Сметная прибыль рассчитать. Понятие и расчет сметной прибыли

Порядок определения сметной прибыли определен в "Методических указаниях по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001", утв. Постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 N 15 (далее — Методические указания). Применяется при расчете смет для начальной цены в строительстве, при этом Методические указания применяются как при разработке тендерной документации, так и при установлении договорных цен на строительство.

Что такое сметная прибыль

При составлении смет на строительство просчитывается и сметная прибыль, которая не является себестоимостью работ и предназначена для дальнейшего развития производства. Также она может использоваться для выплат и иного материального стимулирования работников, например организации досуга.

Норматив учитывает затраты на:

  • дальнейшее развитие производства (реконструкция и модернизация оборудования и других основных средств);
  • налоги (налог на прибыль, на имущество);
  • финансовое стимулирование персонала, например выплаты материальной помощи, в том числе и для погашения ипотеки, а также иные виды выплат, не связанные с оплатой труда; - оплата путевок на лечение и отдых, продажа товаров, оказание работ и услуг по льготным ценам, оплата занятий в спортивных секциях, билеты в театры, на спортивные мероприятия и другие выплаты;
  • помощь учебным организациям, оказание им безвозмездных услуг.

Базой для расчета сметной прибыли является сумма оплаты труда рабочих — строителей, механизаторов, указанная в смете. Расчет сметной прибыли согласно п. 1.5 Методических указаний производится исходя из:

  • общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;
  • нормативов по видам строительных и монтажных работ;
  • индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Какой вид нормативов применять, решают заказчик и подрядчик самостоятельно.

Нормативы сметной прибыли

Общеотраслевые нормативы приведены в разд. 2 Методических указаний и составляют:

  • 65% от фонда оплаты труда рабочих (ФОТ) для строительно-монтажных работ;
  • 50% от ФОТ для ремонтно-строительных работ.

По видам строительных и монтажных работ нормативы указаны в Письме Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 , при этом в отношении строительных и монтажных работ норматив может колебаться от 40% до 100 % ФОТ, например, при пусконаладочных работах норматив составляет 40%, а при работах по озеленению - 90%. В перечне строительных и монтажных работ указано 49 видов работ, в некоторых видах с детализацией в зависимости от вида выполнения работ.

Отдельно выделены ремонтно-строительные работы, и также разброс нормативов достаточно значителен - от 80% ФОТ при ремонте перекрытий до 50% ФОТ при штукатурных, малярных и других работах, а также 45% при ручном способе выполнения земляных работ.

В отношении этих видов работ также установлен понижающий коэффициент для организаций, применяющих УСН, который составляет 0,9.

При расчете индивидуальных нормативов учитываются затраты, которые являются базой для определения норматива, и на основании показателей, характеризующих конкретного подрядчика, проводится расчет.

Так, при определении средств на реконструкцию и модернизацию основных средств учитываются состояние основных средств (коэффициент износа, обновление и выбытие и т.п.), а также доля активной части основных средств.

Индивидуальный норматив рассчитывается исходя из определенного для подрядчика размера прибыли, деленного на средства, заложенные в составе прямых затрат для оплаты труда рабочих.

Вы можете скачать МДС 81-25.2001:

МДС 81-25.2001. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (взамен письма Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12 и раздела 3 МДС 81-5.99)

Письмо Госстроя России

от 20.03.2001 №НЗ-1311/10

О порядке применения Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве

Госстрой России постановлением от 28.02.2001 № 15 утвердил по согласованию с Минфином России и Минэкономразвитии России «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001) с вводом в действие с 1 марта 2001 года.

Одновременно отменены «Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию» (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12) и раздел 3 «Методических указаний по и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним» (МДС 81-5.99).

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения Методических указаний носят рекомендательный характер.

В связи с поступающими запросами, связанными с выходом «Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве» Госстрой России сообщает порядок применения нормативов сметной прибыли при пересчете сметной документации и расчетах за выполненные работы.

По объектам строительства, сметная документация по которым утверждена до выхода указанного постановления, подлежит уточнению остаток сметной стоимости строительно-монтажных работ по переходящим на 2001 год стройкам по состоянию на 1 марта 2001 года, а также полная сметная стоимость строительно-монтажных работ по стройкам вновь начинаемых в 2001 и последующих годах.

Стоимость работ, подлежащих выполнению подрядными организациями после 1 марта 2001г., а также расчеты за выполненные работы определяются с применением вновь утвержденных нормативов сметной прибыли.

В случаях исчерпания сумм, предусмотренных в сметах, заказчики могут использовать для этой цели резерв средств на непредвиденные работы и затраты или экономию по другим статьям сметы.

При отсутствии указанных источников необходимые дополнительные средства включаются в сметный расчет стоимости строительства в порядке, предусмотренном п. 3.5.9.2 «Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-1.99).

Зам.председателя Н.В. Зацаринский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МДС 81-25.2001

Утверждены Постановлением Госстроя России № 15 от 28.02.2001

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 №БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель — И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве “Кубаньстройцена” (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов — руководитель, Г.А. Шанин, Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов.) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

Технический редактор В.И.Шаменков

ВВЕДЕНИЕ

“Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001” (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”, Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно приложению 1.

Методические указания согласованы Минфином России (письмо от 30.01.01. № 06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША-681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:

117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

— проектными организациями при .

Сметная прибыль в составе – это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.2. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

— отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч., налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

— расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

— материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

— организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

1.3. Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли, приведены в приложении 2.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается — величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в “Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99” приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

— общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

— нормативов по видам строительных и монтажных работ;

— индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее – Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями — разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы (приложение 2 п.3) в главу 9 “Прочие работы и затраты” сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1

Перечень законодательных и нормативных документов,

использованных при подготовке “Методических указаний

по определению величины сметной прибыли в строительстве”

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации” (с изменениями от 9 июля 1999 г.).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты российской Федерации о налогах”.

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г., 1 июля, 11 ноября 1994 г., 23 июня, 22 августа, 27 декабря 1995 г., 26 февраля, 26 мая 1997 г., 28 марта, 27 июня, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 12 апреля, 4 мая 1999 г.).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 6 марта, 3 июня 1993 г., 11 ноября 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 22 августа 1995 г., 8 января 1998 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г.).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями от 16 июля, от 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г.) в части статей 18 п. 2 и ст. 19,20,21.

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с изменениями и дополнениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994 г., 25 апреля, 23,26 июня, 30 ноября, 27,31 декабря 1995 г., 14 декабря 1996 г., 10 января, 28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г., 6 января, 10 февраля, 3, 31 марта, 4 мая 1999 г., постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 1999 г. №14-П).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 “Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (с изменениями и дополнениями от 26 июля, 1 июля, 20 ноября 1995 г., 21 марта, 14 октября, 22 ноября 1996 г., 11 марта, 31 декабря 1997 г., 27 мая, 5,6,11 сентября 1998 г., 26 июня, 12 июля 1999 г., 31 мая 2000 г.).

11. Инструкция Министерства по налогам и сборам Российской федерации от 15 июня 2000 г. № 62 “ О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”.

12. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 2 апреля 1996 г. № 07-3-08/112 “О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций”.

13. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина Российской Федерации от 24 июня 1997 г. № 04-02-14 “О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль”.

15. Письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 “Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли” (с изменениями от 12 июля 1999 г.).

16. Письмо МНС Российской Федерации от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 “О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности”.

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 04-02-05/2 “О налогообложении курсовых и суммовых разниц”.

18. Приказ Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. № 60 н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации” ПБУ 1/98” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

19. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43 н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99”.

20. Приказ Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

21. Приказ Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 4н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”.

22. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

23. Приказ Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 25н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/98” (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 65н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97” (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 2н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000”.

27. Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 8 июня 1995 г. № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС Российской Федерации от 15.11.2000 №БГ-3-04/389 “О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08,06.95 №33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”.

29. Инструкция МНС Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”.

30. Приказ МНС Российской Федерации от 20 октября 2000 г. №БГ-3-03/361 “О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 №59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”.

31. “Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632.

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой Российской Федерации от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды Российской Федерации от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 “Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды” (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 “О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (с изменением и дополнением от 10 апреля 2000 г.).

Приложение 2

Затраты, не учитываемые в нормативах

сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

— благотворительные взносы;

— развитие социальной и коммунально–бытовой сферы;

— добровольные пожертвования в избирательные фонды;

— премирование работников непроизводственной сферы;

— оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

— выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

— компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

— оплату проездов в транспорте общего пользования;

— возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

— оплату подписки на газеты и журналы;

— оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

— страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

— на создание совместных предприятий;

— покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

— погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учетной ставке Центрального банка России);

— частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

— платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

— другие расходы, производимые за счет собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

— строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;

— техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Приложение 3

по видам строительных и монтажных работ

механизированным способом

с применением средств гидромеханизации

культуртехнические работы

Горно-вскрышные работы

Буровзрывные работы

Скважины на воду

Свайные работы

Закрепление грунтов. Опускные колодцы

Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в строительстве:

промышленном

жилищно-гражданском

Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве:

промышленном

жилищно-гражданском (без КПД)

крупнопанельное домостроение

Конструкции из кирпича и блоков в зданиях:

промышленных

жилищно-гражданских

сельскохозяйственных

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

Конструкции в сельском хозяйстве:

— металлические

железобетонные

каркаснообшивные

строительство теплиц

Отделочные работы

Сантехнические работы – внутренние (трубопроводы, водопровод. канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Электроосвещение зданий

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода

Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов

Теплоизоляционные работы

Автомобильные дороги

Железные дороги

Тоннели и метрополитены

Мосты и трубы

Аэродромы

Трамвайные пути

Линии электропередач

Сооружения связи, радиовещания и телевидения:

прокладка и монтаж сетей связи

монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования

прокладка и монтаж междугородних линий связи

Горнопроходческие (подземные горно-капитальные) работы:

в угольной промышленности

в других отраслях

Земляные конструкции гидротехнических сооружений

Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

Каменные конструкции гидротехнических сооружений

Металлические конструкции гидротехнических сооружений

Деревянные конструкции гидротехнических сооружений

Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях

Берегоукрепительные работы

Судовозные пути стапелей и слипов

Подводно-строительные (водолазные) работы

Промышленные печи и трубы

Озеленение. Защитные лесонасаждения. Многолетние плодовые насаждения

Скважины на нефть (включая морские условия)

Скважины на газ (включая морские условия)

Монтаж оборудования

Монтаж оборудования на атомных электростанциях

Электромонтажные работы:

на атомных электростанциях

на других объектах

Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах

Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах

Пусконаладочные работы

Сметная прибыль представляет собой ту часть стоимости строительных работ, которая не относится на себестоимость. Это средства, нужные для возмещения расходов подрядчика, выплаты вознаграждений работникам.

Понятие сметной прибыли

Сметная прибыль представляет собой сметный доход субъекта с учетом вычета себестоимости работ. Средства направляются на:

  • Возмещение трат на развитие фирмы.
  • Выплату зарплаты сотрудникам.
  • Улучшение социальной сферы.

Размеры сметной прибыли определяются при заключении каждого нового контракта. Она может устанавливаться в ходе переговоров фирмы и заказчика. В СП не входят накладные (то есть непрямые или непредвиденные) расходы организации. В статье 709 ГК РФ указано, что СП считается вознаграждением подрядчика.

Сметная прибыль определяется в процентах в рамках законодательной нормы. База для расчетов – зарплата сотрудников. Она должна составлять не менее 65% от СП. При расчетах также нужно учесть среднюю стоимость работ, нормы самой компании. При расчете СП нужно принимать во внимание соответствующие Методические указания (МДС 81-25.2001).

Что входит в состав сметной прибыли

В структуру СП включены эти направления расходов:

  • Модернизация и переоборудование основного фонда, который влияет на рост производства. Для расчета этого направления расходов нужно задействовать сведения из инвестиционного бизнес-плана развития компании, а также из бухучета трат по статье «Модернизация» за прошлый период. Имеет смысл провести анализ имущественного состояния подрядчика. В частности, это доля основных средств и ее активной части. Следует проанализировать состояние основных производственных фондов. Учитывается вывод из эксплуатации, износ техники, собственные оборотные фонды.
  • Материальное стимулирование сотрудников. Это направление включает в себя финансовую помощь, траты на оздоровительные мероприятия для персонала, не связанного с основным производством. Подобные траты должны быть вписаны в приложение к бухгалтерскому балансу за прошлый период. В этом приложении указываются эти непроизводственные расходы: покупка путевок в курорты, абонементов в фитнес-клуб, билетов на культурные мероприятия, вознаграждения, не предусмотренные трудовым соглашением, траты на помощь сотрудникам на ипотеку, индивидуальное жилищное строительство. Это также траты, сопутствующие предоставлению продукции и услуг по льготным ценам.
  • Помощь учебным заведениям. Фирмы могут оказывать безвозмездную помощь образовательным учреждениям. Соответствующие расходы должны подтверждаться бухгалтерским балансом.
  • Налоговые выплаты. Это могут быть налоги на прибыль, имущество, различные региональные и местные налоги, ставка которых не превышает 5%. Налог на прибыль рассчитывается на базе показателей по каждой статье, включенной в сметную прибыль. Налог на имущество определяется исходя из данных об основных фондах, участвующих при выполнении работ, о средствах, потраченных на модернизацию.

К СВЕДЕНИЮ! Примечания к бухгалтерской отчетности – это одно из оснований определения индивидуального норматива СП.

Что не входит в сметную прибыль

Не все направления расходов могут быть учтены при определении СП. Это траты, не относящиеся к производственной деятельности фирмы:

  • Благотворительные мероприятия, траты на пожертвования.
  • Совершенствование социальных условий.
  • Платежи в избирательные фонды.
  • Перевод премии сотрудникам, которые не заняты в главном производстве.
  • Финансирование дополнительных отпусков.
  • Единовременные платежи при выходе сотрудников на пенсию, пенсионные надбавки.
  • Компенсация питания персонала.
  • Покупка проездных билетов.
  • Траты на периодические журналы.
  • Компенсация трат на командировки.
  • Компенсация расходов на работу вахтовым методом, труд разъездного характера.
  • Дополнительное страхование сотрудников.
  • Траты на создание совместных предприятий.
  • Расходы на создание и распространение ценных бумаг.
  • Финансирование учебных заведений и вышестоящих субъектов, которые находятся на балансе предприятия.
  • Взносы за превышение вредных выбросов.
  • Траты на выплату кредитов, ссуд (вместе с процентами сверх ставки ЦБ).
  • Частичная оплата кредитов сотрудников на покупку домашней мебели.
  • Траты на содержание сельскохозяйственных подразделений, находящихся на балансе фирмы.
  • Прочие расходы из собственных ресурсов субъекта.

В смету не включаются также траты на поддержание инфраструктуры компании:

  • Финансирование социальных объектов, находящихся на балансе фирмы.
  • Траты на строительство своих объектов производственного и непроизводственного характера.

Это также расходы подрядчика, однако они не относятся к конкретному проекту.

Если строительные работы финансируются из государственного бюджета, структура сметной стоимости формируется из этих составляющих:

  • Заданные нормативы по трудоемкости строительных работ, по транспортным расходам.
  • Средняя стоимость строительных материалов и инструментов.
  • Единые нормативы накладных трат и СП, выраженные в процентах.
  • Индексы пересчета цены.

Также в структуру могут входить и прочие составляющие.

Нормативы сметной прибыли

Нормативы СП приведены в соответствующих методических указаниях. В частности, это Методические указания по расчету сметной прибыли МДС 81-25.2001, утвержденные Постановлением Госстроя №15 от 28 февраля 2001 года. Они должны обязательно использоваться субъектами, реализующими проекты за счет средств из этих источников:

  • Бюджет страны.
  • Федеральный бюджет.
  • Государственные кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.
  • Внебюджетные источники.

Вычисление норматива СП выполняется в процентах от ФОТ работников и механизаторов при текущих ценах.

Нормативы подразделяются на эти разновидности:

  • Аналогичные для всей строительной деятельности и актуальные для всех предприятий. Для строительно-монтажных работ норматив составляет 65% от ФОТ работников в структуре прямых трат сметы-бюджета, для ремонтно-строительных – 50%.
  • Разделенные по направлениям работ. Эта форма норматива установлена в приложении 3 к Методическим указаниям. Становится она актуальной на этапе подготовки документации.
  • Индивидуальные для определенных подрядчиков. Этот норматив не актуален для фирм, использующих средства федерального бюджета.

Процентная ставка к ФОТ по направлениям работ устанавливается федеральными и местными центрами по ценообразованию в строительной сфере. Иногда подрядчики могут использовать понижающие коэффициенты. Стороны строительного контракта имеют равные права при подборе расчетного норматива.

Норматив СП при составлении сметы по строительному проекту начисляется в зависимости от методики установления сметной стоимости строительного материала, стадий проектирования. Начисление выполняется на этих этапах:

  • Формирование внутренних сметных расчетов. При этом не нужно формировать разделы в завершении документа.
  • Создание сметы по разделам в завершении каждого из них.

Строительные работы могут осуществляться ИП или ФЛ. При этом оформляется соглашение о бытовом и строительном подряде. Размер сметной прибыли устанавливается с учетом индивидуальной нормы. Последняя должна быть согласована с заказчиком.

Сметная прибыль в строительной сфере: формулы и расчеты

Индивидуальные нормативы формируются тогда, когда общеотраслевые нормативы по направлениям работ не возмещают все издержки фирмы на развитие производства и материальное стимулирование штата. Обычно расчет осуществляется самим подрядчиком. Однако его итоги обязательно должны быть согласованы с заказчиком. Специалистами со стороны заказчика осуществляется экспертиза. Если в ходе экспертизы возникли разногласия, подрядчику нужно внести все нужные корректировки. Потом расчет еще раз направляется на повторное согласование. Подрядчик может делегировать свою обязанность по расчетам региональным центрам по ценообразованию или проектным организациям.

Индивидуальный норматив определяется по этой формуле:

Формула эта включает в себя такие показатели:

  • Ни – норматив индивидуальной прибыли, выраженный в процентах.
  • Пп – объем прибыли, установленный для подрядчика с помощью индивидуального расчета (выражается в тысячах рублей).
  • З – размер ФОТ рабочих (механизаторы и строители) в структуре прямых сметных трат (выражается в тысячах рублей).

Если локальный сметный расчет не подразделен на отдельные разделы, начисление СП выполняется в завершении всего расчета. Если смета подразделена на главы, начисление производится под каждой главой в завершении сметы.

К СВЕДЕНИЮ! Строительная норма прибыли определяется в соответствии с разным порядком. Все зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадии формирования проекта документации.

По актуальному уровню цен

Первая стадия – это стадия «Проект»:

Вторая стадия – это стадия «Рабочие документы»:

  • П – объем сметной прибыли в тысячах рублей;
  • З – размер ФОТ сотрудников в структуре прямых затрат сметы в тысячах рублей;
  • Нз – общеотраслевая норма СП, определенная к ФОТ сотрудников в составе прямых трат;
  • Нcni – норматив СП по определенному виду работ, которые даны в приложении №3 МДС 81 (выражается в процентах);
  • N – общий объем видов работ на объекте подряда.

Расчеты обычно производятся обычно самим подрядчиком.

Базисно-индексный метод

Сначала идет стадия «Проект»:

Потом идет стадия «Рабочая документация»:

В формуле используются эти значения:

  • Зб – размер сотрудников в структуре прямых трат сметы, сформированных с использованием нормативов и цен базисного уровня (в тысячах рублей;.
  • Зci и Зmi – сметные размеры оплаты работы сотрудников, суммарные по определенному направлению планируемых работ (в тысячах рублей);
  • Иот – индекс нынешнего уровня ФОТ по отношению к показателю ФОТ, учтенного ставками базисного уровня и нормативами;
  • N – полное число видов исполняемых работ в рамках актуального проекта.

Все расчеты оформляются в виде определенной таблицы.

Усредненная структура сметной прибыли

Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться.

В план составления сметы включается, помимо прочих моментов, просчет сметной прибыли. Эта позиция в составе сметной стоимости на строительную продукцию представляет собой сумму средств, требующихся для покрытия расходов строительно-монтажной организации на:

  • развитие собственного производства;
  • развитие социальной сферы;
  • материальное стимулирование персонала.

Сметная прибыль - это нормативная часть цены строительной продукции, на себестоимость работ она не относится.

Нормативы сметной прибыли вместе с рекомендациями по их правильному применению приведены в специальных методических указаниях. Данные нормы рекомендуется использовать предприятиям и организациям любой принадлежности и формы собственности, которые реализуют проекты, получая средства из следующих источников:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта РФ;
  • государственный кредит, который выдается под государственные гарантии;
  • внебюджетные источники финансирования.

Исчисление норматива сметной прибыли при составлении смет в строительстве происходит в процентах от ФОТ строительных рабочих и механизаторов в составе прямых сметных расходов при использовании текущих цен.

Для определения сметной прибыли используются следующие сметные нормативы в строительстве :

  • общеотраслевые нормативы, которые устанавливаются для всех исполнителей работ. Общеотраслевой укрупненный норматив для строительно-монтажных работ составляет 65 процентов, а для строительно-ремонтных работ это 50 процентов от средств, которые начисляются на оплату труда строительных рабочих и механизаторов. Применение общеотраслевого норматива актуально, когда составляют смету на строительство дома для инвестора, разрабатывают ТЭО проекта, составляют пакет документов для подрядных торгов;
  • нормативы по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Их используют при расчете смет на ремонт и строительство на стадии рабочих проектов, при расчетах между заказчиком и подрядчиком за произведенные работы;
  • индивидуальные нормы, которые разрабатываются для конкретной подрядной организации в случаях, когда условия выполнения работ отличаются от тех, которые приняты в усредненных нормах, а рассчитанная с использованием общеотраслевых нормативов прибыль не покрывает расходов подрядчика на развитие производства и достойное материальное стимулирование своих сотрудников. Основой для определения индивидуальной нормы является расчет посредством калькуляции по статьям фактических затрат.

Выбирать вариант расчета сметной прибыли могут на равноправной основе инвестор, заказчик-застройщик и подрядчик.

Норматив сметной прибыли имеет в своем составе следующие затраты.

1. Расходы, которые являются общими для любых строительных организаций. В них включаются:

  • налог на прибыль по определенной законом ставке, отдельные налоги и сборы, начисляемые на региональном и местном уровне;
  • налог на имущество, который определяется на основе сведений относительно основных фондов, применяющихся при выполнении строительно-монтажных работ, а также активов, которые планируется потратить на покупку и модернизацию средств;
  • расходы на развитие производства (реконструкция основных фондов, модернизация оборудования, внесение средств на частичное пополнение своих основных средств);
  • расходы на материальное стимулирование персонала (матпомощь сотрудникам, в том числе, безвозмездная - на частичное погашение кредитов и первоначальные взносы на строительство корпоративного жилья, а также мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, которые напрямую не связаны с участием сотрудника в производственном процессе);
  • расходы на развитие социальной сферы, например, помощь и безвозмездные услуги профильным учебным заведениям.

2. Затраты, которые связаны с инфраструктурой строительных компаний. В их состав входит:

  • содержание различных объектов, находящихся на балансе строительной организации (учреждения медицины и образования, объекты спорта и культуры, лагеря отдыха, жилье и так далее);
  • финансирование строительства жилых зданий и прочих непроизводственных объектов;
  • расходы на строительство новых производственных объектов.

Норматив сметной прибыли при составлении сметы по проекту начисляется в зависимости от методики, по которой определяется сметная стоимость строительной продукции, а также от стадийности проектирования. Начисление может происходить при:

  • составлении локальных сметных расчетов без разделения в конце сметы на разделы;
  • формировании сметы по разделам - в завершении каждого раздела.

Если строительно-монтажные работы выполняют индивидуальные предприниматели (физические лица) с оформлением договора бытового или строительного подряда, то в таком случае величина сметной прибыли должна определяться с использованием согласованной с заказчиком индивидуальной нормы.

Если строительство финансируется из госбюджета на любом уровне, то здесь структура сметной стоимости складывается из следующих составляющих:

  • фиксированные нормативы по трудоемкости строительных работ, их машиноемкости и необходимых транспортных расходов;
  • средние цены на стройматериалы, конструкции и изделия;
  • единые нормативы сметной прибыли и накладных расходов, взятые в процентах;
  • индексы пересчета стоимости и прочие моменты.

В практике любого предприятия, будь то газетный концерн или частная строительная компания, существует такое понятие, как сметная прибыль. Оно является крайне важным при расчете доходов и расходов юридического лица.

Сметная прибыль - доход предприятия за вычетом себестоимости работ, предназначенный для покрытия расходов на развитие организации, оплаты труда ее сотрудников и улучшения ее социальной сферы. Ее размеры либо рассчитываются при заключении каждого нового договора, либо оговариваются между заказчиком и предприятием заранее. Второй случай, как правило, используется тогда, когда нормативная общеотраслевая сметная прибыль не может покрыть все описанные выше расходы на развитие компании и материальную стимуляцию сотрудников.

Сметная прибыль не рассчитана на покрытие накладных (непрямых или непредвиденных) расходов предприятия. Они, как правило, рассчитываются отдельно. Затем эти расходы включаются в смету и оплачиваются наравне с любыми другими необходимыми затратами.

Сметная прибыль рассчитывается в процентах в пределах нормы, принятой законодательством. За основу для подсчета берется рабочих, которая согласно нормативам должна составлять не менее 65% от сметной прибыли. Также следует учитывать среднюю стоимость работ и норму самого предприятия.

На крупных предприятиях (например, в строительных компаниях) для урегулирования деловых отношений между заказчиком и компанией-строителем составляется специальный пакет документов.

Это полный комплект необходимых бумаг с данными по проекту, всем его деталям, по планируемым затратам и ожидаемой прибыли. В ней указываются расценки на все виды работ, производимые предприятием, а также подробное описание проведения этих самых работ с графическими чертежами и схемами.

Нормативная сметная прибыль во многих отраслях еще недостаточно хорошо проработана российским законодательством. Поэтому во всех спорных случаях предприятия отходят от принятых стандартов и назначают договорную стоимость своих работ. Например, на крупных стройках, где работает множество людей, заработная плата на одного рабочего оказывается ниже средней, поэтому строительная компания имеет право повысить сметную прибыль для обеспечения своей дальнейшей деятельности.

Итак, сметная прибыль, или, как ее иногда называют, "чистая прибыль", представляет собой доход предприятия с какого-либо проекта, средства которого направляются на улучшение дальнейшей его работы. Размер ее определяется в зависимости от государственных, региональных и местных стандартов (норм, установленных внутри фирмы, средней заработной платы и так далее). Значение сметной прибыли не приходится объяснять. Ведь если бы не она, предприятия потеряли бы возможность развиваться, рабочие лишились бы зарплаты, и вся индустрия пришла бы в упадок. Поэтому крайне важно правильно рассчитать сметную прибыль для поддержания оптимального баланса в компании, ее развития, отношений между ней и заказчиком.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты