Жилищные нормы их правовое значение. Норма жилой площади

При предоставлении жилого помещения в домах государствен­ного или муниципального жилищного фонда по договору социаль­ного найма приоритетное значение приобретают жилищные нормы. Соблюдение установленных законодателем жилищных норм имеет место также при заключении договора коммерческого найма либо поднайма жилого помещения. Именно из расчета жилой площади, имеющейся у гражданина, совершается ряд сложных юридических действий, направленных на возникновение, изменение либо пре­кращение жилищных правоотношений. При этом важно отметить, что большинство из данных норм устанавливается на уровне субъ­ектов Российской Федерации. Подобное распределение полномо­чий по части установления жилищных норм объясняется желанием законодателя учесть географические, демографические, националь­ные и иные региональные особенности, присущие тому или иному субъекту Российской Федерации.

В домах государственного и муниципального жилищных фондов жилое помещение предоставляется гражданам по договору социаль­ного найма либо в поднаем в пределах нормы жилой площади, при­ходящейся на одного человека. Кроме того, норма жилой площади имеет решающее значение при занятии освобождающихся жилых помещений в коммунальных квартирах. Освобождающиеся изолиро­ванные жилые помещения в коммунальных квартирах, где прожива­ют несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы предоставления, при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь.

В ст. 81 Жилищного кодекса декларируется право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого. Так, в соответствии с указанной статьей наниматель, имеющий излишнюю жилую площадь сверх установленной нормы предоставления, имеет право с согласия проживающих вместе с ним членов семьи требовать от органов местного самоуправления, от предприятия, учреждения, организации (в зависимости от принад­лежности жилого дома) предоставить ему в постоянное пользование жилое помещение меньшего размера взамен занимаемого.

По договору коммерческого найма ограничение на размер пре­доставляемой жилой площади не обязательно, однако согласно ст. 80 Жилищного кодекса РФ, а также ч. 2 ст. 679, ч. 1 ст. 680 Граждан­ского кодекса вселение в квартиру с согласия нанимателя граждан в качестве постоянно проживающих, а также временных жильцов (с согласия наймодателя) допускается только в том случае, если после

вселения в расчете на каждого проживающего сохраняется норма предоставления жилой площади. Кроме того, в соответствии со ст. 76 Жилищного кодекса, а также подп. 1 п. 2 ст. 685 Гражданского ко­декса договор поднайма жилого помещения может быть заключен только при условии соблюдения требований законодательства о норме предоставления жилой площади.

Важно отметить следующий принцип предоставления жилых по­мещений, декларируемый в Жилищном кодексе. В соответствии с ч. I ст. 1 закона граждане Российской Федерации имеют право на жили­ще. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помеще­ний в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы предоставления жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади жилья. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нор­мативам, государство оказывает помощь, развивая строительство до­мов государственного и муниципального жилищных фондов, предна­значенных для предоставления жилых помещений по договору най­ма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. При этом особо важно подчеркнуть, что ограничению по площади, количеству и раз­мерам подлежат лишь те жилые помещения, которые предоставляют­ся гражданам в домах государственного и (или) муниципального жи­лищных фондов. Частная собственность граждан на жилые помеще­ния не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обес­печивается правом неприкосновенности.

В числе жилищных норм, устанавливаемых на уровне субъектов Российской Федерации, преобладающее значение отдается так на­зываемой учетной норме. Учетная норма имеет место при постанов­ке гражданина, претендующего на получение жилого помещения из домов государственного (муниципального) жилищного фонда, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в соответствии с жилищным законодательством. Лицам, которые име­ют право на улучшение жилищных условий, а следовательно, на получение жилого помещения в домах жилищных фондов социаль­ного найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередно­сти исходя из времени принятия граждан на учет (ст. 57 ЖК). Вне очереди жилые помещения по договору социального найма могут предоставляются гражданам, жилые помещения которых стали не­пригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК).

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса граждане, нуждаю­щиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и (или) муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном за­конодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом нуждающиеся в улучшении жилищных усло­вий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имею­щие жилой дом, квартиру в собственности и другие граждане, про­живающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на равных с остальными претендентами основаниях. В ст. 57 Жилищно­го кодекса установлена очередность предоставления гражданам жи­лых помещений, в соответствии с которой жилые помещения пре­доставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, в порядке очередности исходя из време­ни принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса учет граждан, нуждающих­ся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства гражданина в органах местного самоуправле­ния. Однако в случаях, предусмотренных законом, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, рассматриваются в течение тридцати рабо­чих дней со дня поступления в соответствующий уполномоченный орган. О принятом решении гражданам выдается либо направляется документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния (ст. 50 ЖК). Как правило, чем выше уровень жизни и уровень доходов населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации, тем ниже размер установленной учетной нормы. Иными словами, круг лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, становится шире в том регионе, который менее обеспечен, имеет низкий уровень жизни населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления разрабатывают условия и по­рядок предоставления гражданам компенсаций (субсидии), направлен­ных на обеспечение оплаты жилья и коммунальных услуг. Данные компенсации (субсидии) предоставляются в виде освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, льгот, действующих на уровне субъекта Российской Федерации, и утвержденного бюджета субъек­та Российской Федерации.

В остальной части оплата жилья и коммунальных услуг произ­водится проживающими в жилом помещении гражданами за счет собственных средств. Если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимально­го размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным за­кон од ател ьством.

В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимате­лей, проживающих в государственном или муниципальном жилищ­ном фонде определяется исходя занимаемой общей площади жило­го помещения.

Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения. В случае превышения социальной нормы площади жилья интерес в предоставлении меньшего по размеру жилого помещения оправдан сокращением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Ор­ганы местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения по первому обращению граждан, заинтересованных в замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей соци­альную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы, обязаны предоставить гражданам соответствующее жилое помеще­ние. При этом с момента подачи заявления о замене жилого поме­щения до его фактической и юридической замены граждане опла­чивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, равных с иными гражданами, проживающими в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Право на получение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг существует также у граждан, имеющих жилые помещения на праве частной собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 159 Жилищ­ного кодекса гражданам, имеющим в собственности жилые поме­щения, предоставляются субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья. Субсидии предостав­ляются в том случае, если расходы на оплату жилья и коммуналь­ных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном доходе семьи, установленной субъектом Российской Федерации (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса).

Далее можно выделить иные разрозненные нормы жилья, содер­жащиеся в отдельных нормативных положениях жилищного законо­дательства. Так, например, в соответствии со ст. 93 Жилищного ко­декса служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых

помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления.

В ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» говорится, что в том случае, если оплата жи­лья и коммунальных услуг по договору социального найма жилого помещения не производится в течение шести месяцев, тогда гражда­не подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением друго­го жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, по нормам общежития.

Однако в рамках данной статьи ничего не говорится о конкретной норме жилья, называемой нормой общежития. Однако такая норма действительно существует в рамках жилищного законодательства и равна 6 м2 жилой площади в расчете на одного человека. Однако при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития учитывается не только размер жилой площади, но и функциональная принадлежность предоставляемого жилого помещения к общежитию. Так, в соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса под общежития пре­доставляются специально созданные либо переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, други­ми предметами, необходимыми для проживания граждан.

Таким образом, из всего объема жилищного законодательства можно выделить следующие нормы жилья в расчете на одного че­ловека, проживающего в жилом помещении:

учетная норма;

норма предоставления жилого помещения:

норма предоставления служебного помещения (в виде от­

дельной квартиры);

норма общежития (6 м2 жилой площади);

минимальный размер кухни независимости от размера жило­

го помещения (6 м2).

Помимо этого федеральными законами, также выделяется свое­образная норма жилья -- дополнительная жилая площадь.

ЖК РСФСР (ст. 38) устанавливал норму жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека. Эта цифра являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. В настоящее время нормы предоставления жилой площади изменились. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади на человека.
Норма жилой площади имеет важное практическое значение и учитывается, в частности, при исчислении платы за жилое помещение, при предоставлении нанимателю жилого помещения в связи с капитальым ремонтом жилого дома или при выселении нанимателя, разделе жилой площади, сдаче помещения в поднайм или вселении временных жильцов, решении вопроса о предоставлении дополнительной жилой площади.
Современное законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:

  • норма предоставления (норма предоставления жилой
    площади по договору социального найма);
  • учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий);
  • социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).

Под нормой предоставления площади жилого помещения понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.

Под социальной нормой площади жилья подразумевают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на сегодняшний день составляет 18 кв. м обшей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. До 2010 г. пересмотр этого стандарта не предполагается.
Размер общей плошади квартиры определяется исходя из совокупности суммы площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Местами общего пользования в квартире называют вспомогательные нежилые помещения, которые предназначены для обслуживания только этой квартиры. К ним относится кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время не существует конкретного единого нормативного документа, устанавливающего категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади; такие категории указываются в разных нормативных актах.
Дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв.м общей площади предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, если иное не установлено законом.
При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). Что касается военнослужащих, то согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ »0 статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.


Жилищного ко­декса служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых 77 помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, кᴏᴛᴏᴩые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления. В ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» говорится, что в том случае, если оплата жи­лья и коммунальных услуг по договору социального найма жилого помещения не производится в течение шести месяцев, тогда гражда­не подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением друго­го жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, по нормам общежития.

Жилищное право

Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. При этом особо важно подчеркнуть, что ограничению по площади, количеству и размерам подлежат лишь те жилые помещения, которые предоставляются гражданам в домах государственного и (или) муниципального жилищных фондов. Частная собственность граждан на жилые помещения не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности.


Норма предоставления жилого помещения. Согласно ч. 1 ст.

Жилищные нормы

Внимание

При этом в случаях, предусмотренных законом, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, рассматриваются в течение тридцати рабо­чих дней со дня поступления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий уполномоченный орган. О принятом решении гражданам выдается либо направляется документ, подтверждающий принятие такого решения (ч.


5 ст. 52 Жилищного кодекса). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния (ст. 50 ЖК). Как правило, чем выше уровень жизни и уровень доходов населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации, тем ниже размер установленной учетной нормы. Иными словами, круг лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, становится шире в том регионе, кᴏᴛᴏᴩый менее обеспечен, имеет низкий уровень жизни населения.

При предоставлении жилого помещения в домах государствен­ного или муниципального жилищного фонда по договору социаль­ного найма приоритетное значение приобретают жилищные нормы. Соблюдение установленных законодателем жилищных норм имеет место также при заключении договора коммерческого найма либо поднайма жилого помещения. Именно из расчета жилой площади, имеющейся у гражданина, совершается ряд сложных юридических действий, направленных на возникновение, изменение либо пре­кращение жилищных правоотношений.

При этом важно отметить, что большинство из данных норм устанавливается на уровне субъ­ектов Российской Федерации. Подобное распределение полномо­чий по части установления жилищных норм объясняется желанием законодателя учесть географические, демографические, националь­ные и иные региональные особенности, присущие тому или иному субъекту Российской Федерации.
При этом в рамках данной статьи ничего не говорится о конкретной норме жилья, называемой нормой общежития. При этом такая норма действительно существует в рамках жилищного законодательства и равна 6 м2 жилой площади в расчете на одного человека. При этом при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития учитывается не только размер жилой площади, но и функциональная принадлежность предоставляемого жилого помещения к общежитию.
Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 94 Жилищного кодекса под общежития пре­доставляются специально созданные либо переоборудованные для данных целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, други­ми предметами, необходимыми для проживания граждан.

5.4. жилищные нормы

Если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимально­го размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным за­кон од ател ьством. В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимате­лей, проживающих в государственном или муниципальном жилищ­ном фонде определяется исходя занимаемой общей площади жило­го помещения. Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения.

Согласно п. 4 ст. 12 Закона г. Москвы «Об основах жилищной политики города Москвы» (в ред. от 12 мая 1999 г.) граждане вправе получить жилые помещения по договору социального найма менее 18 кв. м, но не менее 16 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Статья 39 ЖК РФ закрепляет право граждан на дополнительную жилую площадь. Отдельным категориям граждан сверх нормы жилой площади предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв.


м. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади может быть увеличен до 20 кв. м. Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.

О жилищных нормах и нормах жилищного права

Важно

Жилищного кодекса РФ граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и (или) муниципального жилищных фондов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на равных основаниях с остальными претендентами. В ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлена очередность предоставления гражданам жилых помещений, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.


Согласно ст.

17. норма жилой площади.

Учетная норма имеет место при постанов­ке гражданина, претендующего на получение жилого помещения из домов государственного (муниципального) жилищного фонда, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с жилищным законодательством. Лицам, кᴏᴛᴏᴩые име­ют право на улучшение жилищных условий, а следовательно, на получение жилого помещения в домах жилищных фондов социаль­ного найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередно­сти исходя из времени принятия граждан на учет (ст. 57 ЖК). Вне очереди жилые помещения по договору социального найма могут предоставляются гражданам, жилые помещения кᴏᴛᴏᴩых стали не­пригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК).

Виды жилищных норм порядок их определения

Жилищного кодекса РФ служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления.

В п. 1 ч. 4 ст. 83 Жилищного кодекса РФ говорится, что расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) платы за коммунальные услуги в течение более шести месяцев.

Виды жилищных норм и порядок их определения

  • Аннотация
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Тема \ ПОНЯТИЕ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА
  • style=’margin-top:0cm’1.1. Система жилищного права
  • 1.2. Объекты жилищного права
  • 1.3. Формы собственности
  • Тема 2 ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • style=’margin-top:0cm’2.1. Конституционные основы жилищного права
  • 2.2. Понятие жилищного законодательства
  • 2.3. Структура жилищного законодательства
  • 2.4. Действие жилищного законодательства во времени
  • Тема 3 ЖИЛИЩНЫЕ ФОНДЫ
  • style=’margin-top:0cm’3.1. Понятие жилищного фонда
  • 3.2. Классификация жилищных фондов
  • Тема 4 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
  • 4.1.
    Возникновение права на служебное помещение
  • 4.2. Иные основания возникновения права на жилое помещение
  • Тема 5 ЖИЛИЩНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • style=’margin-top:0cm’5.1.

Нормирование жилой площади подразумевает количество квадратных метров жилой площади, которое должно приходиться на каждого проживающего.

Эта величина не постоянная, она может меняться в зависимости от обстоятельств, региона проживания и своего предназначения. Ст.15 ЖК РФ предполагает применение нижеперечисленных видов нормирования жилья:

  • учетная норма – метраж, занимаемый человеком, достаточный для того, чтобы ему улучшили условия проживания по договору соцнайма в порядке очередности;
  • минимальная (санитарная) норма – применяется в случаях, когда гражданин заселяется в общежитие (на время службы, работы или учебы) либо в квартиры из городского маневренного фонда;
  • норма предоставления – предельная величина площади, меньше которой не допускается выделение социального жилья.

Санитарная норма устанавливается на федеральном уровне и составляет 6 кв.м на человека. Эта величина считается предельной для обеспечения нормальной жизнедеятельности 1 человека. Она применяется при временном заселении квартиросъемщиков в дома маневренного фонда на период проведения капитального ремонта в их жилище, при разделе имущества или при отобрании муниципальной квартиры за долги.

Площадь квартиры: общая и жилая

Зона квартиры/дома, пригодная исключительно для проживания, состоит из метража всех комнат (спален, гостиной). Не отапливаемые помещения (балконы и лоджии), примыкающие к комнатам, в составе жилой площади не учитываются.

Общая площадь квартиры состоит из жилого метража и площади вспомогательных помещений (кухни, ванны, кладовых, туалета, коридоров). Если в квартире имеется лестница, то она тоже входит в состав общей площади.

Существующие нормы

В различных обстоятельствах применяются различные виды нормирования жилой площади.

Социальная норма

Социальные нормативы общей жилой площади зафиксированы законодательно и представляют собой минимальный лимит в зависимости от количества членов семьи, а именно:

  • 33 м2 – если заселяется 1 человек;
  • 42 м2 – для семьи, состоящей из двух человек;
  • 48 м2 – на 3-х человек.

Каждому региону дано право самостоятельно устанавливать размеры норм площади, приходящихся на одного проживающего. При расчетах льгот на оплату «коммуналки» к вышеназванным нормам добавляется еще 7 кв. метров на проживающего.

Норма для расселения в общежитие

В настоящее время почти треть электората нашей страны не имеет шансов улучшить свои жилищные условия. Поэтому во время действия трудовых отношений, учебы в учебных заведениях или прохождения службы население проживает в общежитиях с заключением соглашения найма жилплощади.

Действие договора ограничивается сроком учебного процесса, работы или службы. Статьей 105 Жилищного кодекса определен лимит площади в общежитии на человека – 6 м2.

Норма при переселении из аварийного и ветхого фонда во временное жилище

Граждане, живущие в домах, признанных аварийным или ветхим, подлежат расселению. При этом на улучшение условий проживания рассчитывать не приходится. Лиц, проживающих по договору социального найма в полуразрушенном помещении, муниципальные структуры, согласно закону, должны обеспечить их жильем не хуже прежнего.

Местная власть вправе также вместо квартиры переселить жильцов в общежитие с нормативом в 6 квадратных метров. Гражданам-собственникам жилых помещений должно быть предоставлено эквивалентное жилье либо выплачена денежная компенсация. Объекты недвижимости пригодные для расселения должны находиться в одной местности с ветхим/аварийным.

Изъятие на госнужды (строительство значимых объектов)

При строительстве важных объектов (линий ЛЭП, федеральных автодорог, объектов инфраструктуры, новых зданий, сооружений и др.) государству порой необходимы значительные пространства под их возведение, на которых проживают люди. В таких ситуациях гражданам полагается предоставление другого жилья, с площадью в пределах норм (но не меньше), обозначенных законом.

Тем, у кого жилые помещения находились в собственности, предоставляется идентичное по размеру жилье. А проживающие в квартирах по договору общественного найма, вправе рассчитывать на жилплощадь исходя из расчета 10 кв.м на одного человека. Изымаемое и предоставляемое жилье должно находиться в границах одного населенного пункта.

Важно знать: оповещение жильцов об изъятии и освобождении ими частного дома или квартиры осуществляется как минимум за один год. При согласовании с собственником выкуп возможен до истечения года.

Для военнослужащих от Министерства Обороны

Военнообязанным объекты из жилого фонда выделяет Министерство обороны.
Действующие военнослужащие и/или демобилизованные по закону могут обеспечиваться социальным жильем, а также жилой площадью на безвозмездной основе. Нормативная величина метража жилого помещения для военнообязанного и членов его семьи составляет 18 м2.

Защитник Родины, подходящий под следующие условия:

  • с присвоенным чином от полковника и выше;
  • уволенный в запас в связи с реорганизационными процедурами, при проблемах со здоровьем, по возрасту;
  • являющимся преподавателем высшего учебного военного учреждения;
  • обладающий ученой степенью;
  • может надеяться на добавочные 15-25 квадратов жилья.

Увеличение норматива жилплощади квартиры или дома не может превосходить 9 м2 для одинокого военнослужащего, для членов погибшего/умершего военного и уволенного в запас – не свыше 18 квадратных метров.

Как устанавливается региональная учетная норма жилья

Несмотря на существующие федеральные нормативы выделения жилья, каждый из субъектов РФ вправе определять собственные нормы – для жилищного учета и для выделения жилья. По региональным законным актам, люди, имеющие на 1 человека количество метров, не достигающее норматива, могут быть зарегистрированы в очереди на улучшение условий проживания. Эти правила действуют для квартиросъемщиков, размещающихся в муниципальном или государственном фонде.

Региональные требования к обеспеченности жильцов квадратными метрами может существенно различаться, в зависимости удаленности района от федерального центра. Если в Москве учетный норматив составляет 10/15 кв.м для отдельных квартир и коммуналок соответственно, то, например, в Белгороде и Омске минимальный метраж составляет 15 кв.м на человека.

Что такое стандарты социальной и учётной нормы жилой площади, и какой является норма предоставления жилплощади по договору социального найма? Исходя из практики, в Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам в размере от 9 до 12 кв. м жилплощади. В соответствии с действующим законодательством существуют три вида жилищных норм:

  • норма предоставления жилой площади по договору социального найма;
  • учетная норма для принятия на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
  • социальная норма для расчета компенсаций, связанных с оплатой жилья, а также коммунальных услуг.

Согласно российского жилищного законодательства нормой, в соответствии с которой может быть предоставлена площадь жилого помещения по заключённому договору социального найма, может считаться минимальный размер площади помещения для проживания, исходя из которого должен быть определён размер общей площади жилого помещения, которое предоставляется по соответствующему договору социального найма.

Такая норма предоставления должна быть установлена органом местного самоуправления и зависит от достигнутого в конкретном муниципальном образовании уровня обеспеченности теми жилыми помещениями, которые предоставляются по договорам социального найма, а также от некоторых иных факторов.

К примеру, такими документами, как «Основы жилищной политики города Москвы» и положения « О порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве», на одного человека социальная норма предоставления жилого помещения в Москве составляет 18 кв. м общей площади.

При этом норма, связанная с постановкой на учет для улучшения жилищных условий составляет уже 10 кв.м от общей площади на каждого из проживающих членов семьи. Некоторым, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ гражданам, могут быть установлены другие нормы предоставления такого жилого помещения.

Следует учитывать, что размер общей площади помещения должен определяться, как сумма площадей всех комнат, имеющихся в квартире или доме, в том числе, и площадь мест общего пользования. К учетной норме площади любого жилого помещения относится минимальный размер площади, в соответствии с которым определяется необходимый уровень обеспеченности граждан общей площадью используемого жилого помещения с целью их принятия на учет, как нуждающихся в дополнительных жилых помещениях.

Такая учетная норма устанавливается органами местного самоуправления. Её размер не может превышать размеров норм предоставления, которые также установленной указанным органом. К примеру, учётная норма в Москве равна 10 кв. метрам общей площади для отдельно размещённых квартир.

Для квартир гостиничного типа и коммунального заселения такая норма установлена в размере 15 кв. м общей площади. В соответствии с федеральным стандартом социальной нормы площади жилья для определения размера оплаты за жильё и коммунальные услуги определяется на основании таких норм по обеспеченности людей жильем:

  • 18 кв. м на 1 члена (общей площади жилья) семьи из трех и более человек;
  • 42 кв. м для семьи из 2-х человек;
  • 33 кв. м для одиноко проживающего человека.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти различных субъектов РФ могут устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, делегируя также это право и органам местного самоуправления. В случае же перераспределения средств федерального бюджета между различными субъектами Российской Федерации российское Правительство руководствуется исключительно федеральными стандартами.

Определение такой учетной нормы, а также нормы предоставления имеет немаловажное юридическое значение. К примеру, в соответствии с ЖК РФ наймодатель может запретить проживание временных жильцов, если после их вселения общая площадь конкретного жилого помещения на каждого из проживающего в нём человек для отдельной квартиры уже составит менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - меньше нормы предоставления.

Кроме того, наниматель в соответствии с договором социального найма может предоставить жилое помещения меньшего размера взамен занимаемого в случае, когда площадь занимаемого помещения будет составлять больше нормы предоставления, которая приходится на каждого из членов семьи.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты