночной ситуацией. Государство должно «приспособить» экономическую политику к человеку, а не человека к экономической политике. В соответствии с общей концепцией социальной рыночной экономики ее цели и средства достижения сводятся к следующему:

Обеспечение максимально высокого уровня благосостояния. Такая цель достигается, прежде всего, путем развития свободной конкуренции; создания необходимых условий для экономической свободы; стремления к обеспечению всеобщей занятости трудоспособных членов общества; предоставления гарантированного дохода каждому, желающему работать; обмена валюты; расширения международного разделения труда; либерализации внешнеэкономической деятельности. Все это рассматривается в плане основных вариантов максимального повышения благосостояния людей.

Принятие социально справедливой денежной системы и обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги. Такая цель достигается путем создания независимого эмиссионного банка; относительной стабильностью государственного бюджета и улучшением платежного баланса на основе неуклонного роста экономики страны.

Установление социальной справедливости и защиты семей; справедливое распределение доходов и имущества.

Социальный продукт играет решающую роль в формировании средств социальной защиты населения. Государство принимает меры по корректировке первичного распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье, дотаций. При этом, концепция социальной рыночной экономики подчеркивает необходимость определенных ограничений в социально-политической корректировке. Экономическая политика должна минимально ограничивать свободу личности и социальных групп.

В основе концепции «государства благосостояния» лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Исторически концепция «государства благосостояния» формировалась в периоды экономических и политических потрясений, когда государство берет на себя все управленческие функции, включая социальную сферу, минимизируя при этом действия рыночных факторов. Это, в свою очередь, обеспечивало гарантию общедоступности социальных благ и услуг, причем критериями доступа к указанным благам становилось гражданство как право каждого гражданина получить социальную поддержку и защиту со стороны государства.

Следует отметить, что эта концепция выполняла функции не только социального амортизатора (например, в виде поддержки безработных, программ занятости, переподготовки и профессиональной ориентации лиц, потерявших работу, и т.п.), но и функции существенного улучшения качества рабочей силы, что стало особенно актуальным в условиях разворачивающейся в эти же временные рамки научно-технической революции. Еще одна важная функция концепции «государства благосостояния», обеспечившая широкую поддержку данной социальной модели, - предоставление социальных гарантий в старости и в экстраординарных случаях.

На первоначальных этапах осуществления концепции «государства благосостояния» деловые круги воспринимали ее достаточно лояльно, так как она способствовала установлению «социального мира». Но со временем налоговое бремя оказалось для них (как и для широких слоев населения) излишне тяжелым. При этом многочисленные исследования показали, что «огосударствленная» часть социальной сферы отличалась не только более низким качеством услуг, но и менее рациональным использованием ресурсов, нежели аналогичные частные и общественные организации и учреждения социальных отраслей. Все это породило требования о свертывании концепции «государства благосостояния», о приватизации отдельных отраслей социальной сферы и о более широком использовании в функционировании социальных отраслей рыночных принципов, что и было осуществлено в большинстве стран Западной Европы в середине 70-х - начале 80-х годов.

Если концепция «государства благосостояния» получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран, то концепция «социального рыночного хозяйства» наиболее полно была реализована в ФРГ.

Сущность концепции «социального рыночного хозяйства» заключалась в признании примата экономической свободы предпринимателя и отрицании административного вмешательства в экономику поскольку именно рыночная свобода создает экономические, ресурсные предпосылки для достижения социальных целей.

На основе развития чисто рыночной экономики западногерманское государство развернуло целую систему социальных амортизаторов, не позволяющих любому гражданину опускаться ниже установленной черты бедности. Но при этом государство старается не брать на себя выполнение таких социальных задач, которые под силу самим гражданам.

Социальная политика, осуществляемая на основе концепции «социального рыночного хозяйства», не лишена некоторых противоречий. Они заключаются в том, что, с одной стороны, сохраняется рыночный характер предоставления большинства социальных услуг. Это позволяет обеспечивать суверенитет потребителя данных услуг, поддерживать конкуренцию между отдельными организациями и учреждениями социальной сферы. В то же время, осуществление государственных социальных программ потребовало создания значительного бюрократического аппарата со всеми присущими ему проблемами неэффективности, отчуждения, низкой степени ответственности за осуществляемую работу.

«Социальное рыночное хозяйство» представляет собой относительно более рыночную, чем концепция «государства благосостояния» модель социальной политики. Причем на протяжении уже почти пятидесяти лет основные постулаты «социального рыночного хозяйства» сохраняются в практически неизменном виде.

В русле либеральных экономических воззрений находится рыночная модель социальной политики. Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей.

В процессе разгосударствления происходит диверсификация социальных учреждений по формам собственности, условиям предоставления услуг, нацеленности услуг на определенные группы населения.

Вторая основополагающая идея рыночной модели социальной политики - ее селективность, избирательность, ориентация на четко определенные группы населения или на отдельные типичные жизненные ситуации, требующие помощи со стороны государства. Таким образом, государственная социальная политика складывается как бы из двух частей, в зависимости от того, к какой группе членов общества она применяется. Для трудоспособных граждан помощь государства сводится к созданию условий для повышения их трудовой активности и развитию самопомощи. Социальная же помощь со стороны государства или других общественных институтов оказывается гражданам лишь по причинам болезни, несчастного случая, старости и безработицы.

Третья черта рыночной модели социальной политики - ее ориентация на традиционные ценности и социальные институты, такие как семья, местные общины, неприбыльные организации.

Рыночная модель социальной политики легла в основу конкретных шагов правительства Великобритании, возглавлявшимся М. Тэтчер, в середине 70-х годов. Реализация данной модели стала своеобразным ответом на просчеты и недостатки социальных моделей типа модели «государства благосостояния».

2. Сравнительные характеристики моделей

социальный патерналистский рыночный

В этой главе работы проводится сравнительный анализ вышеприведённых моделей, рассматриваются их отличительные особенности. Итак, начнём с рыночной модели.

Рыночная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации третьего сектора. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета.

В рыночной модели государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов.

Шведская же модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в основном в бесплатной форме. Принцип солидарности предполагает реализацию в нескольких планах: солидарность между различными социальными группами и слоями общества, между различными поколениями, а также между государством, предприятием и работником через систему налоговых, бюджетных отчислений и страховых взносов.

В патерналистской модели предполагается наличие принципа государственной ответственности. Государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Все иные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации и пр.) действуют либо от имени государства, либо под его контролем. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий.

Характеристики патерналистской модели:

директивное регулирование социальной сферы;

огосударствление социальной политики и вытеснение всех иных субъектов социальной политики;

отсутствие либо слабое развитие рыночных отношений и конкуренции в социальной сфере;

ориентация на гарантированную занятость, обеспечиваемую административными рычагами;

отсутствие реального рынка труда;

бесконтрольность и неэффективность управления социальной сферой;

низкий уровень предоставляемых социальных услуг;

формирование социальной пассивности и иждивенческих настроений.

В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

У патерналистской и «шведской» модели существует общее свойство, которое выражается в государственной поддержке в социальной сфере. Но в патерналистской модели государство полностью контролирует и регулирует социальную сферу, в «шведской» модели может существовать и негосударственная социальная поддержка.

Заключение

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Подобно тому, как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, каждая экономическая система имеет свои плюсы и минусы. В связи с этим, наиболее правильным будет синтезировать несколько типов экономических систем, для организации наиболее благоприятных экономических условий жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

Основными направлениями социальной политики государства являются:

.Повышение уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных потребностей. Денежная оценка благ и услуг, потребляемых в среднем домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни:

достаток - обеспечивающий всестороннее развитие;

нормальный - обеспечивающий восстановление физических и интеллектуальных сил;

бедность - на уровне сохранения работоспособности:

нищета - поддержание жизнеспособности по биологическим критериям. Уже бедность считается недопустимо низким уровнем жизни.

.Важным направлением социальной политики государства является формирование эффективной системы социальной защиты.

В стране создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Разработана программа социальной интеграции инвалидов, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др. Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ. В стране действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства.

Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и занятость населения. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для этого существует общедоступная система получения среднего, специального и высшего образования, законодательно регламентируются социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска, определяются права работников при найме или увольнении.

Регулирование миграционных процессов. В последние годы миграции являются важным фактором социального развития.

Совершенствование пенсионной системы.

В области здравоохранения и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений.

Литература

1.Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 408 с. - (Серия «Высшее образование»)

2.Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г. Кузнецова - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; Издат. центр «МарТ», 2007. - 418 с.

.Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. - М.:Юрайт-М, 2006. - 302 с.

.Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов /Л.П. Кураков, Г.Е. Яковлев. - М.: Гелиос АРВ, 2006. - 516 с.

.Введение в экономическую теорию /Под ред. Н.М. Пилипенко. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2009. - 114 с.

.Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 704 с.

.Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник для ср. проф. образования /В.Г. Слагода. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 224 с.

.Бушуев С.А., Гребеник В.В. Экономическая теория / Учеб. пособие для студентов вузов /С.А. Бушуев, В.В. Гребеник. - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2007. - 248 с.

.Курс экономической теории: Учебник для вузов / Моск. гос. институт междунар. отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2008. - 832 с.

.Экономическая теория: экзаменационные ответы /Под ред. проф. Белокрыловой О.С. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 448 с.

Последствием этого в СССР явилась не только непомерная для государства ноша -- попытка директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя.

Этатизм.

Огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем.

Известный российский социолог О.И. Шкаратан в своей работе "Тип общества, тип социальных отношений" дает следующую характеристику этатизма как проявления патернализма. Он оценивает общественное устройство, сложившееся в СССР к началу 1930-х и сохранявшееся до 1990-х гг. как этакратическое. "Это была новая социальная система, -- пишет Шкаратан, -- не являвшаяся ни капиталистической, ни социалистической, которая возникла в СССР, а позднее была распространена на другие страны. Ей присущи специфические и устойчиво воспроизводящиеся черты, которые знаменуют становление новой самостоятельной социально-экономической и политической системы, которую можно именовать этакратической (дословно власть государства от франц. и греч.). Этакратизм -- это не цепь деформаций и отклонений от некоей образцовой модели капитализма или социализма, а самостоятельная ступень и в то же время параллельная ветвь исторического развития современного общества со своими собственными законами функционирования и развития".

О.И. Шкаратан называет основные черты этакратической модели:

  • * обособление собственности как функции власти, доминирование отношений типа "власть -- собственность";
  • * преобладание государственной собственности, процесс постоянного углубления огосударствления;
  • * государственно-монополистический способ производства;
  • * доминирование централизованного распределения;
  • * зависимость развития технологий от внешних стимулов (технологическая стагнация);
  • * милитаризация экономики;
  • * сословно-слоевая стратификация иерархического типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определяются их местом в структуре власти и закрепляются в формальных рангах и соотнесенных с ними привилегиях;
  • * корпоративная система как доминирующая форма реализации властных отношений, а соответственно -- иерархического ранжирования и объема и характера привилегий членов социума;
  • * социальная мобильность как организуемая сверху селекция наиболее послушных и преданных системе людей;
  • * отсутствие гражданского общества, правового государства и соответственно наличие системы подданства, партократии;
  • * имперский полиэтнический тип национально-государственного устройства, фиксация этнической принадлежности как статуса (при определении ее "по крови", а не по культуре или самосознанию).

В своем рассмотрении особенностей этакратической системы О.И. Шкаратан ссылается на оценку этого феномена одним из ведущих мировых социологов М. Кастельсом: "В XX веке мы жили, в сущности, при двух господствующих способах производства: капитализме и этатизме. ...При этатизме контроль за экономическим излишком является внешним по отношению к экономической сфере: он находится в руках обладателей власти в государстве (назовем их аппаратчиками или, по-китайски, линг-дао). Капитализм ориентирован на максимизацию прибыли, т.е. на увеличение объема экономического излишка, присвоенного капиталом на основе частного контроля над средствами производства и распределения. Этакратизм ориентирован (был ориентирован?) на максимизацию власти, т.е. на рост военной и идеологической способности политического аппарата навязать свои цели большему количеству подданных на более глубоких уровнях их сознания".

О.И. Шкаратан отмечает, что странам Центральной и Восточной Европы этакратизм был навязан со стороны СССР. При этом особое сопротивление новой системе оказали народы стран с большим опытом рыночной экономики, демократических институтов и принадлежавшим к католической и протестантской христианским культурам. В то же время этакратизм вполне добровольно и самостоятельно произрастал в государствах, не знавших зрелых буржуазных отношений, шедших другим историческим путем, чем Европа -- в Китае и Вьетнаме, Монголии и на Кубе, что подтверждает неслучайность его возникновения.

По мнению О.И. Шкаратана, все существующее ныне в мире разнообразие линий общественного развития в конечном счете основывается на различиях двух доминирующих типов цивилизации, которые условно можно именовать "европейским" и "азиатским".

Первая идет от античного полиса. Это цепочка обществ, характеризующихся частной собственностью, балансом отношений "гражданское общество -- государственные институты", развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма.

Второй тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности. В мировой истории в общем-то и в пространстве, и во времени преобладал этот тип цивилизации. Именно в этих странах, где исторически доминировала эта вторая, неевропейская, линия развития, в середине XX в. установился этакратизм.

Прямое следствие этатизма -- чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем, уровень развития рыночных отношений весьма отличается по отраслям.

В СССР в таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, практически полностью отсутствовали платные формы, и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривающую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возрастающих дотаций. В третьей группе отраслей -- в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании -- исторически сохранялись элементы реального рынка, здесь также присутствовала некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме "теневой" экономики.

Эгалитаризм.

Равенство в потреблении материальных благ и услуг. Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса.

Гарантированная всеобщая занятость.

Была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, по созданию новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала.

Основы модели заложены в гиппократовскую эпоху. Врач предстает здесь в роли волшебника, заботливого отца и даже бога, который по своему усмотрению управляет жизнью человека (пациента). Пациент выступает в роли ребенка, слепо и безоговорочно доверяющего врачу и не несет никакой ответственности за собственное здоровье. Гарантом безопасности для пациента здесь выступают деонтологические принципы, закрепленные в Клятве врача. И если не будет этих гарантий, пациент просто никогда не рискнет обратиться к врачу. Поэтому основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда».

Модель сакрального типа

1 Характеристика модели: в основе сакральной модели медицинской этики лежит принцип"Когда помогаешь пациенту, не делай ему плохо"зле".

2.Положительные черты модели.: приносить пользу и не наносить вреда.

3.Негативные черты модели:избавляет пациента самому принимать решения относительно своей жизни.

Задание №8. Раскройте значение терминов.

Этика - (греч. ethika - от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Биоэтика - (от греч. bios - жизнь и ethos - привычка, нрав) - сфера междисциплинарных исследований, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биомедицинской науки и практика здравоохранения.

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе

Утилитаризм (от латинского utilitas - польза, выгода)- важнейший нравственный идеал, характеризуется возрастанием ценности повседневных благ, в первую очередь материальных, стремлением искать новые средства для существующих целей.

Патернализм - основной моральный принцип взаимодействия «врач-больной».

Этический кодекс - система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества

Права человека - такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.



Охрана здоровья граждан - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.

Задание №9. Решите ситуационные задачи.

Задача№1. Основоположник отечественной терапии М.Я.Мудров умер летом 1831г. во время эпидемии холеры. Он заразился после многомесячной борьбы с эпидемией сначала в Поволжье, а затем в Петербурге. Надпись на могильной плите гласит: «Под сим камнем погребено тело Матвея Яковлевича Мудрова… окончившего земное поприще свое после долговременного служения человечеству на христианском подвиге подавания помощи зараженным холерою в Петербурге и падшего от оной жертвой своего усердия».

Да, так как он умер исследуя болезнь, и помогая другим.

Задача№2. В «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику: «И я, советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но, чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить…»

Нет, я здесь не вижу любви к народу так как сам Гиппократ говорит своим ученикам о платёжеспособности больных. Если больной не может оплатить лекарю, то медицинская помощь с их стороны не будет .

  • Глава 11. Социальное положение
  • Задачи изучения уровня жизни:
  • Подуровни уровня жизни населения:
  • В совокупности они образуют систему социальных гарантий.
  • А индикаторами уровня жизни являются
  • Качество жизни населения отражает:
  • 1. Индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития)
  • Индикаторами качества жизни являются
  • Этот коэффициент измеряется по 5-и бальной шкале.
  • Социальная составляющая бюджета Хабаровского края
  • Хабаровск как самый благоустроенный город России стал лучшим на международном смотре-конкурсе городов снг и Евразийского экономического сообщества (22.04. 2011 г.)
  • Прожиточный минимум
  • Что лежит в потребительской корзине?
  • Глава 12. Бедность как общественно-экономическая формация
  • Бедность
  • Категории
  • Прожиточный минимум
  • Структура прожиточного минимума
  • Содержание потребительской корзины?
  • Причины формирования бедности в России
  • Для этого мировая практика выработала два главных способа борьбы с бедностью.
  • Страны с самой высокой инфляцией (%)
  • Страны с самой низкой инфляцией (%)
  • Методы оценки бедности
  • Глава 13. Безработица, организация занятости и профессиональная ориентация населения
  • Виды безработицы
  • Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы.
  • Борьба с безработицей включает:
  • Занятость населения как категория и состояние общества
  • Занятыми считаются граждане:
  • Нормативно-правовые основы системы труда и занятости
  • Функционирование рынка труда определяется:
  • Рынок труда
  • На динамику рынка труда влияют следующие факторы:
  • Цели и задачи государственной службы занятости населения
  • Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов:
  • Государственные гарантии безработным гражданам
  • Меры активной политики занятости
  • Взаимодействие с работодателем в системе занятости
  • Работа службы занятости с различными категориями безработных
  • Социально-психологические аспекты деятельности службы занятости
  • Продолжительность безработицы и ее последствия.
  • Организация труда и занятости инвалидов
  • Успешность управления профориентацией определяется методами управления
  • Какие профессии будут востребованы в фдо?
  • Глава 14. Демографическая политика и народонаселение
  • Роль демографического фактора привлекала вни­мание общественной мысли уже на первых этапах ци­вилизации.
  • 3. Региональная демография.
  • 4. Прикладные демографические исследования.
  • 5. Социально-демографическое прогнозирование.
  • 6. Теоретические основы демографической полити­ки.
  • В Хабаровском крае проживает основными причинами сокращения населения являются:
  • Семья… почти исчезла
  • Причины:
  • Глава 15. Миграционная политика
  • 1. Территориальный.
  • 3. Служебные командировки
  • Почему поляки собирают своих граждан?
  • Русских за пределами Российской Федерации проживает около 25 млн.
  • Глава 16. Социальная защита населения
  • В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
  • В зависимости от избираемых подходов различают:
  • Основные формы социальной защиты:
  • 4. Нравственно-психологические факторы
  • 5. Факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности
  • Принципы системы социальной защиты населения
  • 1.Гуманизм и социальная справедливость:
  • 2.Системности и комплексности.
  • 4. Принцип адаптивности системы сзн, означает что она должна предусматривать:
  • 5. Многосубъектность ссзн
  • Основные направления социальной защиты.
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей
  • Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:
  • Социальная защита женщин и детей в России и за рубежом
  • Положение женщин на рынке труда определяется:
  • Основные причины отказа женщинам в приеме на работу:
  • Характеристика женщин России
  • Особенности социальной защиты женщин
  • Выплата пособий по беременности
  • Принципы:
  • Социальное обслуживание
  • Оказываются виды услуг:
  • Социально-медицинские услуги:
  • 3. Социальная помощь на дому Федеральным Перечнем предусмотрено:
  • 2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
  • 3. Помощь в организации досуга и т.Д.
  • 4. Содержание детей в детских учреждениях
  • Порядок оплаты социальных услуг регулируется:
  • Законодательные основы социально-медицинской помощи
  • Профилактические направления социально-медицинской помощи
  • Социальная политика государства в области безопасности труда
  • Факторы, воздействующие на формирование условий труда
  • 2. Организационно-технические:
  • 3.Естественно-природные Основные причины кризиса существующей системы охраны труда работников
  • Первым российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственными методами, был Петр I.
  • Глава 17. Социальная политика как социальная технология
  • 2. Социальное проектирование
  • 3. Социальное планирование
  • Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок:
  • 1. Экспертный анализ включает:
  • 2. Концептуальная разработка планируемой программы предусматривает:
  • 7. Основные формы управления функционированием программ:
  • В работах Ричарда Титмуса и его последователей Пинкера и Эспинг-Андерсона в 70-80-е гг. разрабатывается типология моделей социального обеспечения на Западе.

    Согласно их утверждениям социальная практика породила базовые модели социального развития:

    1. Патерналистская 2. Либеральная (социал-демократическая, корпоративная, социального рыночного хозяйства, рыночная и рудиментарная).

    Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольность бюрократии.

    Худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство.

    Еще одна характерная черта патерналистской модели – жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами.

    Третья черта патерналистской модели - этатизм, т.е. огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Четвертая черта указанной модели - чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие рыночных отношений в отраслях социальной сферы.

    В целом можно сделать вывод о том, что на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики становится существенным тормозом для совершенствования социально-экономических отношений. Поэтому, по мере реформирования российского общества, встала задача поиска альтернативных моделей социальной политики.

    1. Патерналистская модель социальной политики

    Я. Корнаи определяет патернализм как модель, при которой «центральное руководство берёт на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных ресурсов, который представляется ему наиболее целесообразным» (Корнаи Я. Дефицит / Пер. с венгер. – М.: Наука, 1900, - С.586).

    2. Либеральная модель социальной политики имеет отличительные особенности

    Подобная модель характерна для социального обеспечения в Германии, Австрии, Нидерландах и Бельгии. Государство участвует в основном, в организации социальной помощи нуждающимся и в организации обслуживания семьи и детей. Социальное обеспечение направлено на сохранение статусных различий, включая ориентацию общества на принятие традиционной семьи и традиционной роли женщин. Социальная политика рассчитана не столько на поддержку бедных, сколько на защиту стабильного уровня жизни трудящихся, на соучастие государственных и общественных структур в периоды жизненных кризисов (болезнь, безработица и т.д.) отдельных индивидов. Основные функции социального обеспечения принадлежат промышленным корпорациям и Профсоюзам.

    Как было ранее отмечено либеральная модель социальной политики подразделяется на : социал-демократическую, корпоративную, собственно либеральную, «социального хозяйства», рыночную и рудиментарную.

    Социал-демократическая модель (скандинавской) социальной политики х арактерна для Дании, Швеции, Финляндии. Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения (политический союз рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров).

    Ее чертами являются: уровень социального обеспечения при данной модели довольно высок и финансируется оно в основном за счет налогов; нацеленность на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости; социальные услуги рассматриваются как гражданские права; работающее население получает дополнительные социальные льготы; от системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, оно основано на принципе добровольности; такой модели социальной политики присущ высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг, на которые расходуется примерно 1/3 всех расходов государственного бюджета; уровень социального обеспечения при данной модели довольно высок и финансируется оно в основном за счет налогов; рестриктивный (ограниченный) характер данной модели.

    Подобная рестриктивность касается как личных доходов населения, так и доходов предпринимателей, и реализуется с помощью прогрессивной налоговой системы, которая позволяет изъять в государственный бюджет значительную часть первично распределяемых доходов.

    Однако рассматриваемой модели социальной политики присущи такие недостатки, как слабая связь между характером и эффективностью труда отдельного работника и уровнем его социального обеспечения, нивелирование в оплате труда вследствие жесткой реструктивной системы, слабая конкуренция в деятельности организаций и учреждений социальной сферы.

    Корпоративная модель социальной политики получила наибольшее развитие во Франции, Германии, Австрии. Она предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. В основе данной модели социальной политики лежит предположение, что государство – единственный институт современного общества, не имеющих собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Исторически корпоративная модель социальной политики формировалась в периоды экономических и политических потрясений, когда государство берет на себя все управленческие функции. Следует отметить, что эта модель социальной политики выполняла функции не только социального амортизатора (например, в виде поддержки безработных, программ занятости, переподготовки и профессиональной ориентации лиц, потерявших работу и т.п.), но и функции существенного улучшения качества рабочей силы, что стало особенно актуальным в условиях разворачивающейся в эти же временные рамки научно-технической революции. Еще одна важная функция данной модели, обеспечивающая широкую поддержку - предоставление социальных гарантий в старости и в экстраординарных случаях.

    На первоначальных этапах осуществления этой модели социальной политики деловые круги восприняли ее достаточно лояльно, так как она способствовала установлению «социального мира». Но со временем налоговое бремя оказалось для них излишне тяжелым. Все это породило требования о свертывании этой модели социальной политики, о приватизации отдельных отраслей социальной сферы и о более широком использовании в функционировании социальных отраслей рыночных принципов, что и было осуществлено в большинстве стран Западной Европы в середине 70-х - начале 80-х годов ХХ века. В конце ХХ века Р. Рейган, и М. Тэтчер утверждали , что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономической катастрофе и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. В 1993 году Правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг. В Великобритании закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медицинский персонал. В Швеции происходит «продажа» государственных больниц в частные руки. В ФРГ канцлер Гельмут Коль заявил, что люди в Германии живут не посредствам, а затраты на социальное обеспечение на 50% выше, чем во Франции, и в 5 раз выше, чем в Португалии. В Нидерландах пенсия выплачивается с 65-и лет. Однако из-за роста расходов по программе помощи нетрудоспособным было решено организовать постоянный контроль нуждаемости и в их получении. В Бельгии правительство также ищет пути сокращения огромного дефицита бюджета социального обеспечения. предоставляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов, пр. В странах Запада усиливается контроль за расходованием государственных средств, повышается пенсионный возраст, государственные стипендии во многих случаях заменяются займами. Таким образом, корпоративная модель социальной политики предполагает : развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности; интеграцию профсоюзного движения с государством; социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население; услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

    Модель «социального рыночного хозяйства » социальной политики наиболее полно была реализована в ФРГ.

    Сущность концепции «социального рыночного хозяйства» заключается в признании примата экономической свободы предпринимателя и отрицания административного вмешательства в экономику. Социальная политика, осуществляемая на основе модели «социального рыночного хозяйства», не лишена некоторых противоречий. Они заключаются в том, что, с одной стороны, сохраняется рыночный характер предоставления большинства социальных услуг. Это позволяет обеспечивать суверенитет потребителя данных услуг, поддерживать конкуренцию между отдельными организациями и учреждениями социальной сферы. В то же время осуществление государственных социальных программ потребовало создания значительного бюрократического аппарата со всеми присущими ему проблемами неэффективности, отчуждения, низкой степени ответственности за осуществляемую работу.

    «Социальное рыночное хозяйство» представляет собой относительно более рыночную, либеральную модель социальной политики.

    Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства.

    Либеральная модель (англосаксонская ) социальной политики распространенная в Великобритании и Ирландии предполагает минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Она включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне и социальную помощь, играющую для нее решающую роль.

    Внутри этой модели есть различия:

    В Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам;

    В Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только низкооплачиваемые слои населения.

    Эта модель социальной политики распространена также в США, Австрии и Новой Зеландии.

    Рудиментарная модель социальной политики распространилась в основном в странах Южной Европы лишь в последние десятилетия, где под влиянием социально-экономических, структурных изменений были созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения, которая включала в себя страхование на производстве и социальное страхование. Уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок, а социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность.

    Эту модель социальной политики, как правило, называют развивающейся, или переходной.

    Отечественные модели социальной политики в историческом процессе вырабатывает такие принципы перераспределительных механизмов, которые требовали:

    Во-первых, обеспечения возможности для определенных слоев нетрудоспособного населения потребления общественных благ и достижений; во-вторых, законодательно закреплять распределительные формы поддержки; в-третьих, обосновывать с учетом исторических проявлений «общественного мнения» проведения политики благосостояния населения.

    2. Государственно-законодательного регламентирования. В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом общественных отношений становятся принцип «мира и спокойствия» и принцип «благочиния». Власти регламентируют деятельность монастырей на благотворение нищих, убогих, людей церкви, возложив на данный институт распределение социальной помощи нуждающимся. Власти предпринимают попытки борьбы с голодом и эпидемиями. Для организации борьбы с голодом организуется Житный приказ ведающий житными дворами, где хранится запас зерна на случай голода; в период голода (предусматривалось введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли); по государственный контроль берутся мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на «государственной службе»

    1. Княжеского и церковно-монастырского попечения: опека определенных слоев населения, которые берутся под княжеский и церковный патронаж; основной задачей попечения являлось «питание»; форма поддержки носила временный, спонтанный (непостоянный) характер; церкви и монастыри предпринимают первые шаги в организации институтов поддержки.

    3. Модель «Общественного призрения» Эта модель содержит в себе механизмы государственных регламентаций, частных и общественных инициатив. Осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся (территориальный принцип финансирования), формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи. Кроме нуждающихся эта модель включает в себя меры по воспитанию и профессиональному, сословному обучению инвалидов. Для данной модели характерно: децентрализация в области финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, волюнтаризм в вопросах социальной поддержки, периодический характер деятельности. Эта модель социальной политики включает меры: а) по воспитанию и профессиональному обучению; б) по сословному обучению; в) по интеграции женщин в различные сферы деятельности; г) по образованию и профессиональной подготовке инвалидов; д) по децентрализации в области финансовой политики; е) по выработке единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся; ж) по недопущению волюнтаризма в вопросах социальной поддержки.

    5. Модель «Социального обеспечения» Это модель государственного патернализма, где приоритеты, в системе социальной политики отдаются трудящемуся населению. В основе лежит социалистическое перераспределение, борьба с частной собственностью, всеобщее пенсионное обеспечение, всеобщее социальное обслуживание. Развитие различных типов пособий для инвалидов и малообеспеченных семей вынуждает государство подключить к данной деятельности предприятия. Система государственного патернализма (опеки, покровительства) исключали различные формы благотворительности. Данная система порождает социальное иждивенчество и сама система пособий и социальных услуг характеризовалась низким уровнем обеспечения.

    4. Модель «Общественно-территориального распределения» возникает в пореформенный период в связи с миграцией населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства, обнищанием населения, нищенством различных общественных слоев;

    Для данной модели характерно сочетание архаических форм поддержки, таких как общинная и приходская системы вспомосуществования, наличие приказной системы с новыми видами поддержки: земской, городской, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения.

    Благотворительные общества оказывают не только сословную поддержку, но и организуют поиск механизмов борьбы с безработицей, воспитания малолетних детей, борьбы с социальными болезнями, осознания системы искусственного вскармливания младенцев; неразвитая налоговая система; отсутствие государственного финансирования; децентрализация социальных акций.

    6. Переходная Приоритетными учреждениями социального обслуживания должны стать нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т. д.).

    Особенностью СП является направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан»: усиление адресной социальной поддержки слабозащищенных групп населения; обеспечение основных социальных гарантий; сдерживание массовой безработицы; адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов. В социальной сфере как особой сфере государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте. В результате многочисленных ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начали приобретать застойный характер, социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе.

    Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов. Она основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. Выделяют следующие модели социальной политики:

    1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ. Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности. Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

    2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия). Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни. Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

    3. Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

    4. Модель «социально-ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет.

    5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов.

    В зависимости от субъекта ответственности:

    Либеральная модель - личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимальна. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;

    Корпоративная модель - ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;


    Общественная модель - ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;

    Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

    В зависимости от степени участия государства:

    Благотворительная модель - средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;

    Административная модель - прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;

    Стимулирующая модель - косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства.

    К числу основных компонентов социальной политики в настоящее время относятся:

    Политика в сфере социально-трудовых отношений (оплата труда, занятость, охрана и нормирование труда, обеспечение безопасных условий труда, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);

    Развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт);

    Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, включая пенсионное обеспечение, социальная помощь и социальное обслуживание населения);

    Социальная поддержка отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов войны, молодежи, маргинальных групп);

    Демографическая и миграционная политика;

    Охрана окружающей среды.

     
    Статьи по теме:
    Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
    15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
    Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
    1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
    Что такое сборные конструкции?
    Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
    Устойчивость и надежность банка
    2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты