Исчерпание резервного фонда не страшно. Резервный фонд исчерпан: что это значит для жителей РФ Чем грозит исчерпание резервного фонда

В начале мая Минэкономразвития в своем прогнозе допустило, что к концу 2019 года вся государственная кубышка - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния - может быть исчерпана. В Минфине , что Резервный фонд закончится уже в 2017-м. «Лента.ру» выясняла, как Россия сможет выжить без накапливавшихся более десятилетия запасов.

В последние несколько лет оба фонда стремительно сокращаются, даже несмотря на колоссальный выигрыш в курсовой разнице из-за девальвации рубля (фонды - часть международных резервов и хранятся в валюте). По данным министерства финансов на 1 июля, объем Резервного фонда составляет 2,46 триллиона рублей. В ФНБ 4,68 триллиона рублей.

При текущем уровне дефицита бюджета (2,36 триллиона рублей) фондов действительно хватит только на три года. Впрочем, как считают в Минфине, за счет мер экономии ФНБ и через три года сохранится, сократившись лишь до трех триллионов рублей.

И все же есть риск полного исчерпания резервов, особенно при неудачной экономической конъюнктуре. Однако, по директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, исчерпание Резервного фонда еще не конец света, поскольку у государства остается несколько опций, при помощи которых можно нивелировать отсутствие резервов. Как минимум шесть направлений стоит выделить особо.

Повышение налогов

Этот вариант сразу приходит в голову. Аргумент «за» очевиден - налоговая нагрузка в России не превышает 35 процентов ВВП, что существенно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, и даже несколько ниже, чем в развивающихся государствах Восточной Европы. К примеру, в Польше этот показатель - 40 процентов, в Эстонии и Литве - по 37 процентов. То есть некоторый потенциал для повышения фискальной нагрузки есть.

Сейчас в стране действует объявленный президентом мораторий на усиление налогового бремени, но в 2018 году он завершится. И некоторые предложения по повышению налогов уже обсуждаются в Госдуме и правительстве. В частности, депутаты допустили введение прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц. Эта мера в первую очередь затронет состоятельных граждан. Вице-премьер Ольга Голодец предложила увеличить НДФЛ для россиян, зарабатывающих более семи-восьми миллионов рублей в год. Кроме того, рассматриваются варианты повышения налога на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление), как этого требует сделать МВФ на Украине.

Все эти предложения пока опровергаются на уровне Минфина и Минэкономразвития. В правительстве, похоже, понимают, что повышение налоговых ставок, помимо финансового выигрыша, несет и очень большие риски. Во-первых, собираемость может упасть. Сотрудникам будут чаще платить в конвертах, а фирмы еще активнее станут выводить средства в льготные юрисдикции, в офшоры. В группу риска попадает и мелкий бизнес, который не сможет спастись от налогового инспектора в офшорах.

Сокращение расходов

Собственно, этот процесс уже пошел - принципиальное решение по заморозке бюджетных трат . Фактически это означает их серьезное снижение. Даже если планы ЦБ по инфляции реализуются, каждый год реальные расходы будут уменьшаться на четыре процента.

У этого простого решения минусов тоже хватает. Во-первых, урезание расходов сократит инвестиции в экономику (пусть и далеко не всегда эффективные). Во-вторых, уровень жизни части населения, зависящий так или иначе от казенных трат, снизится. В результате пострадает и потребительский спрос, что нанесет ущерб всей экономике.

Опять же при слишком сильном сжатии бюджетного финансирования следует ожидать волны недовольства. С другой стороны, при прочих равных падение госрасходов обеспечит некоторое замедление инфляции. Это положительно скажется на состоянии финансовых рынков в стране.

В общем, неудивительно, что правительство пока предпочитает этот вариант. Но вот что будет через три года, если нынешние осторожные меры по заморозке не дадут результата, предсказать сложно - на более резкие шаги государство может и не пойти.

Внешний долг

Финансирование за счет внешнего долга - один из традиционных способов выхода из бюджетного кризиса. Примеров в мире более чем достаточно, начиная с крупнейшей экономики мира - США, где предел долговых обязательств повышают каждые несколько лет.

У России вроде бы неплохие возможности для заимствований извне. Последнее размещение облигаций это подтвердило - спрос на отечественные евробонды вдвое превысил предложение. Объем внешнего госдолга много лет держится на уровне ниже пяти процентов ВВП. В большинстве даже развивающихся стран этот показатель втрое-вчетверо больше.

Но все не так просто. Во-первых, санкции против России никто не отменял. Хотя формально они не касаются государственных обязательств на внешних рынках, на инвесторов, желающих купить российские долги, оказывают политическое давление. Сложная внешнеполитическая обстановка повышает риски и сама по себе. Наконец, у инвесторов есть предубеждение относительно платежеспособности России. Этот фактор также вынуждает продавать российские облигации с некоторым дисконтом. Так что серьезно говорить о масштабных заимствованиях за рубежом можно только в случае снятия санкций.

Кроме того, есть серьезные сомнения в готовности правительства больше брать взаймы за рубежом. Государство идет на это крайне неохотно, опасаясь усиления зависимости от зарубежных инвесторов. Кроме того, увеличение внешней долговой нагрузки подвергает опасности рубль, делая его более уязвимым к спекулятивным атакам.

Внутренний долг

Этот вариант выглядит в нашей ситуации более привлекательным. Российские инвесторы покупают облигации федерального займа более чем охотно. Некоторое время назад правительство даже размышляло о некоем «миксе» внутреннего и внешнего долга - продаже рублевых обязательств иностранным инвесторам. Из-за девальвации эти планы пришлось временно свернуть.

За последние три года российский внутренний долг удвоился в абсолютных показателях и серьезно вырос по отношению к ВВП. Несомненно, что правительство продолжит использовать данный инструмент. Вопрос лишь, в каких масштабах. При всем удобстве схемы с расширением внутренних заимствований у нее есть один, но очень серьезный минус.

В условиях экономического кризиса деньги, направляемые на скупку госдолга, вымываются из активного оборота. Они не идут ни на инвестиции, ни на частное потребление, а значит, чрезмерно уповать на расширение рынка ОФЗ не приходится.

Девальвация

Сознательное снижение курса рубля - мощный инструмент экономической политики. С его помощью можно сбалансировать бюджет. Скажем, аналитики Bank of America считают, что при цене на нефть в 25 долларов за баррель доллар может подскочить до 210 рублей.

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

При более высоких ценах на нефть, соответственно, российскую валюту потребуется ослаблять не столь радикально. Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов считает, что это наиболее вероятный вариант действий государства в случае опустошения кубышки.

Однако девальвация - глубокий шок для экономики. Разумеется, часть производителей от него выигрывает, но резкое сокращение импорта ударит по уровню жизни населения и неизбежно разгонит инфляцию. В долгосрочной перспективе стабильность рубля также может принести больше выгоды, чем кратковременный выигрыш от балансировки бюджета и роста прибылей экспортеров.

Экономический рост

Наконец, налогооблагаемую базу, а значит и доходную часть бюджета можно увеличить за счет подъема ВВП. Плюс этого подхода: ничем не придется жертвовать. Минус: он самый сложный.

Для этого необходимы реальные структурные реформы. И в отличие от других методов, здесь ничего не решить росчерком пера на одном документе - нужна многоуровневая кропотливая работа. Готово ли на это государство - по-прежнему неясно. Пока прогнозы на ближайшие годы достаточно пессимистичные: Россия вступила в период стагнации, и даже по достижении пресловутого дна рост будет анемичным, в рамках одного-двух процентов.

Эксперты настроены весьма скептически. По словам завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, бывшего зампреда ЦБ Константина Корищенко, рост за счет внутренних источников, а не экспорта, остается пока маловероятным сценарием. Прежде всего из-за сохраняющейся жесткости монетарной и бюджетной политики.

Есть тут, правда, вариант, предполагающий значительное повышение цен на нефть и другое сырье. Тогда рост возобновится сам собой, что позволит не прибегать к распечатыванию стратегических денежных запасов. Однако, глядя на текущую конъюнктуру мировых рынков, проблемы в Китае и Евросоюзе, замедление темпов роста в США, рассчитывать на это не стоит.

Подводя итог, можно сказать, что государство, скорее всего, выберет комбинацию из нескольких мер.

Константин Корищенко склоняется к тому, что будет расти госдолг, а расходы - сокращаться. «Расходы уже предложено заморозить, налоги повышать весьма опасно и по политическим, и по экономическим причинам. Следовательно будем увеличивать госдолг, благо он у нас весьма невелик по любым меркам», - сказал экономист. Кроме того, по словам Корищенко, ненефтегазовые доходы растут уже сейчас, а если цены на сырье восстановят хотя бы часть утраченных позиций, то и сырьевые доходы существенно прибавятся. В общем, на ближайшие пять лет денег хватит.

Минфин России рассказал о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. По данным ведомства, в декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в ($7,62 млрд, 6,71 млрд. евро и 1,10 млрд. фунтов стерлингов) были проданы Минфином за 1 трлн рублей и в полном объеме использованы на покрытие дефицита федерального бюджета.

По итогам января-ноября прошлого года дефицит составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет. По прогнозу министра финансов , дефицит бюджета составил в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.

После декабрьских операций «на счетах Резервного фонда сформировались нулевые остатки», и с 1 февраля 2018 года он прекратит свое существование, говорится в сообщении ведомства. Согласно принятому в июне прошлого года решению, Резервный фонд присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ).

По данным Минфина, на 1 января 2018 года объем ФНБ составил 3,753 трлн рублей, что эквивалентно $65,15 млрд. Но из этой суммы на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено только $15,65 млрд, 15,14 млрд. евро и 3,36 млрд. фунтов стерлингов. То есть живых денег в ФНБ около 2 трлн рублей.

Ранее министр финансов Антон Силуанов прогнозировал исчерпание средств Резервного фонда. «В этом году мы полностью используем средства Резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете», — говорил он.

Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен был составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть — 2,3 трлн рублей.

«Исчерпание Резервного фонда — это формальность, связанная с тем, что вместо двух фондов теперь будет один — ФНБ. Хотя, честно сказать, и от ФНБ теперь останется только одно название.

Раньше он был действительно фондом, где резервировались деньги на структурные реформы, на некие проекты будущего, которые должны были изменить социальное и экономическое состояние страны через преобразования, а теперь это просто фонд, получающий деньги за счет превышения расчетной цены нефти и направляющий их на финансирование дефицита бюджета. То есть его можно назвать денежным мешком «на черный день», а также для некоторых целевых программ, к реформам отношения не имеющим», — считает аналитик «Алор брокер»

Бывший первый зампред Центробанка заявил «Газете.Ru», что в исчерпании Резервного фонда есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что это «дисциплинирует» Минфин, поскольку у него не будет возможности «выгрести» деньги из кубышки, и бюджет будет приниматься достаточно достоверно. Минус — что в случае наступления негативных последствий практически не будет «подушки».

При нынешнем курсе нефти исчерпание Резервного фонда ничем не грозит, полагает , ведущий аналитик Amarkets.

Но как только нефть начнет падать до критической отметки в $40 за баррель, то резервы могут быть исчерпаны и необходима будет девальвация рубля.

Но в этом году благодаря высоким ценам на нефть резервы должны пополниться. С 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение будет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.

Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.

«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены», — сказал министр.

Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», отмечает, что Минфин вскоре должен опубликовать план и расчеты по пополнению резервов, предварительная оценка находится в диапазоне $38-50 млрд в 2018 году при условии, что нефть будет стоить $55-60 за баррель российской нефти Urals.

В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства пока не зачислены в ФНБ.

Аналитики валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.

«Регулятор планирует полностью выкупить свободную валюту и тем самым ликвидировать профицит платежного баланса, что фактически поставит крест на дальнейшем укреплении рубля», — говорит , аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.

Резервного фонда РФ больше нет. Он присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ). По прогнозу Минфина, на начало года в объединенном фонде должно остаться 3,7 трлн рублей, но его ликвидная часть составит только 2,3 трлн рублей. Если цены на нефть останутся на прошлогоднем уровне, то правительство купит валюты в резервы на 2-2,8 трлн руб.

По данным Минфина на 1 декабря 2017 года в Резервном фонде находилось $17,05 млрд или 994,64 млрд руб. В ФНБ было $66,94 млрд или 3,9 трлн руб. То есть объем двух фондов составлял около 5 трлн рублей.

Часть средств их фондов в конце года потрачено на финансирование дефицита федерального бюджета. По итогам января-ноября прошлого года он составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет.

По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, дефицит бюджета составит в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.

«В этом году мы полностью используем средства резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете. Мы несколько меньше задействуем средства Фонда национального состояния. По нашим оценкам, мы используем средства ФНБ в сумме 662 млрд руб.», - говорил Силуанов.

Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть - 2,3 трлн рублей.

Сколько точно потратил Минфин на покрытие дефицита бюджета, и сколько средств находилось в ФНБ на 1 января 2018 года, станет известно в ближайшие дни. Как правило, ведомство публикует первые оценки после 10 числа месяца следующего за отчетным.

Напомним, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были созданы в 2008 году путем разделения Стабилизационного фонда. В Стабфонд, инициатором создания которого, был экс-министр финансов Алексей Кудрин, перечислялись дополнительные доходы от экспорта углеводородов.

Теперь все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета будут направляться в ФНБ. Решение об объединении фондов было принято по инициативе Минфина в июле 2017 года.

Против объединения Резервного фонда и ФНБ выступала Счетная палата. В ведомстве полагали, что данное объединение «содержит риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян, сбалансированности бюджета ПФР, а также финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов».

Кроме того, в Счетной палате подчеркивали, что изменения Бюджетного кодекса лишат ФНБ «источников формирования».

«Закрепление средств ФНБ в качестве источника формирования Резервного фонда, а также отсутствие источников формирования ФНБ приведет в конечном итоге к его исчерпанию», - говорилось в материалах аудиторов.

Но мнение Счетной палаты не было поддержано правительством и депутатами. Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении соответствующий законопроект 19 июля.

За объединенным фондом сохранятся и целевые направления расходования резервов двух фондов: финансирование дефицита бюджета, обеспечение сбалансированности страховой пенсионной системы и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Расходование резервов будет происходить по следующему принципу: если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, тогда его использование будет ограничиваться выпадающими нефтегазовыми доходами, если меньше - расходование ограничится 1% ВВП. Это необходимо для сохранения минимально допустимого объема резервов.

Стоит также отметить, что с 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет в $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение юудет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.

Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.

«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены»,- сказал министр.

Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства должны быть зачислены в ФНБ.

Аналитик валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.

В декабре 2017-го Минфин потратил на покрытие бюджетного дефицита последний триллион Резервного фонда (РФ), и с 1 февраля «копилка» перестанет существовать. На что утекли деньги РФ и что это означает для российской экономики, вместе с финансистами разбирался «Шторм».

Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет - он появился в 2008 году после разделения Стабилизационного фонда на Фонд национального благосостояния (ФНБ) и, собственно, на Резервный фонд. А теперь РФ перейдет под юрисдикцию ФНБ. Средства, которые были на балансе Резервного фонда, — сверхдоходы от экспорта нефти и газа.

К февралю 2015 года, когда деньги «кубышки» понадобились на то, чтобы закрыть бюджетную дыру, объем Резервного фонда составлял 5,8 триллиона рублей, а к концу года сократился до 3,6 триллиона рублей (данные Минфина). Миллиарды тратились не только на латание дыр в бюджете федеральном, а, например, на покрытие бюджета Пенсионного фонда. Примерно по 160 миллиардов рублей в месяц.

Объем последней оставшейся в России «копилки» — Фонда национального благосостояния — по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, на начало этого года составит 3,7 триллиона рублей. Бюджет на этот год предполагает изъятие из ФНБ 1,1 триллиона рублей. При таком раскладе и средств Фонда национального благосостояния надолго может не хватить (три года по 1,1 триллиона рублей — и от него останется 300 миллиардов). Правда, в Минфине обещают пополнять фонд бюджетными деньгами при стоимости барреля выше 40 долларов.

«Надо признать тот факт, что, начиная с 2008 года страна живет в состоянии афтершоковой терапии и вставания с колен. Едва оправившись от шока мирового экономического кризиса в 2008-м и 2009 году, мы стали проводить свою геополитическую линию на укрепление и отстаивание суверенных российских интересов, попали под санкционное давление и обвинения в нарушении международного права и прочей околесице. А отстаивание собственной суверенной позиции и политики в рамках мировой геополитической карты — дело затратное и требующее больших денег. Логично, что для сохранения стабильности и обеспечения экономического развития пришлось тратить деньги из кубышки », — рассуждает аналитик Международного финансового центра Роман Блинов.

Поскольку Резервный фонд иссяк, деньги на финансирование дефицита бюджета будут браться из ФНБ. В 2017 году дефицит бюджета составлял 1,6% (1,5 триллиона рублей). По словам шеф-аналитика ГК TeleTrade Петра Пушкарева, в режиме непополнения ФНБ спокойно протянет покрытие двухлетнего дефицита.



«А сам федеральный бюджет использоваться будет так же, как и в последние три года: в том числе и на повышение зарплат бюджетникам, пособий, выплат, чтобы компенсировать последствия суммарного подъема цен с 2014 года, на инфраструктурные проекты», — говорит он.

Эксперты уверены, что пока у государства есть достойная «копилка», откровенно экономить на пенсионерах и вообще на социально незащищенном населении власти не будут.

Сложнее будет, если — гипотетически — в экономике произойдут форс-мажорные события. Например, стремительно вниз поползут сырьевые котировки (ниже 40 долларов за бочку), и у Минфина не будет возможности пополнять ФНБ.

«Пока цены на основные наши экспортные товары растут, то российская экономика будет чувствовать себя комфортно, а у нашего правительства будет возможность верстать и исполнять федеральный бюджет в рамках скромного, но профицита, ну или, «на худой конец», со скромным дефицитом», — указывает Блинов.

Другое дело, если «копилка» все-таки иссякнет. По словам эксперта, в таком случае «правительству придется работать. Не просто сидеть и смотреть на нефтегазовую трубу, из которой рекой в страну текли инвестиции и валюта».

«На просмотр этого чудного зрелища было потрачено достаточно времени. и за этот промежуток истории уже, наверное, должно было дойти до большинства заинтересованных лиц, что под лежачий камень вода сама не течет. И как мне представляется, без проведения глобальных структурных реформ, затрагивающих практически все аспекты не только экономического развития страны, но и политического настоящего страны, мы, начиная уже даже не с 1 февраля 2018 года, а существенно раньше, не спасемся ни с Резервным фондом, ни без него.

Ну а если экономика в стране оживет и получит стимулы для развития и нормального функционирования, то население получит все, что оно захочет: низкие процентные ставки, прозрачные и надежные банки, прибыльные предприятия и новые рабочие места и наконец-то — растущие доходы», — резюмирует Блинов.

Алена Каткова

Министерство финансов России в декабре 2017 года полностью израсходовало . Согласно информации, размещённой на сайте Минфина 10 января, остатки фонда в объёме $7,62 млрд, €6,71 млрд и ₤1,10 млрд были реализованы за 1 трлн 420 млн рублей и зачислены на единый счёт федерального бюджета.

Таким образом, совокупный объём Резервного фонда на 1 января 2018 года обнулился, а с 1 февраля 2018 года «государственная копилка» прекратит своё существование.

История суверенных фондов России, которые стали настоящей подушкой безопасности для экономики в 2008—2009 и частично в 2014—2015 годах, началась десять лет назад. 1 февраля 2008 года единый Стабилизационный фонд разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Одним из сторонников реформирования российской «кубышки» был нынешний председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-глава Минфина Алексей Кудрин.

  • Алексей Кудрин
  • РИА Новости
  • Илья Питалев

Задача Резервного фонда заключалась в финансировании дефицита федерального бюджета, тогда как ФНБ должен был страховать пенсионную систему и использоваться для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты. Тем не менее в 2008—2009 годах средства ФНБ направлялись для стабилизации финансовой системы.

Наполнение Резервного фонда и ФНБ регулирует Бюджетный кодекс. Так, средства, которые поступают сверх заложенной в бюджете цены на нефть, направлялись в Резервный фонд. ФНБ наполняется лишь после того, как доходы Резервного фонда достигают нормативного уровня — 7% ВВП.

Фактический конец Резервного фонда не приведёт к значительным изменениям с точки зрения функционирования суверенных фондов страны, считает главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик.

«Всё остаётся прежним. Ресурсы, которые накоплены для решения макроэкономических задач, сохраняются. С точки зрения администрации и управления этими ресурсами, будет более унифицированный подход. То есть продолжит функционировать ключевой принцип: дополнительные доходы, которые Россия получает от высоких цен на нефть, уходят в наш суверенный фонд. Это оставляет возможность решения проблемы снижения зависимости от динамики цен на нефть и создает буфер стабильности. Все фискальные правила, весь порядок управления остаётся неизменным», — пояснил Лисоволик в разговоре с RT.

Два в одном

В информации Минфина от 10 января говорится, что по состоянию на 1 января 2018 года объём Фонда национального благосостояния составляет 3 трлн 753 млрд рублей, или $65,15 млрд.

При этом планируется, что 2018 год станет последним, когда дефицит бюджета будет финансироваться за счёт средств ФНБ. Далее фонд будет тратить средства на свою изначальную функцию: финансирование пенсионной системы.

Ранее в 2017 году министр финансов Антон Силуанов не исключил вероятности слияния Резервного фонда и ФНБ. Тогда глава Минфина подчеркнул, что должны быть выполнены все решения, связанные с инвестированием в инфраструктурные проекты через ФНБ.

«Но другая, оставшаяся часть ФНБ — это тот же самый источник для финансирования расходов федерального бюджета, такие же средства, как и Резервный фонд. Не исключаю, что мы можем рассмотреть вопрос о консолидации ресурсов этих резервных фондов, для того чтобы создать единый объём финансирования ресурсов источников дефицита бюджета», — цитирует РИА Новости заявления Антона Силуанова.

  • Министр финансов РФ Антон Силуанов
  • kremlin.ru

Министр подчеркнул, что консолидация суверенных фондов потребует изменений в действующем законодательстве, поскольку этот процесс связан с «формальностями с софинансированием пенсионных накоплений и баланса Пенсионного фонда».

Минфин оценивает дефицит федерального бюджета в 2017 году на уровне 1,6% ВВП, в 2018-м — 1,3% ВВП. Примечательно, что на протяжении всего прошлого года министерство несколько раз корректировало свой прогноз по уровню превышения расходов над доходами госказны на ближайшую трёхлетку.

Эксперты считают, что одним из факторов, могут стать цены на нефть, которые уже сейчас находятся выше заложенного властями уровня. К примеру, 10 января баррель нефти эталонной марки Brent торговался на уровне свыше $69. Однако власти ещё в прошлом году одобрили бюджет на предстоящие три года на основе консервативного прогноза, в котором цена на нефть российской марки Urals ожидается на уровне $40 за баррель.

В то же время в Минэкономразвития не исключают, что могут повысить прогноз по цене на нефть Urals в 2018 году до более $50 за баррель после успешной сделки ОПЕК+. Впрочем, пока действующий прогноз на 2018 год составляет $43,80 за баррель.

Дополнительные нефтегазовые доходы сверх базовой цены власти рассчитывают направить на покупку валюты и пополнение резервов.

Ранее в разговоре с RT главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова отметила, что слияние Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило бы упростить процедуру законодательных изменений для использования самого ФНБ. Эксперт напомнила, что изначально планировалось направлять средства ФНБ не на финансирование дефицита бюджета, а на структурные реформы.

«Пока нет такого сценария. Сейчас задача, которая стоит перед Минфином, перед бюджетом, — это всё-таки начать использовать средства ФНБ в случае волатильности цены на нефть или других негативных событий для бюджета», — заключила экономист.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты