Сельское хозяйство Чувашской Республики: современное состояние, перспективы развития. Современные проблемы науки и образования Проблемы и перспективы развития чувашии

УДК 338(470.344)

О.Н. АНАНЬЕВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: экономическая система региона, факторы регионального развития, ресурсы регионального развития, социально-экономическое развитие региона, стратегическое развитие региона, программа развития региона, экономический потенциал, бюджетное регулирование, инновационное развитие.

Рассмотрены проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики, проведена оценка её экономического потенциала, на основе которой предложены основные стратегические направления развития республики в современных условиях - изменения макроэкономических параметров национальной экономики как внешней среды для регионального развития.

MODERN PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: economic system of region, factors of regional development, resources of regional development, social and economic development of region, strategic development of region, the program of development of region, economic potential, budgetary regulation, innovative development.

In article problems of social and economic development of the Chuvash republic are considered, the estimation of its economic potential is spent. On which basis the basic strategic directions of development of republic in modern conditions - of change of macroeconomic parame-tres of national economy, as environment for regional development are offered

Под функционированием и развитием экономики региона необходимо понимать способ совершенствования социально-экономических процессов в регионе, осуществляемый в рамках контура стратегического развития в целях повышения экономического потенциала, обеспечивающего в регионе расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения как наивысшей ценности общества и стратегического ресурса экономического роста.

Можно выделить два типа функционирования и стратегического развития экономики региона - ситуационное и регламентное. Ситуационное функционирование и развитие экономики региона основано на типовых и конкретных ситуациях (реакция на внешнюю и внутреннюю среду и т.д.). Регламентное функционирование и развитие экономики региона состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок экономической деятельности в регионе, когда основной акцент делается на обязательности разработки стандартов и стандартизации процессов функционирования и развития. Успешное решение регионами социально-экономических задач требует активного задействования организационного фактора -совершенствования структур, регламентирующих процессы функционирования и развития экономики региона. Главная задача структур регионального развития заключается в определении приоритетов дальнейшего развития, а также тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных мероприятий, что требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии.

Административные преобразования являются отражением глобальной тенденции в области стратегического развития экономики региона в Италии, Австралии и США. В Италии постепенно укореняется используемая ЕС методика стратегического территориального планирования и развития ресурсов экономики проблемных районов на основе принципа сетевого взаимодействия местных ор-

ганизаций и хозяйствующих единиц. В свою очередь, опыт Австралии в осуществлении мероприятий в области развития экономики регионов страны актуален для России в части разработки региональных проектов, направленных на поиск путей сбалансированных хозяйственных отношений и взаимодействий в регионе.

Американская практика предполагает построение общественных структур, которые могут содействовать развитию экономики регионов через: улучшение инфраструктуры; решение вопросов собственности на землю; планирование прерогативы на выдачу разрешений и регулирование; строительство и эксплуатацию общественных сооружений; получение льготных условий для бизнеса; маркетинг, эндогенное и экзогенное развитие бизнеса; поддержку и финансирование предпринимательства; совершенствование рынка недвижимости в регионе.

Развитие экономики Чувашской Республики требует значительных внешних инвестиций, необходимых для наращивания темпов развития традиционных отраслей, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. В настоящее время экономика республики развивается неплохо, однако имеющиеся ресурсы используются не рационально и не полностью, что усиливает социально-экономические риски в регионе. Для их преодоления необходимо применение нового подхода к формированию и использованию экономического потенциала Чувашской Республики. Оптимальное решение этих задач позволит стать республике одним из важнейших субъектов в экономике России.

При этом под экономическим потенциалом региона понимается совокупность возможностей, рациональное сочетание и использование которых позволяют достичь основной цели социально-экономического развития - повышения качества жизни населения региона и качества его окружающей среды. Достижение целей развития экономики региона в значительной мере зависит от величины и степени использования его экономического потенциала. Среди ключевых составляющих экономического потенциала Чувашской Республики можно выделить следующие: ресурсно-производственная, трудовая, инвестиционная, инновационная и внешнеэкономическая. При этом обеспечение устойчивого развития республики возможно только путем повышения экономического потенциала региона за счет изменения структуры и качества экономических ресурсов республики.

В современной ситуации основными индикаторами развития экономики региона являются: экономический и финансовый индикаторы, уровень жизни и интегральный индикатор. При этом особого внимания заслуживает необходимость применения при оценке экономического потенциала региона точечного анализа социально-экономического состояния региона по конкретным направлениям: политический микроклимат, занятость, бюджетная обеспеченность, деловая активность, инвестиционная привлекательность конкретных проектов, перспективы градообразующих предприятий, возможности системных изменений. Результатом оценки экономического потенциала региона должна стать концепция его перспективного развития, в которой следует предусматривать максимальное использование имеющегося в регионе хозяйственного потенциала, ресурсов и связей с другими регионами для формирования конкурентоспособности данного региона.

Процесс участия государства в повышении экономического потенциала региона, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития экономики региона. Современные структуры управления социально-экономическими процессами в регионе переживают стадию реорганизации, что связано с децентрализацией системы управления, раз-

витием рыночных отношений, структурной перестройкой экономики, формированием региональных инфраструктур, т.е. изменением характера участия государства в повышении экономического потенциала региона.

Новые экономические условия требуют от государства создания сетевых структур управления координационного типа в региональных органах, которые позволят быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, при этом концентрировать все виды экономических ресурсов. Изменение характера участия государства в повышении экономического потенциала региона возможно через создание сетевых структур посредством формирования и обеспечения условий функционирования регионального агентства экономического развития.

В основе построения системы показателей оценки экономического потенциала региона должны лежать показатели хозяйственной деятельности основных участников экономики региона. При этом наиболее целесообразным при построении системы показателей оценки экономического потенциала региона представляется принцип реализации концепции совокупного регионального экономического процесса, когда выделяется четыре группы показателей: показатели основных и вспомогательных экономических процессов, показатели процессов жизнеобеспечения и показатели процессов, препятствующих развитию экономики региона.

Что касается Чувашской Республики, основными формами и методами эффективного развития ее экономического потенциала являются: соблюдение социальных прав и гарантий населения региона, привлечение инвестиций из федерального бюджета, пересмотр приоритетов развития, оптимизация расходов бюджетов всех уровне, использование программно-целевого планирования, финансово-экономическое воздействие на основные экономические агенты республики, улучшение работы в области предоставления налоговых льгот и др.

При этом активное внимание необходимо уделять повышению эффективности использования экономического потенциала региона через разработанную Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. Основными сценариями эффективного использования экономического потенциала республики могут быть: инерционный, стабилизационный, инновационный. В данном случае инвестиционная стратегия республики является инструментом эффективного использования экономического потенциала региона .

Основными взаимосвязанными блоками механизма совершенствования организационно-экономических характеристик реализации перспективного развития Чувашской Республики являются : реформа государственного управления и местного самоуправления; реформирование бюджетного процесса и эффективное управление государственной собственностью в регионе; создание условий для инновационного развития республики; кадровое обеспечение реализации стратегии развития региона.

Особое место в создаваемой системе поддержки реформирования государственного управления и местного самоуправления в среднесрочной перспективе должен занять Фонд муниципального развития Чувашской республики, который будет являться основным каналом республиканской финансовой поддержки муниципальных инвестиционных проектов, а также система территориального и муниципального управления, обеспечивающая высокую степень управляемости перспективным развитием региона и ориентированная на максимально возможное в действующих экономических условиях удовлетворение потребностей населения республики.

При этом одной из основных целей формирования механизма совершенствования характеристик стратегии развития в рамках реформирования бюджетного

процесса и эффективного управления государственной собственностью в Чувашской Республике, является повышение удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами, формирование оптимальных условий для интенсификации экономического развития, создание полноценных стимулов для органов управления по повышению качества результатов работы республиканских органов власти, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета. В данном случае управление государственной собственностью должно быть ориентировано на оптимизацию объектов и субъектов государственной собственности, определение приоритетных направлений в целях эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах общества и граждан.

Литература

1. Оливанова Т.Н. Формирование региональной инновационной системы как основы устойчивого социально-экономического развития региона (на примере Чувашской Республики) / Т.Н. Оливанова // Вестник Чувашского университета. 2009. № 1. С. 472-476.

2. Смирнов В.В. Анализ эффективности социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 3. С. 184-189.

3. Смирнов В.В. Основные приоритеты в обеспечении эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 156-165.

4. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020. Чебоксары, 2008.

5. Экономика Чувашской Республики / под ред. Л.П. Куракова. 2-е изд. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 576 с.

АНАНЬЕВА ОЛИМПИАДА НИКОЛАЕВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чувашский государственный университет; заместитель управляющего ОАО «Банк ВТБ» (в г. Чебоксары), Россия, Чебоксары ([email protected]).

ANANEVA OLIMPIADA NiKOLAeVnA - competitor of scientific degree of Candidate of Economical Sciences, Chuvash State University; assistant to the managing director of Open Society "Bank VTB" (to Cheboksary), Russia, Cheboksary.

Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.

Плотность населения Чувашии 68,4 человек на 1 кв.км. Это один из самых высоких показателей в России.

  1. Основные социально-экономическ ие показатели региона.

Функционирование экономики Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь динамика развития мировой экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, демографическая ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:

Активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

Повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

Повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

Стимулирование диверсификации и технологического развития;

Состояние производственных фондов, степень их изношенности;

Развитие сектора общественных услуг;

Ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

Реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения в социальной сфере.

  1. Экономические связи региона с другими регион ами и странами.

Чувашская республика поддерживает торгово-экономические отношения с 60 странами мира, в том числе экспортирует товары в 55 стран. В 1997 г. Внешнеторговый оборот республики составил более 120 млн. Долл. В объеме товарооборота доля стран ближнего и дальнего зарубежья составляет соот В товарной структуре экспорта преобладает продукция химического (46%) и машиностроительного (35,2%) комплексов.

На территории республики действует 80 совместных предприятий с участием 32 стран, в основном болгарии, китая, германии, ирландии, италии, украины, сша, узбекистана и турции. В республике иностранным и совместным предприятиям предоставлены льготы.

В чувашии германский капитал участвует в строительстве пивоваренного завода (привлечено более 32 млн. Нем. М.) И предприятия по выпуску сантехники.

В ноябре 1998 г. Чувашию посетила делегация американской торговой палаты (атп), в которую входили представители ведущих фирм сша, заинтересованных в развитии бизнеса в россии, в том числе фирм, создавших совместные предприятия в чувашии в электротехнике, приборостроении, химии, деревообработке, агропромышленном комплексе.

Вице-президент атп и. Рунов отметил, что чувашия привлекает компании сша выгодным географическим положением на средней волге, что способствует налаживанию взаимовыгодных деловых контактов с соседними с ветственно 52 и 48%.

  1. Региональная структура управле ния.

Республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.

На всей территории Чувашской Республики, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики, высшую юридическую силу имеет Конституция Чувашской Республики.

Основной закон Республики - Конституция Чувашской Республики, принятая в 2000 году.

Президент Чувашии

Высшим должностным лицом в Чувашской Республике является Глава (до 1 января 2012 года - Президент). В 1994 году первым Президентом Чувашии стал Николай Васильевич Федоров. В августе 2010 года вторым Президентом Чувашии стал Михаил Васильевич Игнатьев.

Законодательная власть

Государственный Совет Чувашской Республики

Государственный Совет (парламент) является высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Чувашии.

Исполнительная власть

Кабинет министров Чувашии

Кабинет Министров республики является исполнительным и распорядительным органом государственной власти и возглавляется премьер- министром.

Политические партии

1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

2. Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»

3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»

4. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

5. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

6. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

7. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»

Региональные отделения политических партий

1. Чувашское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

2. Чувашское республиканское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»

3. Чувашское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»

4. Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике

5. Чувашское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

6. Чувашское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

7. Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» в Чувашской Республике.

  1. Стратегия социально-экономического развития региона.

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Но при этом она определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Чувашской Республики, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

Социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;

Устойчивое развитие Чувашской Республики, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;

Регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.

Разработка Стратегии осуществлялась при активном участии органов исполнительной власти Чувашской Республики с учетом предложений представителей вузовской науки Чувашской Республики. Проект документа рассмотрен на Совете по инвестиционной политике, обсужден в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики с участием представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Кроме того, на Портале органов власти Чувашской Республики был проведен интерактивный опрос населения по основным положениям Стратегии.

19 сентября 2006 года Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года обсуждена в Министерстве регионального развития Российской Федерации (подписан Протокол между Министерством регионального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2006 г. N 34) с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, независимых экспертов. Документ получил высокую оценку.

Заключение

Чувашская Республика на пороге XXI века оказалась перед выбором: продолжать отставать по важным показателям производства и потребления от Российской Федерации, ее наиболее развитых в экономическом и социальном развитии регионов (Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Самара и др.) или, выбрав оптимальную траекторию развития и сконцентрировав на ее ключевых участках все силы и ресурсы (инвестиционно – финан­совые, материальные, организационные, интеллектуальные), попытаться в относительно короткие исторические сроки (10-15 лет) преодолеть это отставание.

Комплексная оценка инвестиционного климата, ресурсного потенциала ведущих отраслей и сфер бизнеса, результатов выполнения важнейших республиканских целевых программ, мониторинг стабилизационных процессов в отраслях машиностроительного комплекса, химической, легкой и пищевой промышленности, первые заметные достижения в ключевом для республиканской экономики межотраслевом комплексе-строительстве - свидетельствует, что в Чувашии в основном сложился тот минимум условий и предпосылок, который необходим для существенного ускорения процессов экономической стабилизации и последующего экономического роста на новой качественной основе.

Не исключено, что в условиях структурного кризиса отечественного производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия.

Крупнейшими экспортерами Чувашской Республики являются: АО "Химпром", АО "Текстильмаш", АО "Чебоксарский агрегатный завод", АО "Промтрактор", АООТ "Лента", АО "ЧЭАЗ", ТОО "Чебоксарский хлопчато­бумажный комбинат", АО "Дизельпром".

Предприятия республики экспортируют свою продукцию в 57 государств мира. Традиционными партнерами Чувашии являются страны ближнего зарубежья: Казахстан; Украина, Узбекистан; Эстония; Беларусь. Среди стран дальнего зарубежья значительная доля экспортных операций осуществляется с Германией, Финляндией, Францией, Венгрией, Италией. В 1995 г. по сравнению с предшествующим периодом (табл. 1.3.) активизировались торгово-экономические связи с Финляндией (в 2,8 раза), Германией (в 1,6), Италией (в 1,4).

Можно с уверенностью сказать, что экономика Чувашской Республики, годы стоявшая на месте, сделала первые уверенные шаги. Для налаживания нормальной работы предприятий им срочно требуются инвестиции.

Надо сказать, что инвестиционный климат улучшается. В 2000 году в электроэнергетике, черной металлургии, пищевой промышленности, связи, транспорте и лесном хозяйстве отмечался рост производственных инвестиций по сравнению с 1999 годом. Созданы гарантированные условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Отечественные и иностранные инвесторы, преодолевая естественную настороженность, все смелее идут в Чувашскую Республику, так как видят здесь разумную политику и политическую стабильность. Об этом говорят статистические данные.

Как считает ученый-экономист, академик, председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Л. П. Кураков, социально-экономические реформы в республике выходят на качественно новый уровень. Республика имеет хорошие предпосылки для подъема экономики - это развитый строительный комплекс; хорошо развитая транспортная сеть; наличие заделов в прикладной науке и уникальных технологий; благоприятные географические условия; квалифицированные, трудолюбивые и относительно избыточные трудовые ресурсы; наступательная политика предприятий на внешнеэкономическом рынке.

Список литературы

  1. Кистанов В. В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов, Н. В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2007г.
  2. Арчиков Е. И. География Чувашской Республики / Арчиков Е. И., Трифонова З. А. -Чувашское книжное издательство, 2009г.
  3. Хрущёв А. Т. Экономическая и социальная география России / А. Т. Хрущёв. - М.: Крон-Пресс, 2006г.
  4. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. №8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».
  5. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: Учеб. пособие / А.П. Панкрухин – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.


Подобные документы

    Анализ тенденций в демографической обстановке Чувашской Республики. Основные направления демографической политики Чувашской республики. Тенденции демографической ситуации: низкий уровень рождаемости, высокие показатели смертности, постарение населения.

    реферат , добавлен 04.04.2016

    Изучение сущности демографического взрыва и определение перспектив его прекращения. Исследование причин роста численности населения: демографические и экономические подходы к анализу. Социологическая оценка дискуссий о проблеме численности населения.

    реферат , добавлен 17.03.2013

    Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения. Экономическая характеристика Чувашской республики, анализ динамики среднедушевых денежных доходов ее населения и оценка тесноты связи между заработной платой и прожиточным минимумом.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Сущность и структура демографической политики. Анализ современной демографической ситуации в России. Динамика численности населения России. Показатели естественного движения населения. Естественный прирост и убыль населения. Сокращение уровня смертности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Демографическая структура и процессы. Факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Динамика продолжительности жизни населения. Дефицит рождаемости и профицит смертности. Основные виды миграции населения. Основные пути выхода из "демографической ямы".

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Анализ демографического поведения. Репродуктивное поведение. Образование брачных пар. Миграция населения. Соотношение рождаемости и смертности. Воспроизводство населения. Статистические данные о естественном движении населения.

    доклад , добавлен 19.11.2006

    Значение демографической составляющей в системе социально-экономического развития. Демографическая обстановка в Чувашской Республике. Основные причины смертности населения. Статистическая оценка численности и состава населения Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Анализ работы республиканского центра занятости Чувашской Республики в 2011 г. Ситуация на рынке труда ЧР по итогам года. Информация об итогах и перспективах реализации государственных программных мероприятий в области содействия занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    История демографического кризиса и его причины. Признаки демографического кризиса в России: снижение рождаемости, сокращение продолжительности жизни и рост смертности. Последствия современного демографического кризиса в России и пути его преодоления.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Ознакомление с численностью и плотностью населения Республики Мордовии. Рассмотрение современных тенденций воспроизводства населения в стране. Причины демографического старения и смертности нации. Миграция трудовых ресурсов в Республике Мордовии.

Комплексный анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить следующие основные проблемы.

I. Экономические структурно-инвестиционные проблемы Чувашии

1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств

Инновации в настоящее время внедряются главным образом на крупных предприятиях республики, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Чувашская Республика занимает 6-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций. По количеству поданных заявок на изобретение Чувашская Республика находится на 11-м месте в Приволжском федеральном округе.

Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 25 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в ПФО - 103 человека, по Российской Федерации - 138, по странам Европейского Союза - 100 - 150).

Основным типом инноваций в Чувашской Республике пока еще являются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации (ноу-хау).

2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг

Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае - 0,4%, в России - 0,2%).

Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000 только 4 предприятия: акционерные общества "Промтрактор", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Перкарбонат" и ООО "Элпри". Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.

3. Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей

Земля в Чувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Коэффициент расчлененности территории составляет 1,25, насчитывается более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностью свыше 22 тыс. км. Более 80% пашни подвержены водной эрозии.

Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов.

Высокая степень износа материально-технической базы требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции.

4. Неразвитость рынка земли

Земля - один из важнейших ресурсов социально-экономического и градостроительного развития. Отсутствие свободной купли-продажи земли негативно сказывается на формировании эффективного землепользователя, расширении хозяйственных площадей, привлечении инвесторов, в том числе в агропромышленный комплекс.

Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного использования земли является ипотека земельных участков.

В настоящий момент законодательная база разработана только для первой части ипотечной схемы - предоставления кредита под залог земельного участка. Для второй части, связанной с переводом земли в ликвидные активы, существуют не урегулированные законодательством отношения, являющиеся серьезными препятствиями.

Одна из нерешенных проблем - наличие неиспользуемой пашни на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время размер такой пашни составляет 75,2 тыс. га, или 9,9% от общей площади.

По данным Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, по состоянию на 1 января 2007 г. в государственной собственности находилось 1208,6 тыс. га земель (65,88% земельного фонда республики), в муниципальной собственности - 0,3 тыс. га земель (0,02% земельного фонда), в собственности юридических лиц - 2,3 тыс. га земли (0,1% земельного фонда), в собственности граждан - 623,1 тыс. га (33,9% земельного фонда).

Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли в первую очередь требуется завершить процессы разграничения и регистрации прав собственности на землю. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним с целью формирования единого объекта налогообложения, что позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета Чувашской Республики.

Необходимость завершения в наикратчайшие сроки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2006 г. N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике" работ по мониторингу и кадастровой оценке земель с целью создания информационной базы данных по их состоянию и перспективам использования является основой для эффективного функционирования рынка земли.

Развитие земельно-рыночных отношений, закрепление права собственности на землю, активизация процессов купли-продажи и залога земельных участков увеличат заинтересованность во вложении средств в землю и объекты недвижимости, тем самым повысят инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.

5. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг

Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог (258,7 км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории) находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительно уступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое не соответствует нормативным требованиям. Основная часть дорог имеет параметры низких категорий, 77% общей протяженности дорог общего пользования IV, V категорий и внекатегорийные дороги.

В ходе реализации республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года" в 2006 году 32 сельских населенных пункта соединены автомобильными дорогами общего пользования. В настоящее время 454 сельских населенных пункта, или 26,4%, не имеют круглогодичной связи с основной сетью дорог общего пользования. Для соединения их с сетью дорог общего пользования необходимо построить более 1,0 тыс. км местных дорог. Это будет способствовать комплексному освоению территорий, прилегающих к городам и районным центрам, в которых сконцентрирован основной производственный потенциал Чувашской Республики, увеличению мобильности сельских жителей и вовлечению рекреационных зон Чувашской Республики в процесс организации отдыха жителей и гостей республики.

Высокий износ пассажирского парка государственного и муниципальных перевозчиков приводит к сокращению социально значимой маршрутной сети, отрицательно сказываясь на безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. В преддверии вступления России в ВТО подвижной состав транспорта общего пользования должен соответствовать мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям по токсичности.

В целях улучшения качества обслуживания пассажиров необходимо построить новые и реконструировать действующие автовокзалы и автостанции.

Отсутствие постоянного воздушного сообщения с крупными городами и возможности приема-выпуска воздушных судов 1 и 2 классов снижает привлекательность Чувашии, особенно для крупных инвесторов.

Уровень развития инфраструктуры речных портов республики не позволяет в полной мере использовать имеющийся логистический потенциал региона из-за недостаточной глубины судового хода одной из главных транспортных артерий России - р. Волги. До настоящего времени не реализована стратегически важная задача создания единого глубоководного пути с гарантированной глубиной судового хода по международному транспортному коридору "Север - Юг" по причине отсутствия решения Правительства Российской Федерации по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 метров.

6. Недостаточный уровень внедрения в органах государственной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления интерактивных услуг, предоставляемых гражданам и организациям с использованием информационных технологий, что в числе прочих причин приводит к увеличению сроков организационных процедур при реализации деловых проектов

Во многих странах отношения государства с бизнес-сообществом сегодня практически полностью переведены на электронную основу и предопределили создание информационных систем оказания государственных услуг населению. Органы власти развитых стран активизируют создание систем интерактивной связи и расширяют спектр государственных услуг, предоставляемых с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что способствует распространению средств ИКТ среди населения и дееспособности институтов гражданского общества.

Необходимо развивать предоставление интерактивных государственных услуг с целью кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в интересах граждан, а именно:

устранить дублирование функций по сбору различных данных;

снизить административные издержки для населения и организаций, связанные с предоставлением информации;

повысить оперативность предоставления населению государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия;

снизить число обращений граждан в органы государственной власти;

создать условия для предоставления государственных услуг по принципу "одного окна";

не допускать возникновения возможностей для коррупции;

обеспечить оперативность и полноту контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны общественности;

обеспечить необходимый уровень защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления.

7. Неудовлетворительное использование туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики

В Чувашской Республике отмечается положительная динамика роста объемов туристских услуг, оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях. Однако число туристов, посещающих Чувашию, остается низким. Гостиничный сервис не отвечает современным требованиям, только одно предприятие туризма сертифицировано по международным стандартам.

8. Неразвитость рынка услуг

Доля отраслей, производящих услуги, в валовом региональном продукте в Чувашской Республике составляет 40,3%, в среднем по Российской Федерации - 49% (в ВВП), в ПФО - 41,3%, тогда как доля услуг в ВВП в развитых странах составляет от 60 до 80%.

Рынок услуг в Чувашии характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.

Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают в основном бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы на нематериальные услуги (культуры, спорта, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные и пр.) незначительны.

Традиции производства и потребления нематериальных услуг, формирующие стереотипы деятельности субъектов рынка (потребителей и производителей), развиты в недостаточной степени.

9. Низкий уровень мультипликативного эффекта

Свободные мощности у конкурентоспособных производств фактически отсутствуют. Кроме того, в ближайшие годы во многих отраслях экономики следует ожидать выбытие основных фондов. Однако в ряде производств сохраняется недостаточный уровень загрузки имеющихся мощностей, что дает потенциальную возможность расширения производства.

Экстенсивное развитие за счет использования устаревшего "портфеля ресурсов" недопустимо. Экономический рост может быть основан только на повышении производительности труда и капитала с переходом к новейшему "портфелю ресурсов". А он, в свою очередь, связан с необходимостью обеспечения конкурентоспособности региона на глобальных рынках и с повышением стоимости активов Чувашской Республики.

В настоящее время уровень капитализации инвестиций по Чувашской Республике составляет 29,1%, доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал - 1,3%, степень износа основных фондов - 48%.

Организации, представляющие ведущие отрасли республики, пока не выступают своеобразными точками притяжения, обеспечивающими мультипликативный эффект с определенным вектором развития.

II. Социальные проблемы Чувашии

10. Относительно низкий уровень доходов населения

Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России - 16,0%).

Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики республики.

11. Сложная демографическая ситуация, необходимость улучшения состояния здоровья населения

Для Чувашской Республики так же, как и для России в целом, характерен процесс депопуляции, в основе которого лежит естественная убыль населения за счет высокого показателя смертности, превышающего уровень рождаемости в 1,4 раза (по ПФО - в 1,6 раза, по России - в 1,5 раза).

В Чувашии отмечается незначительный миграционный отток, в том числе наиболее активных, молодых граждан - потенциала будущего.

Высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 30% случаев смерти, увеличивает риски инвестиций в человеческий капитал Чувашии.

Решение проблем в области демографии и здоровья должно способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических потерь общества от управляемых причин смертности трудоспособного населения. Все это в конечном итоге позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и его жителей.

12. Недостаточный уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильем

Несмотря на то, что ввод жилья на 1000 человек в Чувашской Республике значительно опережает среднее значение показателя по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации, проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой.

Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%. Следствием этого является технологическая отсталость и низкое потребительское качество предоставляемых коммунальных услуг.

III. Экологические проблемы Чувашии

13. Незавершенность строительства Чебоксарского гидроузла и ухудшение экологического состояния Чебоксарского водохранилища

В течение 25 лет Чебоксарский гидроузел эксплуатируется на временной промежуточной отметке 63,0 метра. Водохранилище Чебоксарской ГЭС не имеет полезной емкости и не осуществляет регулирование водосброса, что не обеспечивает самоочищение воды. Удельные площади мелководий (31,5%) значительно превышают допустимые санитарные нормы (15 - 20%).

14. Загрязнение окружающей среды на территории Чувашской Республики

Рост потребления, высокая плотность населения (70,3 человека на 1 кв. км) и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов (на 43% за 5 лет). Срок эксплуатации многих объектов размещения отходов в районах и городах Чувашской Республики заканчивается. В г. Чебоксары вместимость существующего мусороприемного полигона исчерпана. Удельный вес загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составляет 89,3% от общего объема сброса сточных вод.

В связи с ростом автомобилизации обостряется проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах. Выбросы автотранспорта без учета находящихся в личном пользовании транспортных средств в общем объеме выбросов составляют 42,0%.

Количественная характеристика основных проблем социально-экономического развития Чувашской Республики приведена в приложении N 5.

Проблемы и перспективы развития молодежного парламентаризма на современном этапе (на примере деятельности общественной Молодежной палаты при Государственном Совете Чувашской Республики)

Проблемы молодежного парламентаризма Чувашской Республики

Анализируя практически все аспекты молодежной политики в обществе, В.В. Павловский выделяет проблемы "политизации подрастающих поколений в социологическом аспекте". Политизация новых поколений понимается им как включенность молодежи в политику, во властные государственные отношения, в процессы управления обществом.

За десятилетие реформ в Чувашской Республике выросло аполитичное в своем большинстве первое поколение постсоветской молодежи, обнаруживающее полный разрыв с политическими установками. Молодежь оправдывает то, что все не могут интересоваться политикой и на арену политической жизни выходят управленцы, которые хотят развития республики, страны, своего региона, города, а, главное, знают, каким должно быть поколение современной молодежи.

Только политически активная молодежь может отстоять свои права.

В 90-е гг. многие исследователи предполагали необычный взлет политической активности молодежи, что должно было стать основой для многих перемен в жизни общества. Однако этого не случилось. Политизация молодежи оказалась мнимой.

Но формирующиеся новые политические институты в обществе послужили каналом влияния и информации на передовую молодежь, активно участвующую в политизированных молодежных общественных объединениях, организациях и движениях.

Молодежь следует рассматривать как многомерную социально-демографическую группу, которая нуждается в индивидуальном гибком подходе при учете политических потребностей. Социальные страты молодежи должны получить адекватное отражение в законотворческой деятельности государства и проведении принятых законов в жизнь.

У большинства респондентов молодежной среды отсутствует четкое знание и понимание структур и функций институтов законодательной и исполнительной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных и политических институтов.

Активная в политике молодежь изучает, анализирует молодежные проблемы, умеет их решать, входя в представительную и исполнительную власти пока еще в небольшом количестве. Молодежь убеждена, что критерием эффективности любой политики является рост благосостояния всех и каждого, обеспечивающий, в конечном итоге, богатство, славу и могущество государства.

Молодежь больше дискутирует по вопросам участия в политической деятельности, нежели принимает участие в ней. Политическое сознание современной молодежи носит фрагментарный, идеологически слабо дифференцированный характер.

Механизм участия молодежи в государственной политике, к сожалению, пока сложно назвать эффективно функционирующим. Долгое время молодежь являлась в основном наблюдателем политических процессов. Да и сегодня процент молодых граждан в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления по-прежнему крайне незначителен.

Это объясняется как объективными причинами, среди которых отсутствие управленческого опыта и соответствующего образования у потенциальных кандидатов, так и определенными бюрократическими преградами в виде дополнительных каналов кадровой экскорпорации.

Обозначим основные проблемы:

1) Разрыв стремлений молодёжи с политическими установками современной Российской Федерации;

2) Отсутствие политизации молодёжи;

3) Аполитичность молодёжи;

4) Фрагментарность политического сознания молодёжи;

5) Слабая дифференцированность политического сознания молодёжи;

6) Отсутствие управленческого опыта и соответствующего образования у потенциальных кандидатов.

Рекомендовано проведение обучающих семинаров с привлечением специалистов избирательных комиссий. Подготовка молодых кадров из числа молодежных парламентских структур с целью предоставления им возможности проведения обучающих семинаров и просветительской работы с молодыми гражданами, не являющимися членами молодежных парламентских структур, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Предоставление возможности членам молодежных парламентских структур проходить стажировку в избирательных комиссиях, оказание содействия молодым парламентариям при трудоустройстве.

Молодежь жолжна стать одной из главных движущих сил в построении цивилизованного гражданского общества.

Рассмотрим предполагаемы результаты:

1) повышение электоральной активности молодежи;

2) формирование положительного и доверительного отношения молодых граждан к органам власти,

3) реализация потенциала молодежных парламентских структур в целях повышения политической и электоральной активности молодых граждан;

4) совершенствование форм и методов информирования населения о проходящих избирательных кампаниях;

5) разработка и внедрение инновационных форм правового просвещения молодежи;

6) обеспечение кадровой преемственности кадров в избирательных комиссиях.

Изучив проблему молодежного парламентаризма Чувашской Республики, я пришла к выводу, что в органах местного самоуправления молодежные парламентарии не всегда реализуют на практике: система формирования молодежной парламентской структуры Чувашской Республики не всегда основывается на принципах выборности (часто это делегирование, конкурс). А так же важно, что количество молодежи в представительных органах в настоящее время недостаточно.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты