Концепция стратегии пространственного развития российской федерации. «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации

Сегодня в Суздале представители Министерства экономического развития и эксперты обсудят проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, подготовленный МЭР. Документ предусматривает приоритетное развитие геостратегически важных территорий - Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Другой важный пункт проекта Стратегии - создание макрорегионов.

Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Причин появления этого документа несколько - авторы называют внешние и внутренние вызовы пространственному развитию страны. Среди внешних - завершение очередного цикла развития мировой экономики и переход к новому технологическому укладу, изменение географической конфигурации мировых центров, глобальные изменения территориальной структуры расселения, существенное увеличение численности населения, дефицит сельскохозяйственных земель и источников чистой питьевой воды.

А среди внутренних - ожидаемое отсутствие стабильного роста численности населения, неуклонное его старение и сокращение доли его экономически активной части. Помимо этого, среди проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших агломерациях страны, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии России и низкая инфраструктурная обустроенность территории.

Конечно же, такой документ нам нужен, - сказал генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов . - Самое большое государство в мире на протяжении короткого периода времени - 100 лет - пережило три коренные формации подходов пространственного планирования. Была столыпинская установка до революции. Затем, начиная с 1930-х годов, мы строили одну систему. С 1980 года мы от жесткого планового режима перешли к формации «естественного развития без внятного государственного участия» - используется только инструмент бюджетного выравнивания. Что неизбежно приводит к значительным пространственным, а значит, социально-экономическим дисбалансам регионального развития страны. Существующая пространственная система неэффективна для бюджета, для здоровья, для оборонной безопасности, для реализации задач по добыче полезных ископаемых. И нужен некий баланс между проектным подходом и учетом естественных тенденций.

Пессимистический прогноз

То, что федеральные округа и в демографическом, и в экономическом плане развиваются крайне неравномерно, ни для кого не секрет. Самая благополучная ситуация в Центральном федеральном округе. Численность населения в нем с 1990 года к 2014 году выросла с 25,7% (от общего числа населения в стране) до 26,6%. Валовый региональный продукт с 24,6% в 1990 году вырос до 35,3% в 2014 году. А стоимость основных фондов отраслей экономики изменилась за эти годы с 22,4% до 32,1%

Весьма неблагоприятная ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Численность населения там снизилась с 5,4% до 4,2%, валовый региональный продукт - с 6,1% до 5,5%, а стоимость основных фондов отраслей экономики - с 7,3% до 6,3%.

Кроме того, в России стабильно сокращается общее количество населенных пунктов. Например, с 1990 года число поселков городского типа уменьшилось более чем на 1 тыс., то есть почти вдвое. Количество сел уменьшается примерно на 20 тыс. в год последние 10 лет, а в трети российских сел насчитывается менее десяти жителей.

Авторы документа отмечают, что «общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за период 1990–2015 годах по большинству показателей экономической деятельности (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет снижения доли восточных».

Три сценария

Готовых и четких рецептов в Стратегии пока нет. Но авторы документа говорят о необходимости «развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста», «совершенствовании системы расселения», «развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства».

А в числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей».

В рамках Стратегии пространственного развития предлагаются три сценария пространственного роста.

Первый сценарий - консервативный - предполагает в долгосрочной перспективе пролонгацию характерных для предшествующего периода тенденций пространственного развития. То есть дальнейшее неуправляемое сжатие освоенного пространства, концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами, сохранение современных составов лидеров и аутсайдеров и консервацию пропорций в распределении экономической активности между западной и восточной частями страны.

Второй - сценарий конкурентного роста - основывается на модели поляризованного развития, предполагает высокий уровень открытости российской экономики, когда на пространственное распределение экономической активности и специализацию регионов существенное влияние оказывают глобальные тренды. Новая каркасная структура пространственной организации страны сформируется на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций.

Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном использовании потенциала их межрегиональных взаимодействий.

Экспертная оценка

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что документ пока промежуточный и обсуждать его преждевременно.

К концепции Статегии две большие претензии. Ее три сценария пока не просчитаны, не проработаны и не прикреплены к остальной части стратегии. Но это нормально для полуфабриката, это будет дальше обсуждаться. Вторая претензия - у нее очень слабый расселенческий раздел: что происходит в расселении, что происходит с городами. Пока это очень напоминает учебник для вузов.

Макрорегионы тащат из концепции в концепцию. Для чего это нужно? Эта идея появилась в середине нулевых. Но у нас есть федеральные округа. А поднятые на флаг агломерации? Что это? Почему их 22? Ну, так захотели. Я хочу подчеркнуть, что бумаги на жизнь не влияют. Денег нет - раз. Инструменты, которые используются, большого эффекта не дают - два. В рамках вертикали - а это главное в нашей политической системе - добиться того, чтобы регионы сами хотели что-то делать, не так-то просто. Проще ходить в Минфин и деньги просить, - отмечает экономист. - Поэтому я смотрю на появление такой Стратегии абсолютно спокойно. Хотя не понимаю, почему так возбудилось экспертное сообщество. Просто еще одна бумага, на моей памяти уже третья или четвертая. Жизнь сама по себе, бумаги сами по себе.

Гендиректор «Урбаники» Антон Финогенов тоже не считает целесообразным укрупнение регионов.

Макрорегионы - это тема, которая требует серьезного обсуждения. Я пока отношусь к ней скептически. У нас есть федеральные округа и есть определенные вопросы по эффективности их функционирования. Потому что они имеют, например, административный функционал, но бюджетного функционала они не имеют. Поэтому говорить, что федеральные округа максимально широко используются, не приходится. Исходя из этого возникает вопрос. А зачем, не используя максимально широко управленческий потенциал федеральных округов в планировании развития, создавать еще какой-то дополнительный уровень, помимо федеральных округов? Этот вопрос явно межведомственный, его нужно обсуждать не только внутри Министерства экономики. Он фундаментальный, и мы только в начале пути по его обсуждению.

Главное в концепции Минэкономразвития - повышение связности территорий
 в основной зоне расселения и создание опорных центров там, где плотность низкая.

Елена Чугуевская,
директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития

Повышение связности огромной территории России и создание опорных центров в зоне очагового расселения станут ключевыми направлениями стратегии пространственного развития России до 2035 года. Она послужит «территориальным интегратором» двух стратегий - национальной безопасности и долгосрочного социально-экономического развития.

Об основных подходах к стратегии и о том, что она сможет изменить, «Вольной экономике» рассказала директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития Елена Чугуевская.

Что такое пространственная стратегия

«Вольная экономика»: Елена Станиславовна, зачем нужна эта стратегия?

ЕЛЕНА ЧУГУЕВСКАЯ: Мы только в начале пути к современному стратегическому планированию пространственного развития страны.

На уровне региона, города, муниципального района разрабатываются комплексные документы территориального планирования, а на уровне России базовые инфраструктуры представлены только отраслевыми схемами. Карт в стратегических документах территориального развития не было, мы не видели того синергетического эффекта, который должна получить территория.

Общество всегда существует в форме территориальной организации, сформированной системой населенных пунктов, и как к ней должно относиться государство, какие выделять приоритеты, как обеспечивать транспортную связность территории, качество среды жизнедеятельности, как приоритезировать бюджетную поддержку, - это все вопросы стратегии пространственного развития как инструмента, существующего во всех ведущих странах мира. Стало ясно, что и нам нужен документ-интегратор.

«ВЭ»: Вы анализировали зарубежный опыт?

О концепции пространственного развития
Введена в правовое поле в 2014 году, требования к ее содержанию правительство утвердило в 2015-м. Она должна определить приоритеты экономики в региональном аспекте, обеспечить устойчивость системы расселения и дополнительные точки выхода на внешние рынки. Мы должны «видеть» своих соседей, понимать место России в мировом распределении экономической деятельности. В конце октября Министерство экономического развития представит для экспертного обсуждения проект стратегии, ее планируется принять в 2018 году. Последним подобным документом в нашей стране была Генеральная схема расселения РФ 1994 года, но она в полном объеме так и не реализовывалась

Е.Ч.: Мы изучили документы стратегического планирования самых разных стран. Например, Евросоюз сейчас готовит уже вторую стратегию пространственного развития. Экономическое пространство Европы концентрируется в «пентагоне» - зоне, очерчиваемой в границах Лондон - Париж - Милан - Мюнхен - Гамбург. Это всего лишь четверть площади Евросоюза, но там сосредоточено 75% его ВВП, и это, безусловно, проблема с точки зрения пространственной организации. Причем такая концентрация зародилась еще в конце XVIII века, в ходе промышленной революции.

И вот в условиях значительного расширения Евросоюза они решили, что им нужна ставка на полицентрическую модель организации пространства, на «выращивание» других центров притяжения. Стратегия ЕС предполагает реализацию комплексных территориальных проектов: это «Регион Балтика», в который, что интересно, включаются Петербург, Ленинградская область и Карелия, это «Атлантическая дуга» (Западный фасад ЕС) вдоль побережья Атлантического океана, а также «Латинская арка» в Западном Средиземноморье.

«ВЭ»: У нас будет нечто похожее?
Е.Ч.: Слепо копировать чей-то опыт мы не можем, потому что у России самая большая территория 
в мире. При этом население распределено крайне неравномерно: есть основная зона расселения, зоны очагового расселения, есть территории, непригодные для проживания.

Выделение макрорегионов

Выделение макро-регионов
Их прототипом стали федеральные округа. В каждом макро-регионе может быть своя модель развития: в Сибири и на Дальнем Востоке - кластерный подход, в европейской части - развитие крупных городов.

«ВЭ»: И все-таки что нам ближе?
Е.Ч.: В основу подхода к пространственному развитию у нас уже заложено выделение крупных зон - макрорегионов. Их прототипом стали федеральные округа. Правда, на первом этапе они выделялись для управленческих задач, но затем внутри округов начали складываться внутренние связи, формироваться межрегиональные объединения, такие как ассоциация «Сибирское соглашение».

Для каждого макрорегиона может быть использована определенная модель или варианты их совмещения. Например, для Дальнего Востока и Сибири подходит кластерный подход, который уже выбрал Казахстан, когда государство поддерживает «очаги» новой индустриальной экономики.

Для европейской части страны, где уже сформированы сильные точки роста, по сути конкурирующие между собой, может быть применен поляризованный подход. Он основан на поддержке крупных городов и их экономической диффузии на прилегающие территории.

Нужно выделить территории, которые связывают огромное пространство России крупными узлами.

ПРОБЛЕМА МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УХОДИТ
Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Сейчас не только в столицы люди стекаются, но и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и т.д. Любая система расселения очень инертна.

«ВЭ»: Как это все будет сочетаться с существующими мерами поддержки - например, Калининградской области, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма?
Е.Ч.: Поддержка стратегически важных территорий необходима и дальше, но при этом мы должны экономически обосновать рост конкурентоспособных видов деятельности для каждого субъекта, создать для них условия, а также выделить территории, которые объединяют огромное пространство России крупными узлами, влияющими на связность всей страны.

Мы обсуждали с регионами необходимость создания межрегиональных территориальных систем, таких как «Уральское созвездие» или «Сибирская конурбация», которые предполагают строительство высокоскоростных магистралей между крупными городами. Почему бы такие флагманские проекты не зафиксировать для приоритетной поддержки?

Общий залог - повышение связности территорий в основной зоне расселения. В зоне очагового расселения, к которой относится практически вся северо-восточная часть России, надо вернуться
к подходу формирования опорных центров, который был выработан в Советском Союзе на основе вахтовой и экспедиционной форм освоения этих сложных территорий. При этом требуются значительные изменения в законодательстве, в частности в жилищном, чтобы вписать в правовое поле эти особенности.

Ленинградцы, москвичи…

«ВЭ»: Можете эти подходы проиллюстрировать на примере центра страны?
Е.Ч.: Мы только в начале пути. Пока, например, могу сказать, что мы поддерживаем позицию московских властей о том, что нужно системно обеспечивать развитие Москвы как столицы и единственного глобального города в России, но сначала надо это обосновать расчетно и картографически, определить реальные границы города.

«ВЭ»: Многие говорят, что у нас зафлюсована экономика - все ресурсы концентрируются в Москве и отчасти в Петербурге, а вокруг остается пустота. Эту проблему вы видите?
Е.Ч.: Я уже так не думаю. Это процессы урбанизации, которые происходят во всем мире. Не только в Москву люди стекаются, еще и в Краснодар, Казань, Екатеринбург и другие центры регионов. Это естественно. Конечно, есть процессы естественного сжатия пространства, но любая система расселения очень инертна, а в России особенно. Мы привязаны к недвижимости, у нас нет такой активной трудовой миграции, как, например, в США, где люди в среднем восемь раз в течение жизни переезжают из одного города в другой. У нас люди переезжают крайне редко.

«ВЭ»: Территориальную структуру расселения в России менять не надо?
Е.Ч.: Государство должно влиять на нее только в том случае, если она теряет устойчивость.

Что нужно балансировать

«ВЭ»: Наша «неустойчивость» - она какая?
Е.Ч.: Мы выделили три глобальных разрыва, с которыми надо побороться за счет инструментов стратегии пространственного развития.

Во-первых, разрыв в инфраструктуре. В последние годы она развивалась очень неравномерно. У нас слабая связность территорий. Мы потеряли региональную авиацию, речной транспорт, очень мало построено новых дорог, мы только начинаем осваивать скоростной и высокоскоростной транспорт, в отличие от многих европейских и азиатских стран.

Во-вторых, при переходе от плановой экономики
к рыночной произошел технологический разрыв. Конкурируя, предприятия потеряли интеграционные связи. Раньше их налаживало государство. Я не имею в виду, что мы заставим всех обмениваться товарными потоками, мы должны способствовать этому через поддержку модернизации предприятий, конкурентоспособных отраслей, формирования территориальных кластеров.

Третья проблема - социальный разрыв. Неравенство в первую очередь выражается в неравномерной обеспеченности инфраструктурой и качеством среды в различных городах. Как обеспечить достойное качество жизни? Конечно, мы не сможем быстро все поправить, но мы должны понять, как выделить территории, которые требуют адресной поддержки.

«ВЭ»: Получается, стратегия будет иметь большое политическое значение - все сразу начнут прикидывать, кому что досталось на десятилетия вперед. Или я не прав?
Е.Ч.: Важно подчеркнуть, что документ готовится при непосредственном участии представителей правительств всех субъектов РФ, науки и профильных федеральных министерств и ведомств. При Минэкономразвития действует межведомственная рабочая группа, которая состоит почти из 150 человек. По ключевым вопросам пока особых споров нет.

Планы до 2050 года

«ВЭ»: Стратегия будет рассчитана до 2035 года?
Е.Ч.: По плану - да, но мы решили, что по устойчивости системы расселения должны быть и более дальние горизонты, она инерционна, в более короткие сроки изменений не видно.
Поэтому по некоторым компонентам Стратегия пространственного развития будет иметь горизонт 2040, а может, и 2050 года. В новой европейской стратегии, которая сейчас разрабатывается, тоже проигрываются сценарии до середины XXI века.

«ВЭ»: Каким может быть целевой сценарий стратегии?
Е.Ч.: Во многом он зависит от базового сценария долгосрочного прогноза социально-экономического развития, который покажет наши возможности.

Текст: Игорь Зубков.

20 января. сайт - Сегодня в Суздале представители министерства экономического развития и эксперты обсудят проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года. Документ, подготовленный Минэкономразвития, предусматривает приоритетное развитие геостратегически важных территорий - Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Причин появления этого документа, пишут "Известия" , несколько - авторы называют внешние и внутренние вызовы пространственному развитию страны. Среди внешних - завершение очередного цикла развития мировой экономики и переход к новому технологическому укладу, изменение географической конфигурации мировых центров, глобальные изменения территориальной структуры расселения, существенное увеличение численности населения, дефицит сельскохозяйственных земель и источников чистой питьевой воды. А среди внутренних - ожидаемое отсутствие стабильного роста численности населения, неуклонное его старение и сокращение доли его экономически активной части. Помимо этого, среди проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших агломерациях страны, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии России и низкая инфраструктурная обустроенность территории. Все эти тенденции, по мнению авторов документа, будут усиливаться, а диспропорции развития регионов увеличатся, если не заняться пространственным развитием всей страны на научной основе. Авторы документа отмечают, что "общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за период 1990-2015 годах по большинству показателей экономической деятельности (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет снижения доли восточных". Готовых и четких рецептов в Стратегии пока нет. Но авторы документа говорят о необходимости "развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста", "совершенствовании системы расселения", "развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства". А в числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: "формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей". В рамках Стратегии пространственного развития предлагаются три сценария пространственного роста. Первый сценарий - консервативный - предполагает в долгосрочной перспективе пролонгацию характерных для предшествующего периода тенденций пространственного развития. То есть дальнейшее неуправляемое сжатие освоенного пространства, концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами, сохранение современных составов лидеров и аутсайдеров и консервацию пропорций в распределении экономической активности между западной и восточной частями страны. Второй - сценарий конкурентного роста - основывается на модели поляризованного развития, предполагает высокий уровень открытости российской экономики, когда на пространственное распределение экономической активности и специализацию регионов существенное влияние оказывают глобальные тренды. Новая каркасная структура пространственной организации страны сформируется на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций. Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном использовании потенциала их межрегиональных взаимодействий.

В начале этого года Минэкономразвития России представило на всеобщее обсуждение Концепцию Стратегии пространственного развития России, рассчитанную до 2030 года. Публикация привлекла внимание общественности, поскольку Стратегия, которую планируется принять в этом году, должны оказать большое влияние на судьбы России.

Шанс вырулить в правильном направлении

По мнению Дмитрия Наринского, вице-президента Союза архитекторов России (САР), председателя Совета по градостроительству, это во многом инновационный документ для страны. Он опирается на стратегии национальной безопасности России, социально-экономического развития и другие федеральные законы и программы.

Шаги по разработке Стратегии предпринимаются уже давно. Так, в 2012 – 2014 годах ею занималось Министерство регионального развития. Позднее эта задача была возложена на Минэкономразвития, а министерство поручило разработку концепции Совету по изучению производительных сил (СОПС), который действует при РАН и Минэкономразвития.

В ходе работы над Стратегией за прошедшие годы был принят ряд документов, в частности, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот закон предоставляет возможность подойти к развитию страны в комплексе, увязать стратегические, территориальные, экологические задачи, отраслевое планирование, производственное строительство, развитие транспортного и энергетического каркасов и т.д.

В советское время похожие программы также разрабатывались. В 1999 году в новой России постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 370 был принят документ "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации". Но он оказался неработающим, и был отменен постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения Стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации». Наша страна последние два десятилетия развивалась хаотично, что в итоге и привело к неконтролируемому росту нескольких агломераций, прежде всего Московской, перекосам в развитии средних и малых городов и сельских поселений. Так что принятие Стратегии – шанс для страны вырулить в правильном направлении.

Документ требует доработки

Эксперты по-разному оценивают новую Концепцию. Так, на обсуждении, которое состоялось на заседании Совета по градостроительству САР, было высказано много замечаний как по принципиальным вопросам, так и использованным формулировкам, по стилю. К обсуждению Концепции, как заметил Дмитрий Наринский, были привлечены ученые различных направлений и научных школ – градостроители, архитекторы, экономисты, географы, эконом-географы, транспортники и др.

Наталья Зубаревич , директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва), в целом считает документ нужным и важным, но не очень основательно проработанным. Как положительный факт она отметила, что в Концепции прописаны три сценария развития страны – консервативный (то есть продолжение существующего хода развития), сценарий конкурентного роста, основанного на модели поляризованного развития с упором на регионы-лидеры, и сценарий диверсифицированного пространственного роста, по которому планомерно развиваются все регионы, опираясь на сложившийся потенциал. Хорошо прописан институциональный раздел и ряд других, но в документ требуется внести немало поправок, строже отнестись к применяемым терминам и понятиям, поскольку используются устаревшие, неточные формулировки.

Галина Лебединская , главный научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России, считает, что структура Концепции переусложнена, не совсем понятно, на какую аудиторию она рассчитана: на широкую публику, властные структуры или это рабочая программа для профессионального использования. Каждый из этих вариантов предполагает свои подходы к подготовке документа, к аргументации. Представленная Концепция не отвечает на главный вопрос – что же делать с пространством страны? Лебединская, как и другие выступившие эксперты, считает слабым местом документа отсутствие графических материалов – карт, таблиц и т.п.

– Концепция предусматривает развитие около 20 основных агломераций, в центре которых, кроме Москвы и Московской области и Петербурга – Краснодар, Казань, Екатеринбург, основные сибирские города, Владивосток и др., причем акцент делается не на расширение городских территорий, а на эффективное использование уже освоенных, – говорит Илья Заливухин, генеральный директор компании «Яузапроект». – Важное значение приобретает развитие транспортных связей как внутри агломераций, так и в целом в стране.

По мнению Александра Эпштейна , заместителя директора по науке ГУП «НИиПИ градостроительства» Московской области, слабым местом Концепции является то, что она ориентирована на экономику, а не на человека и качество человеческого капитала, в ней мало внимания уделено экологическим проблемам, она получается потребительской по отношению к ресурсам. В Концепции говорится, что Россия должна уйти от сырьевой экономики, но, в противоречие объявленным целям, акцент делается на развитии ресурсодобывающих регионов, а не на переработку сырья.

Спор экономистов и градостроителей: кто прав?

Горячее обсуждение проблем расселения прошло на семинаре, организованном Междисциплинарной рабочей группой по расселению при Союзе архитекторов России. На дискуссии встретились экономисты и градостроители, и спор разгорелся вокруг судьбы средних и малых городов России и сельских населенных мест.

С докладом выступил Олег Григорьев , научный руководитель НИЦ «Неокономика». По его мнению, исторически сложилось так, что в понятиях «экономика» и «расселение» экономика первична, и она определяет процессы расселения. В советское время территория страны осваивалась по нашим собственным законам, города и поселения появились там, где их быть не должно, поэтому в рыночных условиях и идет отток населения из них. Что касается сельского хозяйства, там, где раньше справлялись несколько сот человек, теперь нужно 15 – 20 человек, да и те зачастую приезжают работать из ближайшего города, поэтому пустеют деревни и села. Сегодня ситуация в России сложилась так: из сельской местности активная часть населения едет в ближайший малый город, оттуда – в региональный центр, из него – в Москву, а из Москвы – за границу. Можно ли и нужно ли останавливать это процесс? Города – уловители денег, они притягивают активную часть населения, но и города в России «сдуваются», многие из них теряют население до такой степени, что становятся банкротами, и не надо бояться банкротств экономически неэффективных городов.

Однако, по мнению Евгения Маркова, президента Союза малых городов России, малые и средние города России оказались в сложной ситуации не потому, что они не нужны стране, многие из них существуют сотни лет, и не такие периоды переживали и возрождались. И пустеют они не потому, что люди в них не хотят жить, а потому что здесь закрылись предприятия и жителей лишили работы, отобрали окрестные земли и леса. Люди не от хорошей жизни едут в Москву, другие крупные города, обрывая связи, оставляя семьи. Даже термин придумали «управляемое демографическое сжатие», кто-то это называет «неуправляемое сжатие освоенного пространства», проще же говоря, идет опустошение российских территорий, и ни к чему хорошему это не приведет. Нужно приостановить тенденцию сверхконцентрации населения в Московском регионе и Санкт-Петербурге, которая угрожает национальной безопасности России.

Малые и средние города – это каркас страны, национальное достояние и богатство, и нельзя сравнивать экономически город и предприятие, они живут по разным законам и имеют разное значение для страны.

Свое согласие с этими словами выразил Марк Гурари , заместитель председателя Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, заявив, что если народ не хочет осваивать свою территорию, то осваивать ее будут другие.

– В настоящее время я не вижу беды с городами, они становятся на ноги, часть из них либо в стагнации, либо на подъеме, – считает Александр Лола , начальник НМЦ градоведения ЦНИИП Минстроя России, эксперт ООН-Хабитат по населенным пунктам. – Не надо ждать, что города возродит крупная промышленность, рабочие места будут создавать небольшие производства, а также отрасли, которые раньше считались обслуживающими, они становятся градообразующими, то есть города, а вернее агломерации, метрополии, будут развиваться за счет внутренних резервов. Цель же такой программы как Стратегия пространственного развития – помочь выработать правильные ориентиры в развитии. Честно говоря, я не очень верю, что Стратегия коренным образом преобразует нашу страну. Но будем надеяться на лучшее.

Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 870
"О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации"

В соответствии с частью 5 статьи 20 , частью 5 статьи 40 и со статьей 42 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации;

Правила осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 370 "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1820).

Положение
о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет содержание, состав, порядок разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия) и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

2. Стратегия разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

3. Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению.

4. Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации.

5. Стратегия утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.

6. Стратегия включает в себя:

а) анализ тенденций и проблем пространственного развития Российской Федерации;

б) цели, задачи и приоритеты пространственного развития Российской Федерации;

в) принципы пространственного развития Российской Федерации;

г) основные направления пространственного развития Российской Федерации;

д) этапы реализации стратегии;

е) сценарии пространственного развития Российской Федерации, в том числе приоритетный (целевой) сценарий;

ж) механизмы реализации стратегии;

з) приложения, содержащие перечень перспективных центров экономического роста, состав макрорегионов Российской Федерации, перечень геостратегических территорий Российской Федерации, перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, целевые показатели пространственного развития Российской Федерации.

7. При подготовке стратегии разрабатываются обосновывающие материалы, которые включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные материалы, определяющие и иллюстрирующие основные решения и положения стратегии. Указанные материалы не входят в состав документа, утверждаемого распоряжением Правительства Российской Федерации.

9. Стратегия разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации при взаимодействии с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К разработке стратегии привлекаются научные, проектные и исследовательские организации.

10. В ходе подготовки стратегии федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают достоверность предоставляемой информации.

При подготовке стратегии используются федеральная информационная система стратегического планирования и другие федеральные информационные системы и информационные ресурсы.

11. Для разработки стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации утверждает состав межведомственной рабочей группы по подготовке стратегии, в который входят представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных, проектных и исследовательских организаций.

12. Разработка стратегии осуществляется в соответствии со следующими этапами:

а) выбор привлекаемых к разработке проекта стратегии научных, проектных и исследовательских организаций;

б) сбор и обработка информации, необходимой для разработки стратегии;

в) подготовка проекта концепции стратегии, его рассмотрение и одобрение межведомственной рабочей группой по подготовке стратегии;

г) подготовка проекта стратегии в соответствии с одобренной концепцией и внесение в установленном порядке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении стратегии в Правительство Российской Федерации.

13. Министерство экономического развития Российской Федерации обеспечивает размещение стратегии в федеральной информационной системе стратегического планирования.

Правила
осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 870)

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия).

2. В целях контроля реализации стратегии Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, участвующими в реализации стратегии, проводится мониторинг реализации стратегии.

3. Реализация стратегии осуществляется в соответствии с планом реализации стратегии, который разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти в течение 6 месяцев со дня утверждения стратегии и утверждается Правительством Российской Федерации.

4. План реализации стратегии разрабатывается на период ее реализации и содержит перечень наиболее важных социально значимых мероприятий и контрольных событий с указанием сроков их исполнения и ответственных исполнителей.

5. Мониторинг реализации стратегии осуществляется на основе оценки исполнения мероприятий плана реализации стратегии и комплексной оценки достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации, предусмотренных стратегией.

6. В ходе мониторинга реализации стратегии также осуществляется:

а) сбор и систематизация информации о корректировке документов территориального планирования Российской Федерации и о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и анализ этой информации на предмет соответствия положениям стратегии;

б) оценка данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте на предмет соответствия приоритетам совершенствования системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, предусмотренным стратегией.

7. В целях проведения мониторинга реализации стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации:

а) разрабатывает и утверждает форму отчета о реализации стратегии и доводит ее до ответственных исполнителей мероприятий (контрольных событий) плана реализации стратегии;

б) организует сбор и обобщение информации о выполнении основных мероприятий (контрольных событий), предусмотренных планом реализации стратегии, и других данных, включая данные государственной статистики, необходимых для осуществления мониторинга реализации стратегии;

в) осуществляет запросы, в том числе в субъекты Российской Федерации, о предоставлении данных о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, а также о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте.

8. Ответственные исполнители мероприятий (контрольных событий) плана реализации стратегии в пределах своей компетенции до 1 марта года, следующего за отчетным, направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о выполнении плана реализации стратегии по форме, утверждаемой Министерством, а также другую информацию, необходимую для мониторинга реализации стратегии.

9. Министерство экономического развития Российской Федерации в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, на основании полученных отчетов и другой информации совместно с участниками реализации стратегии подготавливает доклад о результатах реализации стратегии и направляет его в Правительство Российской Федерации.

10. Доклад о результатах реализации стратегии содержит оценку выполнения основных мероприятий плана реализации стратегии, комплексную оценку достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации за отчетный период, результаты анализа хода реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и результаты анализа данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте, а также предложения о дальнейшей реализации стратегии, в том числе в случае необходимости корректировки стратегии, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий и (или) внесения изменений в план реализации стратегии.

11. Для осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии используется федеральная информационная система стратегического планирования.

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты