Инструкция о пересечении железнодорожных линий ОАО «РЖД» инженерными коммуникациями. Подземные переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги Цпи 22 переходы железных дорог трубопроводами

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требованиями настоящего отраслевого нормативного
документа следует руководствоваться при проектировании переходов
железных дорог трубопроводами различного назначения - тепловые
сети, нефтепродуктопроводы, нефтепроводы, газопроводы,
канализационные трубопроводы, водопроводы наружных сетей
водоснабжения и др., а также при проектировании и осуществлении
мероприятий по устранению деформаций железнодорожного земляного
полотна, возникающих в местах существующих пересечений с этими
инженерными коммуникациями.
1.2. Переходы железнодорожных линий трубопроводами необходимо
предусматривать путем надземной прокладки (на опорах или
эстакадах) или подземной - под земляным полотном. При этом должна
быть учтена перспектива укладки дополнительных (вторых, третьих и
четвертых) главных путей или развития станций.
1.3. К переходам газопроводов, нефтепроводов,
нефтепродуктопроводов и т.п. следует предъявлять требования как к
участкам повышенной категории.
1.4. При уширении земляного полотна под укладку дополнительных
главных путей или развитии станций рабочий трубопровод в месте
пересечения должен быть реконструирован или переустроен (на новой
оси) с учетом соответствующего увеличения длины участка повышенной
категории и, при необходимости, подвергнут гидроиспытанию.
Защитная труба должна быть, соответственно, удлинена.
1.5. В районах распространения вечномерзлых грунтов переходы
трубопроводами через железные дороги на перегонах и станциях
следует осуществлять, как правило, надземной прокладкой по
эстакадам. Подземную прокладку в указанных районах можно
предусматривать в непросадочных при оттаивании грунтах основания.
На участках с залеганием просадочных при оттаивании грунтов на
глубине менее 25 м подземная прокладка разрешается при
проектировании специальных мероприятий по предупреждению
оттаивания и осадки на основе теплотехнических расчетов.
1.6. При проектировании подземного перехода железной дороги
трубопроводами на участках с залеганием в земляном полотне
грунтов, подверженных морозному пучению, необходимо выполнять
теплотехнические расчеты для предупреждения недопустимых нарушений
режима температуры и морозного пучения этих грунтов. Неравномерное
пучение железнодорожного пути в продольном профиле обусловлено
разницей в глубинах промерзания-оттаивания грунта над
трубопроводом и вне зоны его теплового влияния. К подверженным
морозному пучению грунтам железнодорожного земляного полотна
следует относить следующие их виды: глинистые (глины, суглинки,
супеси); крупнообломочные с глинистым заполнителем при содержании
частиц размером менее 0,1 мм в количестве более 20% по массе;
легковыветривающиеся породы (аргиллиты, алевроиты, мергели,
сланцы) в зоне активного выветривания; пылеватые пески при
насыщении их водой; торфы и заторфованные грунты.
При подземном переходе железных дорог рабочий трубопровод
должен быть заключен в защитную трубу (канал, тоннель). Укладка
трубопровода непосредственно в грунт недопустима. Теплотехническим
расчетом необходимо определить параметры заложения трубопровода
(глубину заложения от подошвы рельсов до верха защитной трубы и
температуру воздуха в защитной трубе), при которых сезонные
деформации пути от морозного пучения будут равномерными, не
превышающими установленных норм содержания для данного класса
пути.
При устройстве подземных переходов или ликвидации пучин на
существующих пересечениях тепловое влияние трубопроводов на
морозное пучение грунтов железнодорожного земляного полотна может
быть устранено следующими способами:
- заглубление трубопроводов на расчетную величину;
- уменьшение потерь тепла тепловой изоляцией рабочих
трубопроводов;
- отвод избыточного тепла из защитной трубы с помощью
естественной приточно-вытяжной вентиляции;
- вырезка и замена пучинистого грунта на дренирующий по
расчету во всей зоне сезонного промерзания-оттаивания с
продольными сопряжениями; тепловая изоляция из пенопласта с
продольными сопряжениями.
Каждый из этих способов может быть применен как
самостоятельное мероприятие или в комплексе с другими способами.
1.7. При подземном переходе эксплуатируемых железнодорожных
линий трубопроводами открытый способ проходки, как правило, не
допускается.
1.8. При постройке железных дорог над существующими
трубопроводами рабочий трубопровод в месте пересечения следует
заключать в защитную трубу. Замена защитной трубы или рабочего
трубопровода должна выполняться в соответствии с требованиями
настоящих норм.
1.9. Трубопроводы следует располагать под земляным полотном
железной дороги вне горловины станции на расстоянии от стрелочных
переводов и других пересечений пути не менее 20 м. Минимальное
расстояние от трубопроводов до искусственных сооружений (мостов,
водопропускных труб и т.д.) необходимо предусматривать в
соответствии со степенью их опасности для нормальной эксплуатации
железной дороги, но не менее 30 м, до мест присоединения
отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог
- 10 м, до опор контактной сети - 3 м.
1.10. Конструкция перехода через железную дорогу должна
обеспечивать возможность периодических осмотров, текущего ремонта,
отключения и опорожнения трубопроводов. На переходах газопроводов,
нефтепродуктопроводов и т.п. необходимо дополнительно
предусматривать устройства по оповещению и блокировке движения
поездов в случае возникновения опасности.
1.11. При подземной прокладке на перегонах и станциях
трубопровод должен быть заключен в защитную трубу (канал,
тоннель). На пересечениях с трубопроводами, транспортирующими
взрыво- или огнеопасные продукты (газ, нефть и др.), конец
защитной трубы следует располагать не менее чем в 50 м от подошвы
откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных
сооружений - от крайнего водоотводного сооружения, а на
пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми
сетями и т.п. - не менее чем на 10 м с каждой стороны.
Расстояние по вертикали от верха защитной трубы (канала,
тоннеля) до подошвы рельса железных дорог следует принимать не
менее 2 м, а при устройстве перехода методом прокола или
горизонтального бурения - 3 м. Верх защитной трубы должен
располагаться, кроме того, на 1,5 м ниже дна водоотводных
сооружений или подошвы насыпи. Устройство переходов в теле насыпи
запрещается.
Заглубление трубопроводов, пересекающих земляное полотно,
сложенное пучинистыми грунтами, следует определять расчетом,
исходя из условий, при которых исключается влияние тепловыделений
или стока тепла на равномерность морозного пучения грунта. При
невозможности обеспечить заданный температурный режим за счет
заглубления трубопроводов, должна предусматриваться вентиляция
защитной трубы (канала, тоннеля), замена или тепловая изоляция
пучинистого грунта на участке пересечения, надземная прокладка
трубопроводов на эстакаде или в самонесущем футляре.
1.12. При подземном пересечении железных дорог на участках
насыпей высотой более 6 м, а также на косогорных участках (с
уклоном круче 1:5) проект пересечения должен предусматривать
дополнительные мероприятия по обеспечению устойчивости земляного
полотна. В глубоких выемках подземное или надземное пересечение
железных дорог трубопроводами выбирают на основе
технико-экономического сравнения вариантов.
1.13. Передача нагрузки на рабочий трубопровод от веса
вышележащего грунта и подвижного состава не допускается, защитная
труба и ее соединения должны быть водонепроницаемы и рассчитаны на
восприятие веса вышележащего грунта и подвижной нагрузки от 4-х
осного грузового вагона 30 тс/ось. Размеры поперечного сечения
защитной трубы следует принимать с учетом устройства тепловой
изоляции рабочих трубопроводов. При отводе избыточного тепла из
тоннеля - защитной трубы живое сечение его должно обеспечивать
потребный расход воздуха при естественной приточно-вытяжной
вентиляции.
1.14. Длина защитной трубы зависит от количества путей на
участке перехода рабочих отметок земляного полотна, конструкции
водоотводных сооружений и расположения колодцев.
1.15. Расстояние от подошвы рельса до верха защитной трубы при
расположении в земляном полотне пучинистых грунтов определяют
теплотехническим расчетом, методика которого приведена в настоящем
документе.
1.16. При невозможности понижения температуры воздуха в
защитной трубе до требуемой величины устраивают естественную
приточно-вытяжную вентиляцию. Защитная труба является
вентиляционным тоннелем и концы ее примыкают к камерам,
расположенным по обе стороны земляного полотна. Над камерами
сооружают приточную и вытяжную шахты. Приточная и вытяжная шахты
систем вентиляции должны сообщаться только с наружным воздухом и
вентилируемым тоннелем. Вентилируемый тоннель наглухо отделяют от
каналов подходной магистральной части трубопровода вентиляционными
перегородками.
1.17. Расстояние от места понижения давления газа до
подземного перехода газопроводом железной дороги следует назначать
из расчета недопущения отрицательной температуры газа в месте
перехода в годовом цикле.

2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПЕРЕХОДОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ТРУБОПРОВОДАМИ

2.1. Проектирование пересечений земляного полотна
трубопроводами и теплотехнический расчет производят на основании
данных:
- топографического плана участка перехода, поперечного профиля
земляного полотна, а также схемы путей и размещения различных
железнодорожных устройств вблизи места перехода;
- инженерно-геологических разрезов по оси трубопровода и
железной дороги;
- состава, свойств и напластований грунтов земляного полотна и
его основания;
- данных о глубине грунтовых вод и их режиме;
- лабораторного исследования грунтов;
- многолетних среднемесячных данных о температуре воздуха в
зимний период;
- данных о величине равномерного морозного пучения грунтов
земляного полотна в месте перехода.
2.2. На стадии технико-экономического обоснования вариантов
перехода допускается принимать ориентировочные величины пучения
грунтов земляного полотна равные 20-40 мм для европейской части
Российской Федерации и 60-80 мм для дорог Урала, Сибири и Дальнего
Востока. При инженерно-геологическом обследовании величину
равномерного пучения пути определяют по результатам двух
нивелирований пути. Первое нивелирование выполняют осенью с
наступлением отрицательной температуры воздуха, а второе - в
период максимального промерзания грунта. Как исключение, может
быть допущено проведение первого нивелирования в период
максимального промерзания грунта, а второго - после полного
оттаивания грунта до начала летних путевых работ. Путь нивелируют
по головкам рельсов в закрепленных через 5 м точках с привязкой их
к невыпучивающемуся реперу по программе Приложения 1 Технических
указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути
ЦП-4369, утвержденных МПС 07.03.86г., М., 1987. Протяженность
участка нивелирования принимают равной 150м (по 75 м от оси
проектируемого перехода в каждую сторону). В качестве наблюденной
величины равномерного пучения принимают максимальное ее значение
на участке нивелирования. Расчетную величину этого параметра
определяют в соответствии с требованиями Технических
указаний ЦП4369.
2.3. Глубину промерзания грунтов земляного полотна определяют
расчетом по номограммам в соответствии с методикой, изложенной в
Технических указаниях ЦП/4369.
2.4. Уровень грунтовых вод (УГВ) устанавливают в скважинах
глубиной не менее 4,5 м, которые закладывают на обочине земляного
полотна и за его пределами (за бровкой выемки, в основании
насыпи). УГВ измеряют до его полного установления. При
необходимости скважины на этот период оборудуют фильтром.
2.5. Пробы грунта для лабораторного анализа его физических
свойств (естественная влажность грунта, влажность на пределах
пластичности, гранулометрический состав, плотность и др.) отбирают
по программе Технических указаний ЦП-4369. По данным анализов
грунты классифицируют в соответствии с ГОСТ 25100-82 "Грунты.
Классификация".
2.6. После устройства подземного перехода железной дороги
трубопроводом в конце зимнего периода проверяют соответствие
температуры воздуха в защитной трубе ее расчетному значению. Если
измеренная величина превышает расчетную больше, чем на 5%, то
принимают дополнительные меры для снижения температуры воздуха в
защитной трубе.
Температуру воздуха в защитной трубе (температуру ее
поверхности) определяют в конце зимы вытяжными термометрами,
размещаемыми внутри трубы. Температура поверхности трубопровода
может быть измерена также термометрами, которые устанавливают в
скважине, закладывают в сечении по оси трубопровода
2.7. Организация инженерно-геологических работ на пути,
обеспечение безопасности движения поездов, безопасности людей,
ограждение сигналами мест производства инженерно-геологических
выработок и т.п. определяются совместно ответственными
представителями проектной организации и дистанции пути в
зависимости от местных условий и объемов работ.
2.8. Проект перехода трубопровода под железной дорогой должен
быть согласован главным инженером железной дороги. На согласование
представляют следующие материалы:
- общий вид перехода в плане с указанием точного места
перехода (км, пикет, плюс);
- продольные и поперечные профили по осям трубопровода и
земляного полотна с соответствующими инженерно-геологическими
разрезами и конструкцией перехода;
- теплотехнический расчет трубопровода, пересекающего земляное
полотно;
- схемы и графики производства работ с указанием мероприятий
по обеспечению безопасности движения поездов во время производства
работ.
Согласованные проекты перехода трубопроводов через железную
дорогу следует учитывать в специальных журналах с указанием места
пересечения (перегон, км, пикет, плюс) и основных характеристик
перехода.
Работы в полосе отвода могут производиться только после
согласования проекта под обязательным техническим надзором
дистанции пути, а при необходимости - дистанции сигнализации и
связи и других линейных подразделений железной дороги.

Для моделирования температурных полей и для других расчётов необходимо узнать температуру грунта на заданной глубине.

Температуру грунта на глубине измеряют с помощью вытяжных почвенно- глубинных термометров. Это плановые исследования, которые регулярно проводят метеорологические станции. Данные исследований служат основой для климатических атласов и нормативной документации.

Для получения температуры грунта на заданной глубине можно попробовать, например, два простых способа. Оба способа заключаются в использовании справочной литературы:

  1. Для приближённого определения температуры можно использовать документ ЦПИ-22. «Переходы железных дорог трубопроводами». Здесь в рамках методики теплотехнического расчёта трубопроводов приводится таблица 1, где для определённых климатических районов приводятся величины температур грунта в зависимости от глубины измерения. Эту таблицу я привожу здесь ниже.

Таблица 1

  1. Таблица температур грунта на различных глубинах из источника «в помощь работнику газовой промышленности» еще времён СССР

Нормативные глубины промерзания для некоторых городов:

Глубина промерзания грунта зависит от типа грунта:

Я думаю, что самый простой вариант, это воспользоваться вышеуказанными справочными данными, а затем интерполировать.

Самый надёжный вариант для точных расчётов с использованием температур грунта — воспользоваться данными метеорологических служб. На базе метеорологических служб работают некоторые онлайн справочники. Например, http://www.atlas-yakutia.ru/.

Здесь достаточно выбрать населённый пункт, тип грунта и можно получить температурную карту грунта или её данные в табличной форме. В принципе, удобно, но похоже этот ресурс платный.

Если Вы знаете ещё способы определения температуры грунта на заданной глубине, то, пожалуйста, пишите комментарии.

Возможно Вам будет интересен следующий материал:

6.31*. Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги следует предусматривать в местах прохождения дорог по насыпям либо в местах с нулевыми отметками и в исключительных случаях - при соответствующем обосновании в выемках дорог.

Угол пересечения трубопровода с железными и автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90°. Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.

6.32*. Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через железные и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, должны предусматриваться в защитном футляре (кожухе) из стальных труб или в тоннеле, диаметр которых определяется условием производства работ и конструкцией переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.

Концы футляра должны выводиться на расстояние:

а) при прокладке трубопровода через железные дороги:

от осей крайних путей - 50 м, но не менее 5 м от подошвы откоса насыпи и 3 м от бровки откоса выемки;

от крайнего водоотводного сооружения земляного полотна (кювета, нагорной канавы, резерва) - 3 м;

б) при прокладке трубопровода через автомобильные дороги - от бровки земляного полотна - 25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи.

Концы футляров, устанавливаемых на участках переходов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через автомобильные дороги III, III-п, IV-п, IV и V категорий, должны выводиться на 5 м от бровки земляного полотна.

Прокладка кабеля связи трубопровода на участках его перехода через железные и автомобильные дороги должна производиться в защитном футляре или отдельно в трубах.

6.33*. На подземных переходах газопроводов через железные и автомобильные дороги концы защитных футляров должны иметь уплотнения из диэлектрического материала.

На одном из концов футляра или тоннеля следует предусматривать вытяжную свечу на расстоянии по горизонтали, м, не менее:

от оси крайнего пути железных дорог общего пользования.......... 40

то же, промышленных дорог....................................... 25

от подошвы земляного полотна автомобильных дорог................ 25

Высота вытяжной свечи от уровня земли должна быть не менее 5 м.

6.34*. Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.

Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должно приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.

При прокладке трубопровода без защитных футляров вышеуказанные глубины следует принимать до верхней образующей трубопровода.

Заглубление участков трубопровода под автомобильными дорогами на территории КС и НПС принимается в соответствии с требованиями СНиП II-89-80*.

6.35. Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их переходов под железными и автомобильными дорогами следует назначать исходя из грунтовых условий и условий производства работ, но во всех случаях это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной прокладке линейной части магистральных трубопроводов.

6.36. Пересечение трубопроводов с рельсовыми путями электрифицированного транспорта под стрелками и крестовинами, а также в местах присоединения к рельсам отсасывающих кабелей не допускается.

6.37. Минимальное расстояние по горизонтали в свету от подземного трубопровода в местах его перехода через железные дороги общей сети должно приниматься, м, до:

стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения

отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных

дорог............................................................ 10

стрелок и крестовин железнодорожного пути при пучинистых

грунтах.......................................................... 20

труб, тоннелей и других искусственных сооружений на железных

дорогах......................................................... 30

РАЗРАБОТАНО Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ МПС) совместно с Главным управлением пути МПС России

СОСТАВИТЕЛИ: П.И.Дыдышко, В.В.Соколов

УТВЕРЖДЕНО приказом Главного управления пути МПС от 17 марта 1995 г. N ЦПИ-22

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требованиями настоящего отраслевого нормативного документа следует руководствоваться при проектировании переходов железных дорог трубопроводами различного назначения - тепловые сети, нефтепродуктопроводы, нефтепроводы, газопроводы, канализационные трубопроводы, водопроводы наружных сетей водоснабжения и др., а также при проектировании и осуществлении мероприятий по устранению деформаций железнодорожного земляного полотна, возникающих в местах существующих пересечений с этими инженерными коммуникациями.

1.2. Переходы железнодорожных линий трубопроводами необходимо предусматривать путем надземной прокладки (на опорах или эстакадах) или подземной - под земляным полотном. При этом должна быть учтена перспектива укладки дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей или развития станций.

1.3. К переходам газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и т.п. следует предъявлять требования как к участкам повышенной категории.

1.4. При уширении земляного полотна под укладку дополнительных главных путей или развитии станций рабочий трубопровод в месте пересечения должен быть реконструирован или переустроен (на новой оси) с учетом соответствующего увеличения длины участка повышенной категории и, при необходимости, подвергнут гидроиспытанию. Защитная труба должна быть, соответственно, удлинена.

1.5. В районах распространения вечномерзлых грунтов переходы трубопроводами через железные дороги на перегонах и станциях следует осуществлять, как правило, надземной прокладкой по эстакадам. Подземную прокладку в указанных районах можно предусматривать в непросадочных при оттаивании грунтах основания. На участках с залеганием просадочных при оттаивании грунтов на глубине менее 25 м подземная прокладка разрешается при проектировании специальных мероприятий по предупреждению оттаивания и осадки на основе теплотехнических расчетов.

1.6. При проектировании подземного перехода железной дороги трубопроводами на участках с залеганием в земляном полотне грунтов, подверженных морозному пучению, необходимо выполнять теплотехнические расчеты для предупреждения недопустимых нарушений режима температуры и морозного пучения этих грунтов. Неравномерное пучение железнодорожного пути в продольном профиле обусловлено разницей в глубинах промерзания-оттаивания грунта над трубопроводом и вне зоны его теплового влияния. К подверженным морозному пучению грунтам железнодорожного земляного полотна следует относить следующие их виды: глинистые (глины, суглинки, супеси); крупнообломочные с глинистым заполнителем при содержании частиц размером менее 0,1 мм в количестве более 20% по массе; легковыветривающиеся породы (аргиллиты, алевроиты, мергели, сланцы) в зоне активного выветривания; пылеватые пески при насыщении их водой; торфы и заторфованные грунты.

При подземном переходе железных дорог рабочий трубопровод должен быть заключен в защитную трубу (канал, тоннель). Укладка трубопровода непосредственно в грунт недопустима. Теплотехническим расчетом необходимо определить параметры заложения трубопровода (глубину заложения от подошвы рельсов до верха защитной трубы и температуру воздуха в защитной трубе), при которых сезонные деформации пути от морозного пучения будут равномерными, не превышающими установленных норм содержания для данного класса пути.

При устройстве подземных переходов или ликвидации пучин на существующих пересечениях тепловое влияние трубопроводов на морозное пучение грунтов железнодорожного земляного полотна может быть устранено следующими способами:

- заглубление трубопроводов на расчетную величину;

- уменьшение потерь тепла тепловой изоляцией рабочих трубопроводов;

- отвод избыточного тепла из защитной трубы с помощью естественной приточно-вытяжной вентиляции;

- вырезка и замена пучинистого грунта на дренирующий по расчету во всей зоне сезонного промерзания-оттаивания с продольными сопряжениями; тепловая изоляция из пенопласта с продольными сопряжениями.

Каждый из этих способов может быть применен как самостоятельное мероприятие или в комплексе с другими способами.

1.7. При подземном переходе эксплуатируемых железнодорожных линий трубопроводами открытый способ проходки, как правило, не допускается.

1.8. При постройке железных дорог над существующими трубопроводами рабочий трубопровод в месте пересечения следует заключать в защитную трубу. Замена защитной трубы или рабочего трубопровода должна выполняться в соответствии с требованиями настоящих норм.

1.9. Трубопроводы следует располагать под земляным полотном железной дороги вне горловины станции на расстоянии от стрелочных переводов и других пересечений пути не менее 20 м. Минимальное расстояние от трубопроводов до искусственных сооружений (мостов, водопропускных труб и т.д.) необходимо предусматривать в соответствии со степенью их опасности для нормальной эксплуатации железной дороги, но не менее 30 м, до мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог - 10 м, до опор контактной сети - 3 м.

1.10. Конструкция перехода через железную дорогу должна обеспечивать возможность периодических осмотров, текущего ремонта, отключения и опорожнения трубопроводов. На переходах газопроводов, нефтепродуктопроводов и т.п. необходимо дополнительно предусматривать устройства по оповещению и блокировке движения поездов в случае возникновения опасности.

1.11. При подземной прокладке на перегонах и станциях трубопровод должен быть заключен в защитную трубу (канал, тоннель). На пересечениях с трубопроводами, транспортирующими взрыво- или огнеопасные продукты (газ, нефть и др.), конец защитной трубы следует располагать не менее чем в 50 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки, а при наличии водоотводных сооружений - от крайнего водоотводного сооружения, а на пересечениях с водопроводами, линиями канализации, тепловыми сетями и т.п. - не менее чем на 10 м с каждой стороны.

Расстояние по вертикали от верха защитной трубы (канала, тоннеля) до подошвы рельса железных дорог следует принимать не менее 2 м, а при устройстве перехода методом прокола или горизонтального бурения - 3 м. Верх защитной трубы должен располагаться, кроме того, на 1,5 м ниже дна водоотводных сооружений или подошвы насыпи. Устройство переходов в теле насыпи запрещается.

Заглубление трубопроводов, пересекающих земляное полотно, сложенное пучинистыми грунтами, следует определять расчетом, исходя из условий, при которых исключается влияние тепловыделений или стока тепла на равномерность морозного пучения грунта. При невозможности обеспечить заданный температурный режим за счет заглубления трубопроводов, должна предусматриваться вентиляция защитной трубы (канала, тоннеля), замена или тепловая изоляция пучинистого грунта на участке пересечения, надземная прокладка трубопроводов на эстакаде или в самонесущем футляре.

1.12. При подземном пересечении железных дорог на участках насыпей высотой более 6 м, а также на косогорных участках (с уклоном круче 1:5) проект пересечения должен предусматривать дополнительные мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна. В глубоких выемках подземное или надземное пересечение железных дорог трубопроводами выбирают на основе технико-экономического сравнения вариантов.

1.13. Передача нагрузки на рабочий трубопровод от веса вышележащего грунта и подвижного состава не допускается, защитная труба и ее соединения должны быть водонепроницаемы и рассчитаны на восприятие веса вышележащего грунта и подвижной нагрузки от 4-х осного грузового вагона 30 тс/ось. Размеры поперечного сечения защитной трубы следует принимать с учетом устройства тепловой изоляции рабочих трубопроводов. При отводе избыточного тепла из тоннеля - защитной трубы живое сечение его должно обеспечивать потребный расход воздуха при естественной приточно-вытяжной вентиляции.

1.14. Длина защитной трубы зависит от количества путей на участке перехода рабочих отметок земляного полотна, конструкции водоотводных сооружений и расположения колодцев.

1.15. Расстояние от подошвы рельса до верха защитной трубы при расположении в земляном полотне пучинистых грунтов определяют теплотехническим расчетом, методика которого приведена в настоящем документе.

1.16. При невозможности понижения температуры воздуха в защитной трубе до требуемой величины устраивают естественную приточно-вытяжную вентиляцию. Защитная труба является вентиляционным тоннелем и концы ее примыкают к камерам, расположенным по обе стороны земляного полотна. Над камерами сооружают приточную и вытяжную шахты. Приточная и вытяжная шахты систем вентиляции должны сообщаться только с наружным воздухом и вентилируемым тоннелем. Вентилируемый тоннель наглухо отделяют от каналов подходной магистральной части трубопровода вентиляционными перегородками.

1.17. Расстояние от места понижения давления газа до подземного перехода газопроводом железной дороги следует назначать из расчета недопущения отрицательной температуры газа в месте перехода в годовом цикле.

2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ТРУБОПРОВОДАМИ

2.1. Проектирование пересечений земляного полотна трубопроводами и теплотехнический расчет производят на основании данных:

- топографического плана участка перехода, поперечного профиля земляного полотна, а также схемы путей и размещения различных железнодорожных устройств вблизи места перехода;

- инженерно-геологических разрезов по оси трубопровода и железной дороги;

- состава, свойств и напластований грунтов земляного полотна и его основания;

- данных о глубине грунтовых вод и их режиме;

- лабораторного исследования грунтов;

- многолетних среднемесячных данных о температуре воздуха в зимний период;

- данных о величине равномерного морозного пучения грунтов земляного полотна в месте перехода.

2.2. На стадии технико-экономического обоснования вариантов перехода допускается принимать ориентировочные величины пучения грунтов земляного полотна, равные 20-40 мм для европейской части Российской Федерации и 60-80 мм для дорог Урала, Сибири и Дальнего Востока. При инженерно-геологическом обследовании величину равномерного пучения пути определяют по результатам двух нивелирований пути. Первое нивелирование выполняют осенью с наступлением отрицательной температуры воздуха, а второе - в период максимального промерзания грунта. Как исключение, может быть допущено проведение первого нивелирования в период максимального промерзания грунта, а второго - после полного оттаивания грунта до начала летних путевых работ. Путь нивелируют по головкам рельсов в закрепленных через 5 м точках с привязкой их к невыпучивающемуся реперу по программе Приложения 1 Технических указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути ЦП/4369, утвержденных МПС 07.03.86 г., М., 1987. Протяженность участка нивелирования принимают равной 150 м (по 75 м от оси проектируемого перехода в каждую сторону). В качестве наблюденной величины равномерного пучения принимают максимальное ее значение на участке нивелирования. Расчетную величину этого параметра определяют в соответствии с требованиями Технических указаний ЦП/4369.

2.3. Глубину промерзания грунтов земляного полотна определяют расчетом по номограммам в соответствии с методикой, изложенной в Технических указаниях ЦП/4369.

2.4. Уровень грунтовых вод (УГВ) устанавливают в скважинах глубиной не менее 4,5 м, которые закладывают на обочине земляного полотна и за его пределами (за бровкой выемки, в основании насыпи). УГВ измеряют до его полного установления. При необходимости скважины на этот период оборудуют фильтром.

2.5. Пробы грунта для лабораторного анализа его физических свойств (естественная влажность грунта, влажность на пределах пластичности, гранулометрический состав, плотность и др.) отбирают по программе Технических указаний ЦП/4369. По данным анализов грунты классифицируют в соответствии с ГОСТ 25100-82 "Грунты. Классификация".

2.6. После устройства подземного перехода железной дороги трубопроводом в конце зимнего периода проверяют соответствие температуры воздуха в защитной трубе ее расчетному значению. Если измеренная величина превышает расчетную больше, чем на 5%, то принимают дополнительные меры для снижения температуры воздуха в защитной трубе.

Температуру воздуха в защитной трубе (температуру ее поверхности) определяют в конце зимы вытяжными термометрами, размещаемыми внутри трубы. Температура поверхности трубопровода может быть измерена также термометрами, которые устанавливают в скважине, закладывают в сечении по оси трубопровода.

2.7. Организация инженерно-геологических работ на пути, обеспечение безопасности движения поездов, безопасности людей, ограждение сигналами мест производства инженерно-геологических выработок и т.п. определяются совместно ответственными представителями проектной организации и дистанции пути в зависимости от местных условий и объемов работ.

2.8. Проект перехода трубопровода под железной дорогой должен быть согласован главным инженером железной дороги.

На согласование представляют следующие материалы:

- общий вид перехода в плане с указанием точного места перехода (км, пикет, плюс);

- продольные и поперечные профили по осям трубопровода и земляного полотна с соответствующими инженерно-геологическими разрезами и конструкцией перехода;

- теплотехнический расчет трубопровода, пересекающего земляное полотно;

Схемы и графики производства работ с указанием мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов во время производства работ.

Согласованные проекты перехода трубопроводов через железную дорогу следует учитывать в специальных журналах с указанием места пересечения (перегон, км, пикет, плюс) и основных характеристик перехода.

Работы в полосе отвода могут производиться только после согласования проекта под обязательным техническим надзором дистанции пути, а при необходимости - дистанции сигнализации и связи и других линейных подразделений железной дороги.

3. МЕТОДИКА ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ТРУБОПРОВОДОВ ПРИ ПОДЗЕМНОМ ПЕРЕХОДЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

3.1. Характеристики расчетных климатических районов

3.1.1. Допустимая глубина заложения трубопровода и температура воздуха в защитной трубе (кожухе) (рис.1), при которой сезонные деформации пути (морозное пучение грунтов и осадка при оттаивании) не будут превышать установленных норм текущего содержания, определяются в зависимости от климатических условий. Расчетным климатическим параметром является многолетняя средняя сумма градусо-суток отрицательных температур наружного воздуха , °С сутки. Общая сеть железных дорог Российской Федерации подразделяется на следующие расчетные климатические районы:

N района

, °C сутки

Рис.1 Расчетная схема рабочего трубопровода в защитной трубе при пересечении земляного полотна

Рис.1 Расчетная схема рабочего трубопровода в защитной трубе при пересечении земляного полотна

Значения определяют по данным ближайшей метеостанции. В качестве расчетного принимают период максимального промерзания грунта (март-апрель).

3.1.2. Температуру грунтов земляного полотна на различной глубине от верха балластной призмы в расчетных климатических районах устанавливают по данным табл.1.

Таблица 1

Глубина, м

Температура грунта , °С, для климатических районов

3.1.3. Расчетную температуру наружного воздуха в период максимального промерзания грунта принимают по табл.2.

Таблица 2

Расчетный климатический район

Расчетная температура наружного воздуха , °С

3.2. Глубина заложения и температура воздуха защитной трубы

3.2.1. Глубину заложения трубопроводов от подошвы рельсов до верха защитной трубы определяют в зависимости от класса пути, расчетной величины пучения и уровня залегания грунтовых вод (УГВ). Для путей 1-3 классов допустимые значения и устанавливают по табл.3-6, 4-5 классов - по табл.7-10. Верхнее значение величины в таблицах дано для условий глубокого расположения грунтовых вод (УГВ находится на глубине в полтора раза больше глубины промерзания ), нижнее значение соответствует УГВ<1,5 .

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты