Лицензии по страхованию. Как оформить лицензию на осуществление страховой деятельности? Процедура лицензирования страховой деятельности

Лицензирование деятельности в области страхования способствует максимальной защите страхователей от недобросовестных страховщиков, а также полностью исключает появление на рынке фирм-однодневок, которые будут незаконно присваивать денежные средства клиентов.

Каждая страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности.

Более того, содержание данной лицензии должно быть доступно всем потенциальным страхователям.

При этом каждый потенциальный страхователь перед заключением договора страхования может проверить наличие или отсутствие лицензии у страховщика, а также информацию об ограничении или приостановлении деятельности лицензии в вестнике Банка России.

Каким законом регулируется лицензирование и кто осуществляет надзор

Лицензированием страховой деятельности называется выдача разрешения (лицензии) для работы в области страхования. Без лицензии организация не имеет права осуществлять страхование на территории РФ.

Регулируется лицензирование деятельности по страхованию Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» .

Данный закон содержит:

  • основные понятия в области лицензирования страховой деятельности в РФ;
  • основания и порядок выдачи лицензий;
  • права и обязанности субъектов страхового рынка и органов страхового надзора;
  • основания и порядок приостановления и ограничения действия лицензии;
  • основания и порядок отзыва лицензии у организаций или индивидуальных предпринимателей, которые занимаются страховой деятельностью.

Выдаются лицензии на право осуществлять данную деятельность Банком России , который с 2013 года является единственным органом страхового надзора в Российской Федерации.

Банк России имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии, а также отзывать лицензию у субъектов страхового дела.

Выдаются лицензии страховым организациям, перестраховщикам, обществам взаимного страхования, а также страховым брокерам.

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям , которые предъявляет закон к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России.

Эти требования закреплены в законе «Об организации страхового дела в РФ» и других актах РФ. Так, закон устанавливает минимальный размер уставного капитала для организаций, занимающихся страховой деятельностью в РФ.

Требования также предъявляются и к организационно-правовой форме соискателей лицензии.

Особое внимание необходимо уделять образованию, опыту работы и профессиональным качествам лиц, занимающих руководящие посты в страховой компании (генеральный директор, главный бухгалтер и т. п.), поскольку в Законе обозначены строгие требования к данным сотрудникам. Несоблюдение требований ведет к отказу в выдаче лицензии .

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии страховой организации требования также предъявляются к учредителям или акционерам страховой организации. Доля иностранного капитала в уставном капитале страховой организации не должна быть больше 49 %.

Какие сведения можно получить ознакомившись с лицензией

Реестр лицензий ведется службой Банка России по финансовым рынкам и публикуется на сайте ЦБ РФ .

В лицензии должна содержаться следующая информация:

Ограничения действия и приостановление лицензии

В случае если компания или индивидуальный предприниматель, которые получили лицензию, допустят нарушение законодательства в области страхования, то Банк России сможет ограничить действие лицензии или приостановить ее действие.

В случае обнаружения такого правонарушения Банк России выносит предписание, в котором содержится требование об устранении нарушения. Если несоответствия не будут устранены или организация или предприниматель не направят документы, свидетельствующие об устранении нарушения, то Банк России имеет право приостановить или ограничить действие лицензии .

Ограничение действия лицензии означает, что страховая организация не сможет заключать отдельные виды договоров со страхователями.

Приостановление действия лицензии означает, что страховщик не имеет права заключать договоры по всем видам страхования , предусмотренным в лицензии.

При этом информация об ограничении или приостановлении действия лицензии публикуется в вестнике Банка России. Публикации в вестнике Банка России можно также найти на официальном сайте ЦБ РФ.Б

Ограничение или приостановление действия лицензии снимается после полного исключения нарушений.
Информация о возобновлении действия лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

Орган страхового надзора имеет право отозвать лицензию в случае не устранения нарушений, которые явились основанием для приостановления или ограничения действия лицензии.

В этом случае страховая организация или индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность по страхованию.

Также Банк России имеет право отозвать лицензию в случае неоднократного нарушения норм законодательства в течение года (под неоднократностью подразумевается нарушение законодательства два или более раза) или в случае, если страховая организация в течение 12 месяцев не приступит к осуществлению страховой деятельности.

Отзыв лицензии также может быть осуществлен по заявлению самой страховой организации.

После отзыва лицензии страховая компания должна в течение полугода предоставить всю бухгалтерскую отчетность, оригинал лицензии, решение о ликвидации организации или прекращении деятельности по страхованию, документы, подтверждающие наличие или отсутствие требований страхователей или выгодоприобретателей и прочих контрагентов организации.

В течение шести месяцев организация обязана осуществить выплаты по страховым случаям и расторгнуть договоры со всеми страхователями. Также организация должна прекратить свое членство во всех некоммерческих организациях.

Сообщение об отзыве у организации или предпринимателя лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

В результате действия строгих правил количество субъектов, осуществляющих страховую деятельность, в России постепенно уменьшается.

С одной стороны, это является плюсом, поскольку уходят все ненадежные игроки страхового рынка . С другой, это минус, поскольку конкуренция среди игроков страхового рынка уменьшается и создается угроза монополистического сговора крупных игроков.

Основная заслуга строгих требований законодательства в области лицензирования страховой деятельности в РФ заключается в том, что раскрываются эффективные инструменты воздействия на субъектов страхового рынка в случае нарушения законодательства в области страхования.

Видеосюжет о приостановлении лицензии

Страховой деятельностью в РФ могут заниматься только юридические лица. Частным лицам не выдается лицензия. Лицензирование страховой деятельности не требуется , если деятельность связана с:

  • оценкой страховых рисков;
  • исследовательской, консультационной деятельностью в области страхования;
  • определением размера страховых выплат;
  • определением размера ущерба.

Обратите внимание!

С 2013 года действует единственный орган страхового надзора в РФ - Банк России.

Подлежит лицензированию страховая деятельность, связанная с созданием страховых резервов для будущих выплат. Лицензии выдаются органом страхового надзора для осуществления обязательного и добровольного страхования:

  • ответственности;
  • имущественное;
  • личное.

Также лицензии выдаются для перестрахования. В лицензии на осуществление обязательного или добровольного страхования указываются конкретные виды страхования, осуществление которых разрешено субъекту страхового дела.

Кому выдается лицензия для осуществления страховой деятельности?

Страховые организации защищают права физических и юридических лиц при наступлении всевозможных страховых случаев. Лицензии выдаются по решению лицензирующего органа:

  • страховым брокерам;
  • перестраховщикам для перестрахования;
  • страховым организациям;
  • обществам взаимного страхования.

Кто занимается лицензированием страховой деятельности в РФ

Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа - Банка России, который занимается также:

  • ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
  • ведением реестра страховых брокеров;
  • разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.

Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.

Банк России вправе действие лицензии:

  • приостановить - наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
  • ограничить - наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.

Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.

Условия лицензирования

Соискатель лицензии на ведение страховой деятельности для ее получения должен соответствовать всем требованиям, установленным Законом № 4015-I, обходится минимальным участием иностранных инвесторов. Юридические лица, желающие заниматься страховой деятельностью, соискатели лицензии, должны иметь:

  • определенный минимальный объем уставного капитала - зависит от вида страхования;
  • установленную законом организационно-правовую форму;
  • высокий уровень подготовки кадров в сфере страхования;
  • не более 49% участия иностранных инвесторов в уставном капитале.

Необходимые документы

Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
  • пакет учредительных документов;
  • информацию о составе участников или акционеров;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
  • подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования;
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
  • заключение аудитора при необходимости.

Что должно быть в лицензии

В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:

  • наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
  • территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
  • наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
  • регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
  • подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
  • номер, дата выдачи лицензии.

Обратите внимание!

Срок действия лицензии не ограничен, если иное не установлено при выдаче. Ее действие прекращается вместе с существованием субъекта страхового дела.

Служба Банка России по финансовым рынкам осуществляет ведение Реестра лицензий и публикует информацию о выдаче, прекращении, приостановке лицензий на официальном сайте ЦБ РФ .

Страховая брокерская деятельность

Осуществление страховой брокерской деятельности подразумевает получение лицензии соискателем на посредническую деятельность в страховании. Для получения нужно подать следующие документы в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • учредительные документы соискателя;
  • документы о госрегистрации ИП или юрлица;
  • документы о квалификации сотрудников страховой брокерской организации или ИП-страхового брокера;
  • типовые договоры для осуществления страховой брокерской деятельности.

В случае, если страховая компания является дочерней по отношению к иностранной основной организации или доля участия иностранных инвесторов составляет более 49%, на территории России она не получает лицензии, поскольку не имеет права заниматься:

  • страхованием жизни;
  • обязательным государственным страхованием;
  • страхованием имущественных интересов муниципалитетов и государственных организаций;
  • имущественным страхованием при поставках, выполнении подрядных работ для государственных нужд.

Лицензирование деятельности страховых организаций - сложный правовой вопрос. Мы рекомендуем для получения лицензии и решения всех вопросов о выдаче необходимых документов обратиться за помощью к нашим юристам.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче такой лицензии. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела ФСФР России.

Порядок лицензирования деятельности страховых организаций определен в гл. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" Закона о страховании постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1227 "Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и приказом Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 60н "Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела".

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Лицензия выдается по установленной форме и содержит определенные реквизиты (рис. 5.1).

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально нс предусмотрено при выдаче.

Для получения лицензии на осуществление добро вольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в ФСФР России следующие документы:

  • учредительные документы;

Рис. 5.1.

  • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа;
  • сведения о составе акционеров (участников);
  • документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  • документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
  • сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре);
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по видам страхования, предусмотренным законодательством, с приложением образцов используемых документов;
  • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление перестрахования соискатель лицензии обязан представить в ФСФР России вышеуказанные документы, за исключением сведений о страховом актуарии, правил страхования, расчетов страховых тарифов.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;
  • образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;
  • документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49% , в дополнение к перечисленным документам представляют согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют ФСФР России об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Следует обратить внимание на особенности правового положения страховых организаций с участием иностранного капитала. Так, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, ФСФР России прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

При предоставлении в надлежащей форме всех документов (документы должны быть подписаны уполномоченным лицом соискателя лицензии и скреплены печатью), необходимых для получения лицензии, ФСФР России выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Если позднее субъекты страхового дела вносят изменения в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, то они обязаны в течение 30 дней со дня внесения изменений уведомить об этом орган страхового надзора и предоставить документы, подтверждающие эти изменения.

Федеральная служба страхового надзора рассматривает заявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых для получения лицензии документов. О принятии решения ФСФР России обязана сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить:

  • несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ;
  • использование соискателем лицензии – юридическим лицом полностью обозначения индивидуализирующего другой субъект страхового дела;
  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;
  • наличие у руководителей или главного бухгалтера неснятой или непогашенной судимости;
  • необеспеченно страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с требованиями законодательства;
  • наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;
  • несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица но вине учредителя соискателя лицензии.

Об отказе в выдаче лицензии ФСФР России сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Лицензия на осуществление страховой деятельности субъектам страхового дела выдается без ограничения срока ее действия, однако может выдаваться и временная лицензия на срок не более чем три года по желанию соискателя лицензии. Кроме этого временная лицензия может быть выдана на срок от одного до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании. Однако срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя, если за время ее действия им не было допущено нарушений или они были устранены в установленные сроки.

За рассмотрение и выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ. Суммы лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.

Следует отметить, что к компетенции ФСФР России в части лицензирования деятельности страховых организаций относится дача предписаний, ограничение или приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности . Основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении лицензии является невыполнение предписания, которое дастся органом страхового надзора субъектам страхового дела.

Предписанием является письменное указание ФСФР России, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок, т.е., по сути, это распоряжение об устранении страховщиком в установленный срок выявленных у него нарушений. Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона о страховании, в частности:

  • а) за осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков, в соответствии с Законом;
  • б) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
  • в) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
  • г) нарушение установленных требований о представлении в ФСФР России отчетности;
  • д) непредставление в срок документов, затребованных ФСФР России;
  • е) установление факта представления в ФСФР России недостоверной информации;
  • ж) несообщение в установленный срок в ФСФР России об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов);
  • з) иные нарушения.

Предписания направляются ФСФР России субъектам страхового дела. Соответственно организации, получившие предписания, должны исправить выявленные нарушения в установленный срок и известить об этом контролирующий орган. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном законодательством.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по определенным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение об ограничении или приостановлении действия лицензии в обязательном порядке подлежит опубликованию в печатном органе, который определяется ФСФР России, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Соответственно сообщается и страховщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления такого решения в силу с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии.

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

1. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

2. Лицензия выдается:

1) страховой организации на осуществление:

добровольного страхования жизни;

добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

добровольного имущественного страхования;

вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;

2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;

3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;

4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

3. Для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

3) устав соискателя лицензии;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, а также об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора соискателя лицензии;

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) сведения о лицах, указанных в статье 32.1 настоящего Закона, с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и нормативными актами органа страхового надзора (сведения о лицах, назначенных на должности заместителя лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), заместителя главного бухгалтера страховой организации, руководителя и главного бухгалтера филиала страховой организации, и сведения об актуарии страховой медицинской организации, осуществляющей исключительно обязательное медицинское страхование, представляются при наличии указанных должностей в штате соискателя лицензии);

8) документы (согласно перечню , установленному нормативными актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения имущества, вносимого учредителями (акционерами, участниками) соискателя лицензии в уставный капитал;

9) положение о внутреннем аудите;

10) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о государственной тайне (в случае, если данное требование установлено законом);

11) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам);

4. Соискатели лицензий, зарегистрированные в едином государственном реестре субъектов страхового дела, не должны представлять в орган страхового надзора документы, которые указаны в подпунктах 3 - 11 пункта 3 настоящей статьи и имеются у органа страхового надзора, если в них не вносились изменения.

5. Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав общества взаимного страхования;

4) решения об утверждении устава соискателя лицензии, избрании или о назначении органов управления соискателя лицензии, назначении внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита);

5) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности директора общества и членов правления, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), главного бухгалтера, а также сведения об актуарии с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом, Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании", Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и нормативными актами органа страхового надзора;

6) положение о внутреннем аудите;

7) сведения о членах общества взаимного страхования с указанием их имущественных интересов, в целях защиты которых создано общество взаимного страхования.

6. Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

2) документы об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) устав соискателя лицензии - юридического лица;

4) сведения о лицах, назначенных (избранных) на должности руководителей (лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководитель коллегиального исполнительного органа), членов коллегиального исполнительного органа страхового брокера - юридического лица, сведения о страховом брокере - индивидуальном предпринимателе, сведения о главном бухгалтере страхового брокера с приложением документов, подтверждающих соответствие этих лиц квалификационным и иным требованиям, установленным настоящим Законом и нормативными актами органа страхового надзора;

5) банковскую гарантию на сумму не менее трех миллионов рублей или документы, подтверждающие наличие собственных средств в размере не менее трех миллионов рублей, в соответствии с абзацем шестым пункта 6 статьи 8 настоящего Закона.

7. Соискатели лицензии, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранному инвестору или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, наряду с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляют в орган страхового надзора следующие документы:

1) решение юридического лица - иностранного инвестора о его участии в создании страховой организации на территории Российской Федерации;

2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица - учредителя (акционера, участника);

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, на его участие в уставном капитале страховой организации на территории Российской Федерации либо заключение данного контрольного органа или лица, правомочного оказывать юридические услуги на территории страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор, об отсутствии в соответствии с законодательством этой страны необходимости получения такого согласия;

4) копия лицензии (специального разрешения) страны, где учреждено юридическое лицо - иностранный инвестор;

5) бухгалтерская (финансовая) отчетность юридического лица - иностранного инвестора за последние пять лет его деятельности, составленная в соответствии со стандартами, установленными личным законом юридического лица - иностранного инвестора, и подтверждающая, что юридическое лицо - иностранный инвестор осуществляет страховую деятельность в соответствии с законодательством страны, где оно учреждено, с приложением копии аудиторского заключения за последний отчетный период (при наличии).

8. Нормативным актом органа страхового надзора устанавливаются требования к сведениям, документам и (или) типовые формы документов в отношении документов, указанных в подпунктах 1 , , , , и 12 пункта 3 , подпунктах 1 , , 7 пункта 5 , подпунктах 1 , 4 пункта 6 настоящей статьи, а также порядок и способы представления в орган страхового надзора документов, предусмотренных пунктами 3 , 5 - 7 настоящей статьи.

Орган страхового надзора с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о соискателе лицензии, его учредителях (акционерах, участниках, членах), содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

9. Определенные в настоящей статье перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими, за исключением случаев, если федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования предусмотрены дополнительные требования к страховщикам. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. В случае несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов требованиям, установленным настоящим Законом и (или) нормативными актами органа страхового надзора, и (или) представления соискателем лицензии документов, которые указаны в настоящей статье, не в полном объеме орган страхового надзора направляет соискателю лицензии уведомление в письменной форме о необходимости устранения выявленных нарушений, оформления документов надлежащим образом с исчерпывающим перечнем недостающих либо неверно оформленных документов и о приостановлении срока принятия решения не более чем на тридцать рабочих дней. В случае непредставления соискателем лицензии в течение указанного в таком уведомлении срока надлежащим образом оформленных документов ранее представленное соискателем лицензии заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня представления соискателем лицензии в орган страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей и оформленных надлежащим образом.

Орган страхового надзора уведомляет соискателя лицензии о принятом решении о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

11. Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в соответствии с

В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Закона об организации страхового дела (Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации") страховые брокеры наряду со страховыми организациями, обществами взаимного страхования и страховыми актуариями являются субъектами страхового дела, т.е. профессиональными участниками страхового рынка. Соответственно, деятельность страховых брокеров подлежит лицензированию.

Страховым брокерам выдается лицензия на осуществление страховой брокерской деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 32 Закона), с момента получения которой у субъекта возникает право на осуществление деятельности в сфере страхового дела (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 32 Закона).

Соискатели лицензии

Норма абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона позволяет выделить следующие признаки страховых брокеров, которые и служат первоначальными требованиями к потенциальным соискателям лицензий:
1. Ими могут быть физические или юридические лица.
Физические лица вправе осуществлять деятельность страховых брокеров, если отвечают следующим требованиям:

а) постоянно проживают на территории Российской Федерации. Примечательно, что отечественное гражданское право признает равенство всех физических лиц, независимо от их государственной принадлежности (отсутствия таковой) и места проживания. Определить постоянство проживания на территории России возможно на основании норм иных законов, и необходимо это лишь для иностранцев и лиц без гражданства, так как граждане России априори признаются постоянно проживающими на территории Российской Федерации.

В частности, в действующем отечественном законодательстве прямо указывается, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абзац 11 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Системный анализ данной дефиниции позволяет прийти к выводу о распространении этого определения также на лиц без гражданства.

Таким образом, в аспекте рассматриваемого требования страховым брокером вправе стать любой гражданин России либо иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший вид на жительство в Российской Федерации;

б) зарегистрированы в установленном законодательством РФ (глава VII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо - страховой брокер должен отвечать следующим требованиям:

а) должно быть российским. Действующее гражданское законодательство Российской Федерации не содержит понятия "российские юридические лица". Потому можно предположить, что речь идет о юридическом лице, зарегистрированном в Российской Федерации;

б) должно относиться к числу коммерческих организаций.

2. Они могут действовать в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика).

3. Они осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (далее - оказание услуг страхового брокера).

При оказании услуг, связанных с заключением указанных выше договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.

Страховой брокер является классическим посредником, не являясь представителем какой-либо стороны договора страхования или перестрахования. Посредничеством деятельность страховых брокеров не ограничивается, так как они, с одной стороны, вправе осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика; с другой стороны, не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.

Таким образом, правоспособность любых страховых брокеров является специальной - ограниченной сферой страхования.

Выдача лицензии

Лицензия на осуществление страховой брокерской деятельности может быть выдана лишь лицам, которые вправе обрести статус страхового брокера.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискателем лицензии в орган страхового надзора представляется перечень документов:

1. Заявление о предоставлении лицензии. С 1 декабря 2011 г. требования к заявлению устанавливаются органом страхового надзора. До указанной даты соответствующие требования устанавливались органом страхового регулирования.

Органом страхового надзора в настоящее время (с 4 марта 2011 г.) является Федеральная служба по финансовым рынкам (Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. N 717) (ФСФР России), руководство которой напрямую осуществляет Правительство РФ. До 4 марта 2011 г. функции органа страхового надзора осуществляла Федеральная служба страхового надзора (Положение о Федеральной службе страхового надзора, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330), находившаяся в ведении органа страхового регулирования - Министерства финансов РФ (Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329). Поэтому в настоящее время действует Положение о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела (Утверждено Приказом Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. N 60н).

2. Документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Таким документом в настоящее время может служить только свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Оно представляется в виде нотариально заверенной копии.

3. Учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица. Не все юридические лица имеют право заниматься страховой брокерской деятельностью. Их перечень ограничен коммерческими организациями. Учредительными документами могут быть только устав и (или) учредительный договор (ст. 52 ГК РФ). В настоящее время хозяйственные товарищества действуют на основании учредительных договоров; хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия - на основании уставов.

Учредительные документы представляются в виде нотариально заверенных копий.

4. Образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности. Требования к таким образцам устанавливаются органом страхового надзора.

На наш взгляд, данное требование по меньшей мере абсурдно и подлежит исключению. По мере наработки опыта в любые договоры вносится масса дополнений и изменений, особенно в условиях действия принципа свободы договора и его элемента - свободы определения условий договора. Но если бы представление образцов ограничивалось моментом получения лицензии. В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона о внесенных изменениях в образцы договоров страховой брокер обязан сообщать в орган страхового надзора в тридцатидневный срок.

5. Документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера - индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 32 Закона). К некоторым руководящим сотрудникам субъекта страхового дела (либо к самому субъекту - индивидуальному предпринимателю) предъявляются квалификационные и иные требования, соблюдение которых необходимо для получения лицензии на осуществление определенного вида страховой деятельности. В частности, руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны постоянно проживать на территории Российской Федерации, иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о таком образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет (п. 1, 5 ст. 32.1 Закона).

В принципе аналогичные требования предъявляются и к главному бухгалтеру страховщика или страхового брокера, за исключением более жестких требований к стажу: это должен быть стаж по специальности (а не просто в финансовой сфере), полученный в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированной на территории России (п. 2 ст. 32.1 Закона).

Данный перечень документов является исчерпывающим (п. 8 ст. 32 Закона), соответственно, требовать представления дополнительных документов орган страхового надзора не вправе. В пределах же перечня орган страхового надзора может в целях проверки подлинности полученной информации направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии.

Если все указанные документы представлены в надлежащей форме, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.

В срок, не превышающий 120 дней с даты получения органом страхового надзора всех указанных документов, этот орган обязан принять решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии и сообщить соискателю лицензии об этом в течение пяти рабочих дней.

Если в учредительные документы, образцы договоров или сведения о квалификации работников, представленные для получения лицензии, вносились изменения, о последних страховые брокеры обязаны сообщить в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представить документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня их внесения.

Отказ в выдаче лицензии

Соискателю лицензии отказывается в выдаче лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности по следующим основаниям:

1. Использование соискателем лицензии - юридическим лицом полностью обозначения, индивидуализирующего другого субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела (пп. 1 п. 1 ст. 32.3 Закона). Естественно, это не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

Данное основание корреспондирует с запретом, закрепленным в п. 4 ст. 4.1 Закона.

2. Несоответствие представленных документов требованиям Закона и нормативным правовым актам органа страхового регулирования.

Закон и Положение содержат довольно детальные требования к представляемым документам.

3. Несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ. Очевидна необходимость актуализации таких документов перед представлением их в орган страхового надзора. Иные организации вправе "копить" необходимые поправки, если предельные сроки специально не оговорены законодателем.

4. Наличие в представленных документах недостоверной информации.

У органа страхового надзора имеется право проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

Основной вопрос заключается в соответствии учредительных документов требованиям законодательства и достоверности содержащихся в них сведений. Это возможно, так как в соответствии с действующим отечественным законодательством о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган (инспекция Федеральной налоговой службы РФ) не проверяет законность условий учредительных документов и достоверность включенных в них сведений. Ответственным за соблюдение данных требований является заявитель, который в заявлении о государственной регистрации совершает подпись о таком соответствии, которая (собственноручная подпись заявителя или его представителя) удостоверяется нотариусом.

5. Наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости.

6. Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора.

7. Несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела - юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии. Последнее основание позволяет избежать системного использования особенностей субъектов страхового дела для неосновательного обогащения, а также совершения иных действий, влияющих на стабильность страхового рынка.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в выдаче лицензии орган страхового надзора обязан направить с уведомлением о вручении письменное мотивированное (с обязательным указанием причин отказа) решение соискателю лицензии.

Действие лицензии

Лицензии на осуществление страховой деятельности могут быть бессрочными и временными (срочными).

По общему правилу выдаются бессрочные лицензии. Полученная страховым брокером лицензия обычно не ограничена конечным сроком действия, а начало действия определяется моментом ее получения.

Лицензия не подлежит передаче другим лицам.

Законом предусматривается возможность выдачи временной лицензии. При этом существует два вида временных лицензий:

1) лицензия выдается на указанный в заявлении соискателя срок, который не может превышать трех лет;

2) в иных случаях, установленных страховым законодательством, лицензия может быть выдана на срок от одного года до трех лет.

Обычно указанные сроки действия временной лицензии могут быть продлены по заявлению соискателя лицензии. Отказ в продлении возможен при установлении в период действия лицензии нарушений соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Прекращение действия лицензии

По общему правилу действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности страхового брокера - индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации страхового брокера - юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения (если брокером является организация, к которой присоединяется другое юридическое лицо) или выделения (если из состава организации-брокера выделяется другое юридическое лицо).

Особые правила предусмотрены для преобразования юридического лица - страхового брокера. Закон (п. 5 ст. 32.5) довольно размыто определяет условие, при котором действие лицензии не прекращается: соответствие вновь возникшего юридического лица требованиям законодательства РФ. Скорее, речь должна идти о соответствии организации требованиям, предъявляемым к конкретному субъекту страхового дела. Именно такого дополнения, на наш взгляд, требует первое предложение п. 5 ст. 32.5 Закона.

При преобразовании орган страхового надзора обязан заменить бланк лицензии страховому брокеру в течение десяти рабочих дней со дня получения перечня документов, необходимых для получения лицензии.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты