Качественно новый этап в противостоянии Запада и России (Тезисы выступления Георгия Крючкова на презентации книги “Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период”). Реферат: Возрождение качественно новый этап в истории западноевропей

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шари’ата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шари’ата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

на рубеже ХХ-ХХI столетий породили второй этап НТР. На достижениях этого этапа ныне стремительно развивается новая экономика. К числу главных ее направлений относятся:

· быстрое развитие микроэлектроники , создание персональных ком­пьютеров и новых поколений электронно-вычислительных машин;

· использование новейших средств вычислительной техники для комплексной автоматизации производства, которая весь круг работ осуществляет без непосредственного участия человека (робототех­ника, роторно-конвейерные линии);

· производство новейших материалов - композиционных (обладаю­щих повышенной прочностью при высоких и при низких темпера­турах), сверхчистых (для электронной, космической и других но­вейших видов техники) и иных:

· биотехнология - совокупность промышленных методов, исполь­зующих живые организмы и биологические процессы, достижения генной инженерии (отрасли молекулярной генетики, связанной с созданием искусственных молекул вещества, передающего наследственные признаки живого организма) и клеточной техноло­гии.

В XXI столетии можно ожидать новых выдающихся достижении в развитии НТР:

· перспективы связаны с нанотехнологией - исследованиями и разработками на молекулярном уровне. Нанотехпология может быть использована для изменения структуры клетки живого организма. В этом случае уст­ройства для так называемой молекулярной хирургии - нанороботы во взаимодействии с управляющим суперкомпьютером смогли бы избавить клетки от различных опасных нарушений их деятельности, что способно продлить жизнь человека.

· создание гораздо более совершенных компьютеров новых поколений.

· дальнейшее развитие генной ин­женерии, имеющей дело с материальными носителями наследственно­сти. Это предполагает планирование - воспроизведение и изменение на­следственных признаков растений и животных.

· получила быстрое развитие сфера информационных услуг, которая вызвала лавинообразное нарастание массы информации.

· орга­низация службы консалтинга (от англ. консультирование). Ее высококвалифицированные специалисты дают советы и предоставля­ют новейшую информацию по определенному кругу вопросов. На круп­ных фирмах создаются свои консалтинговые службы, а мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинго­вые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся пред­видения развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товар­ных рынках и рынках ценных бумаг и иных сведений.

46. 47. Интерактивный бизнес: что нового?

Интерактивный бизнес – совместное действие бизнесмена и компьютера, другого автоматизированного связи в целях обмена информацией и осуществления коммерческих операций.

В интерактивном бизнесе отношения устанавливаются с помощью информационных технологий, которые охватывают технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки передачи данных текстов. В информационных технологиях предметом труда является информационный продукт (договоры, ценные бумаги), а орудием труда – средства электронно-вычислительной техники и связи (компьютер, мобильный телефон, Интернет и др.)

В интерактивном бизнесе осуществляются разнообразные коммерческие операции, приносящие бизнесмену прибыль:

§ Торговля в формах мобильной торговли и электронной торговли

§ Залог, предметом которого могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество или право на него

§ Страхование

§ Банковские операции

§ Инвестирование капитала

Интерактивный бизнес приносит огромную выгоду. Его повышенная эффективность основывается главным образом на громадной экономии времени.

Что означает эффективность пр-ва на предприятиях?

Результативность хозяйственной деятельности на разных стадиях производства из мерялась неодинаково. На доиндустриальной стадии, когда, как известно, господствует ручной труд, естественным измерителем эффективности затрат служит производительность (выработка) живого труда. Однако на инду­стриальной стадии характерной стала новая тенденция: живой труд вы­тесняется машинами, т. е. овеществленным в них трудом.

Наконец, на постиндустриальной стадии экономики все больше пре­обладают затраты на средства производства (особенно в малолюдном и безлюдном производстве). В этом случае решающее значение имеет но­вый экономический показатель «эффективность производства». Эффек­тивность производства - отношение его результатов (эффекта) к затратам живого и овеществленного труда. Эффект на предприятии измеряется тем, что приобретает его собственник, т. е. величиной прибыли (П). За­тратами являются текущие производственные расходы - полная себе­стоимость товарной продукции (Сс). В таком случае эффективность про­изводства на предприятии (Эп) будет измеряться по формуле

Себестоимость товарной продукции суммирует общие расходы на выпуск продукции. Она включает: а) оплату труда всех работников; б) амортизацию производственных основных фондов; в) израсходован­ные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, энергию). От­сюда вытекают три частных показателя эффективности производства по видам затрат.

Виды эффективности производственных затрат

Производительность труда показывает степень результативности использования трудовых ресурсов. Фондоотдача (капиталоотдача) характеризует уровень плодотворности применения основного капитала (основ­ных фондов). В нашей стране этот показатель подсчитывают путем деле­ния годового объема чистой продукции на среднегодовую полную балансовую стоимость основных фондов. Материалоемкость продукции свидетельствует о размере материальных затрат (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, «покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов) на единицу продукции в денежном выражении.

Указанные показатели могут возрастать, уменьшаться или оставаться неизменными. Сочетания этих количественных значений дают различ­ные варианты динамики эффективности производства. Наибольший подъем эффективности имеет место, когда достигаются - при наиболь­ших показателях - одновременно подъем производительности труда, увеличение фондоотдачи и снижение материалоемкости продукции. Та­кой результат возможен только при использовании всех основных на­правлений нынешнего этапа НТР. В современных условиях углубляется взаимозависимость всех част­ых показателей эффективности производства. В известном смысле все правления повышения

Особенности рынка труда.

Рынок труда - особая область рыночных отноше­ний, где совершаются сделкипо купле-продаже рабочей силы.

Рабочая сила - способность человека к труду. Это такая совокупность физических и духовных сил, которыми располагает работник и которые использует в производстве материаль­ных благ и услуг.

Труд - целесообразная деятельность людей, процесс использования их рабочей силы.

человек как бы продает свой труд на определенное время и по­лучает вознаграждение в виде заработной платы. Но фактически он отда­ет предпринимателю право временно использовать его рабочую силу. В свою очередь, бизнесмен оплачивает отнюдь не весь его труд, а только рабочую силу.

В экономическое отношение по трудовому найму вступа­ют собственник рабочей силы в качестве ее продавца и работодатель как покупатель этого товара. Характер и содержание отношений между этими лицами во многом обусловлены особенностями самого товара «рабочая сила». Позиции сторон сделки зачастую полностью противоположны.

Трудящиеся заинтересованы:

1) в том, чтобы их способ­ность к труду не стала постоянной собственностью бизнесмена. Данный товар может попасть в хозяйственное использование под контролем предпринимателя лишь на такое время, которое не подрывает жизненных сил человека.

2) собственник рабочей силы заботится о ее про­изводительном применении при нормальных условиях труда, обеспечивающих ее сохранность.

3) он стремится к использованию своих природных и приобретенных созидательных способностей в соответст­вии со своими профессией (специальностью) и квалификацией. 4) первостепенной целью труженика является получение такой иены за свой товар, которая обеспечивает полное воспроизводство его рабочей силы, содержание нетрудоспособных членов семьи, получение образования и квалификации, возможностей для отдыха и культурно­го досуга.

Итак, все сказанное о товаре, являющемся предметом сделки между работником и работодателем, позволяет высказать такое заключение: сущность дохода работника выражается экономическим законом заработ­ной платы. Этот закон выражает следующую объективную экономиче­скую зависимость: заработная плата определяется стоимостью или ценой рабочей силы как товара. Если стоимость рабочей силы повышается, то, естественно, должен возрастать заработок, и наоборот.

Отсюда вытекает ряд выводов:

Заработная плата не может равняться стоимости полного продукта труда, а работник не может претендовать на получение такой стои­мости;

Справедливым можно признать такое вознаграждение за труд, кото­рое соответствует стоимости рабочей силы и обеспечивает нормаль­ные условия ее воспроизводства;

Законодательство призвано защитить права работника на получе­ние социально справедливой величины заработной платы.

От чего зависит размер з/п?

от величины ст-ти рабочей силы Для каждой группы работников такая стоимость имеет низший и верхний уровни. Наи­меньшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается про­житочный минимум. Этот минимум определяет границу бедности - размер средств, идущих на простое поддержание жизнедеятельности работников, иблагодаря этому устанавливается минимальный уровень заработной платы". Верхняя граница стоимости рабочей силы учитыва­ет дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворение социально-культурных потребностей, традиционных для той или иной страны.
от уровня квалификациитруженика Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.
национальные различия Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов 2
рыночные усло­вия Так, конкуренция между наемными работниками ведет к тому, что внациональном масштабе устанавливается примерно одинаковая опла­та труда работников определенной профессии с равным уровнем обра­зования и квалификации. Вместе с тем объединенные в монополии ра­ботодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Они заинтересованы в безработице, ослабляющей противоборствующую силу. В свою очередь, объединение работников в свободные, независимые профсоюзы позволяет им через коллективные договоры с предпринимателями отстаивать общие экономические интересы трудящихся.

51. РОЛЬ ФОРМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТРУДА

В отличие от экономических систем, основанных на насильственном принуждении, заработная плата в условиях рынка создает новые стимулы (побуж­дения к действию) труда работников.

2 формы з/п:

повременная сдельная (поштучная)
устанавливает размер вознаг­раждения в зависимости от проработанного времени. В этом случае подсчитывается величина оплаты за 1 час, день, неделю, месяц, а затем умножается на проработанное время. Почасовая ставка оплаты труда: З ч = З п / В З ч – почасовая оплата труда; З п – з/п за день, неделю, месяц; В – нормированное число часов труда (за день, неделю, месяц) рассчитывается в зависимости от объема выпущенной продукции, а поэтому заработок воз­растает в прямой пропорции от количества изготовленных из­делий. Эта зависимость устанавливается с помощью поштучной расценки. Р ш = З п / Н в Р ш - поштучная расценка; З п - часовая (дневная) цены труда; Н в - норму выработки (Нв - число штук, которое необходимо при нормальных условиях выработать за час или день)
выгодна для бизнесменов тем, что она позволяет легче повышать интенсивность (напряженность) труда без увеличения его оплаты. Работодателю особенно выгодно применять почасовые ставки зарплаты, поскольку в этом случае работнику оплачивается не дневная (или недельная, месячная) стоимость его рабочей силы, а только фактически отработанное число часов. При ухудшении хозяйственной конъюнктуры предприниматель может сократить общее время труда работников по сравнению с первоначально намеченной его продолжительностью, и тогда человек может стать полубезработным. устанавливается мера интенсивности труда рабочего. Это делается с помощью нормы выработки - объема продукции, который рабочий должен изготовить за оп­ределенное время (или обратной величины - нормы времени, расходуемого на создание единицы или партии изделий). Такие нормы выработки оплачиваются в установленном размере. Лич­ный интерес побуждает человека трудиться более напряженно, с тем чтобы выпустить больше изделий и увеличить свой дневной доход.
применяется на пред­приятиях, где преобладает строго регламентированный техно­логический режим. (в массово-поточном производстве вы­работка рабочих и темп их труда определяются скоростью дви­жения конвейера) применяется на предприятиях, где высока доля ручного труда и необходимо поощрять рост выпуска изделий.

Где возникает прибыль?

Прибыль – доход предприятия, выступающий в виде прироста примененного капитала.

Прибыль - это многовариантный вид дохода, зависящий от вида бизнеса. По источникам и способам получения важно различать при­быль, которую получают: спекулятивный бизнес, производственный, торговый, банковский и иные виды бизнеса.

Самая простая форма прибыли - доход спекулятивного бизнеса. Он образуется непосредственно на рынке. Механизм получения данной прибыли таков. Предприниматель закупает товары по сравнительно никой цене, а затем продает их по более высокой цене. В основе такого механизма торговой сделки лежит неэквивалентный (неравноценный) товарно-денежный обмен. В условиях микроэкономики спекулятивный механизм действует в ограниченных размерах. Его основой является обычно дефицит (нехватка) товаров, который в нормальных рыночных условиях имеет временный характер.

этапы образования прибыли производ­ственного капитала. начальный этап образо­вания прибыли на производственном предприятии порожден процессом создания новой стоимости. При образовании этой стоимости возникают необходимый продукт (эквивалент заработной платы) и прибавочный продукт (эквивалент прибыли), которые находят воплощение в изго­товленной продукции - возросшей товарной стоимости. Получить прибыль в денежной форме бизнесмен может только на втором этапе хозяйственной деятельности - после продажи на рынке всей готовой товарной продукции.

Обычно более или менее крупные предприятия продают свои изде­лия торговым посредникам крупными партиями по определенной опто­вой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (Цо) выше себестоимости товара (Сс) - затрат на его произ­водство (стоимости средств производства и заработной платы).

Следовательно, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

П п = Ц о – С с.

Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: а) величины себестои­мости и б) уровня оптовых цен.

Полученный от продажи всех товаров денежный доход называется валовой (общей) прибылью. Может показаться, что вся валовая при­быль полностью становится собственностью капиталиста, достается только ему. Так, наверное, было на начальной стадии капиталистиче­ской экономики. Однако если, предположим, собственник прибыли израсходует ее на свои личные потребительские нужды, то он потеряет возможность путем накопления капитала расширять и совершенство­вать производство новой стоимости.

Распределение валовой прибыли

Из общей суммы доходов предприятия прежде всего вычитаются суммы, уходящие «на сторону». Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благо­творительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чис­тую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку и перепод­готовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход (личный доход бизнесмена).

В таком распределении валовой прибыли заложены противоречия между теми участниками производственного бизнеса, которые присваи­вают определенные части валовой прибыли. Такие противоречия про­являются в различных формах конкурентной борьбы за присвоение как можно большей доли общего дохода (валовой прибыли).

В процессе конкурентного распределения валовой прибыли особо важное значение имеет относительная величина прибыли, приходящая­ся на одинаковую величину примененного капитала.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Горшкова А.Л.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

ECONOMIC GLOBALIZATION

Ключевые слова: мировая экономика, проблема глобализации.

Keywords: economic, a globalisation problem.

Аннотация

В работе рассматриваются ключевые процессы развития мировой экономики на сегодняшний момент, которые характеризуют прогрессирующую глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.

In work key developments of economic for today which characterise progressing globalisation, i.e. qualitatively new stage in development of internationalisation of an economic life are considered.

Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет.

Целью работы является определение влияния глобализации на мировую экономику. Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть глобализацию как высшую стадию интернационализации мировой экономики;

Определить масштабы глобализации рынка ссудных капиталов;

Рассмотреть особенности современных интеграционных процессов условиях глобализации мировой экономики.

В качестве положительных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда.

2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов, можно назвать:

1. Неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

2. Возможная деиндустриализация национальных экономик;

3. Возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

На фоне глобализационных изменений конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название анти-

глобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации, выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан.

Остановимся более подробно на глобализации одного из видов рынков - рынка ссудных капиталов, который опережает в этом отношении и товарные рынки, и сферу прямых инвестиций.

Во второй половине XX века были созданы предпосылки глобализации рынков ссудного капитала: технические достижения в сфере обработки информации и телекоммуникаций; устранение или смягчение ограничений на перемещение капиталов через границы; либерализация внутренних рынков капитала; развитие нерегулируемых иностранных рынков (offshore market).

Другим важным фактором ускорения глобализации рынков капитала стало изобретение свопов. Следовательно, нерегулируемая природа внешних рынков, гибкость, ставшая возможной благодаря свопам, доступ к информации и новые возможности ее обработки, появившиеся благодаря технологическим достижениям, стали движущей силой процесса глобализации рынка капиталов.

Международный рынок ссудных капиталов - сложное экономическое явление, наиболее наглядно влияние глобализации мировой экономики на его функционирование можно отследить при анализе международного рынка межбанковских кредитов. Этот рынок, являясь наиболее динамичным сектором международного рынка ссудных капиталов, в наибольшей степени подвержен влиянию изменений в мировом экономическом пространстве, и с этой точки зрения его анализ представляет интерес и является актуальным для понимания процессов, происходящих в рамках международного рынка ссудных капиталов в целом.

Особую актуальность изучению изменений, происходящих на международном межбанковском кредитном рынке и международном рынке ссудных капиталов в целом придаёт насущная необходимость решения двух комплексов проблем в рамках решения задачи привлечения иностранных капиталов для развития российской экономики: с одной стороны, проблем выхода российских банков на эти рынки в качестве полноправных участников, а с другой - вопросов о характере, формах и уровне допуска иностранного капитала в российскую банковскую систему в свете предстоящего присоединения Российской Федерации ко Всемирной Торговой Организации.

Таким образом, крупные российские банки выступают, в ограниченных масштабах, лишь как клиенты мировой банковской системы, а не как полноправные участники международных валютно-кредитных отношений. Контролирующие органы ведущих финансовых центров, а также многих оффшорных банковских центров проводят политику недопущения российских коммерческих банков на свои национальные рынки, мотивируя это недостаточностью капитализации российских банков, нестабильностью банковской системы России, беспорядочностью системы бухгалтерского учёта и т.п.

В рамках интеграционных группировок создаются непосредственные предпосылки для вовлечения стран-участниц в общемировые хозяйственные связи, накапливается опыт сотрудничества.

С другой стороны, интеграционные группировки - это своеобразная "защитная реакция" стран на те последствия глобализации, которые способны нанести ущерб их национальным интересам.

Перед лицом глобализационных процессов Россия оказалась в сложном положении. При нынешнем состоянии экономики она не может претендовать на ведущие позиции в формировании мировой экономической политики, влиять на деятельность международных экономических организаций.

В связи с этим включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может не заботиться и об участии в интеграционных группировках.

Хочется рассмотреть и проанализировать проблему взаимозависимости экономической

безопасности ЕС и России. Изоляция России от общемировых процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией безопасного развития - обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение приобретает обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которых является Европейское сообщество (ЕС). Особенность заключается, прежде всего, в том, что ЕС как интеграционное объединение является результатом открытости и вовлеченности его стран-членов в общемировые экономические процессы.

Экономическая безопасность призвана противостоять специфическим угрозам как извне, так и изнутри. В рамках ЕС, на наш взгляд, можно выделить следующие потенциальные угрозы: несоответствие уровней развития национальных экономик стран-участниц ЕС; неспособность экономики ЕС в целом достаточно быстро реагировать на изменение ситуации на мировых рынках; ярко выраженный политический фактор в судьбе ЕС в целом; обострение противостояния внутри национальных экономик; нестабильность евро на мировых рынках; борьба частей национальной экономики, за присвоение доли мирового дохода.

Система экономической безопасности ЕС должны быть выстроена таким образом, чтобы перечисленные выше угрозы были максимально нивелированы, поскольку они имеют столь масштабный характер.

Одной из внешних угроз экономической безопасности ЕС остаются высокие и нестабильные цены на нефть. С другой стороны, высокие цены на нефть могут означать, что страны-экспортеры могут привнести значительную часть (в виде потребления или инвестиций) в европейскую экономику, увеличивая тем самым экспортные показатели ЕС. По сути, проявление внешней несбалансированности.

Очевидно, что расширение ЕС оказывает существенное влияние на российскую экономику в целом и ее экономическую безопасность в частности. Степень возможного участия России в европейских интеграционных процессах в настоящее время основывается на краткосрочные последствия расширения ЕС для российской экономики.

Рассмотренные выше сущностные черты глобализации, продвигающие человечество вперед по пути социально-экономического прогресса, не дают оснований предсказывать ей «вечную жизнь». Она в отдаленном будущем (2015-2020 гг.), при определенном стечении обстоятельств, может быть приторможена и даже временно повернута вспять.

К повороту событий в сторону «деглобализации» может привести, например, дальнейшая экспансия мирового терроризма. Глобализация пронизывает все стороны экономической жизни отдельных стран, в том числе России. Для России «баланс» выгод, с одной стороны, и, с другой стороны, трудностей и потерь от глобализации до сих пор можно оценить как нулевой или скорее отрицательный. Нашей стране предстоит предпринять большие усилия для того, чтобы сделать глобализацию своим союзником, превратиться из объекта глобализации в ее субъект, оказывающий на нее активное обратное воздействие в соответствии со своими национальными интересами

В заключение еще раз подчеркнем, что глобальное сотрудничество на основе создания формальных или неформальных международных институтов представляет важный механизм для решения проблем, порождаемых процессом глобализации. С его помощью можно достичь стабильности в глобализованном мире, прийти повсеместно к экономическому росту, осуществить переход к рынку в бывших социалистических странах, ускорить развитие наиболее бедных государств, а также решить проблемы глобализации, носящие неэкономический характер.

Библиографический список

1. Абралава А. Глобальное технологическое пространство и национальная экономика // Общество и экономика. - 2004 - № 3. - С. 149-153.

2. АбалкинЛ.И. Экономическая энциклопедия- М.: «Экономика», 1999.- С. -243.

3. Бельчук А.И. Будущее глобализации и межцивилизационные отношения. Внешнеэкономический бюллетень. - 2007 - № 7. - С. 13-17.

4. Большой экономический словарь. Под ред. А.Н.Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. - С. 444.

5. А.О. Блинов. Экономическая безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. - 2007. - С. 4-7.

6. Базылева М. Н. Экономическая теория. - Минск.: БГЭУ, 2003.- С.-365

7. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2006. - С. 145.

8. Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало

Говорят // Мировая экономика и международные отношения, 2004. - № 8. - С. 54.

9. Информационно-аналитический сборник. Проблема глобализации. Материалы совместного заседания Методологического семинара ФИАН и семинара Экономического моделирования ФИАН. - М.,2004. - С. 36.

10. Иванов Н.И Глобализация и общество: проблемы управления // Мировая Экономика и международные отношение. - 2008. - № 5.- С. 3-15.

11. Иванов Н.И Глобализация мировой экономики //Международная жизнь.- 2000. -№ 5. - С. 30-38.

12.Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 2. - С. 15.

13. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб.: Питер, 1999. - С. 65.

14. Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика. и международные. отношения. - 2000. - № 5. - С. 56.

15. Либман А. Конкуренция юрисдикций и преодоление неэффективного равновесия условиях глобализации // Общество и экономика. - 2004 - № 5-6. - С. 263-279.

16 Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода. Мировая экономика. и международные. отношения. - 2000. - № 11. - С. 34-38.

17. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. - М.: АЛЬПИНА, 2001. - С. 52-53.

18. Об итогах заседаний Совета Глав государств и правительств СНГ 31 мая -1 июня 2008 г. в Минске: Аналитическая записка. WWW.cis. т^к.

19.Паньков В.С. Эволюция международных экономических отношений: попытка прогноза до 2017 года // Безопасность Евразии. - 2007.- № 3.- С.- 267-268.

20. Постиндустриальный мир и процессы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. - С. 93.

21. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов // Вопросы экономики. - 2002.-№ 2. - С. 83-101.

22.Шишков Ю. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития // Мировая экономика. и международные отношения. - 2001. - № 2.

23. Шапиро А. Интеграция стран СНГ // Мировая экономика и международные. отношения. - 2000. - № 7. - С.-26.


Раздел IV.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение - качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его - переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека - в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности. Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества. В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

§ 1. ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.

Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры. Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.

Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их - черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками. Чудо Возрождения - естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они - поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения. Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов - вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.

Среди определений Возрождения нет общепризнанного. Мыслители, писатели) историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки. Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

Расцвет культуры;

Переворот в культуре;

Переходный культурный этап;

Восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса., но только их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.

Возрождение - это не столько совокупность произведений культуры (картины, фрески, статуи, соборы) дворцы, поэмы, новеллы), но прежде всего новый тип мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни. Именно благодаря этому Возрождение

Создало художественные произведения, знаменующие необратимый переворот в духовном развитии человечества. Искусство Ренессанса- самый ясный знак общекультурной переориентации.

Расцвет культуры в эту эпоху связан с повышенной энергией культурной деятельности, с созданием новых стимулов для культурного творчества. В это время образуется множество новых культурных центров. Культурная жизнь общества отличается особой интенсивностью. Художественная культура выходит за пределы сковывающих ее средневековых рамок. Во всех видах человеческой деятельности ярко проявляется творческая свобода. Самым убедительным признаком культурного расцвета в эпоху Ренессанса можно считать удивительную концентрацию на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки» Боккаччо, Донателло, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело могут быть символами культуры Возрождения.

Возрождение называют эпохой культурного переворота, чтобы подчеркнуть, что в это время в обществе происходят переустройство культуры, перемены в общественном сознании, старые механизмы культуры заменяются на новые, возникают новые культурные ценности. В эпоху Возрождения были поставлены под сомнение средневековые критерии оценки культурной деятельности.

Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», возрождения античной древности не было и быть не могло. Но Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества в современной ему культуре. Он возвращал к жизни не все достижения античной культуры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени.

Ренессанс «пересматривает» и средневековые культурные ценности.

Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Основой культуры Нового времени начиная с эпохи Возрождения был поиск индивидуальности. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни.

Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре. Само слово «индивидуальность» (и «личность») появилось каких-то 200-300 лет назад. Жизнь людей была неотделима от рода, общины, корпорации. Конечно, из толпы выделялись античные герои и полководцы, средневековые аскеты и праведники, но они были высшим образцом общепринятого. С эпохи Возрождения начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида. Возрождение соединило природного человека античности и христианское понимание личности, наделенной свыше свободой выбора.

^ Этический и эстетический идеал Ренессанса - образ свободного, универсального творческого, человека, создающего самого себя.

Существует много разных мнений по поводу того, что же послужило социально-экономической базой Возрождения. Другими словами, почему именно в эту эпоху сложились общественно-экономические условия для появления людей, деятельность которых создавала новое культурное движение?

Со второй половины XIX в. (со времени классического капитализма) Ренессанс стали связывать с зарождением буржуазных отношений и буржуазной культуры. В многообразии фактов экономической истории, культурной жизни, научной деятельности и художественного творчества стали выделять все то, что могло свидетельствовать о буржуазных корнях Возрождения. Действительно, Возрождение совпадает с началом капиталистического производства и обмена. Но Европа стала буржуазной только через два столетия после заката Ренессанса. Наличие капиталистических элементов в экономике эпохи Возрождения несомненно, но не им принадлежало господствующее положение. Культура Возрождения развивалась не ради власти денег. Политическая теория мыслителей Возрождения не была идеологией одного из сословий. Она стремилась к тому, чтобы защищать интересы человека вообще. Этот идеал нельзя считать исключительно буржуазным.

Идеал героя литературы и искусства Возрождения тоже нельзя назвать буржуазным. Искусство Возрождения хотя и начинало обращаться к простому человеку, в качестве героев признавало рыцарей, святых, королей, мифологических персонажей. Разбогатевшие горожане хоть и становились заказчиками произведений искусства, но еще явно тяготели к дворянским образцам культуры, этикета, быта. Крестьяне и представители городских низов появлялись в новелле, плутовском романе; детали их быта стали составлять фон картины, но человек из низших сословий не стал воплощением ренессансного идеала. Героя-буржуа еще нет в искусстве, обращенном ко всему обществу. Несомненно, что в этом обществе росло значение пополанов - купцов, банкиров и ремесленников. Развитие торговли, промышленности и банков придавало уверенности третьему сословию. Оно твердо стояло на земле, богатело, верило в себя, смотрело на мир другими глазами. Ему становилось чуждым многое из того, что отражалось в искусстве средневекового города. Городская культура развивалась с оглядкой на рыцарскую и церковную, но во многом была свободной и независимой.

Культура Возрождения - культура свободных городов. Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от сковывающих рамок средневековых традиций, норм и идеалов.

Борьба партий, классов, городов, возможность выбора политической и гражданской позиции, возможность социальной практики формировала человека Ренессанса.

Быть гражданином свободного города, участвовать в его управлении и украшении отвечало честолюбию горожанина. Это горделивое чувство гражданина побуждало выдвигаться среди прочих могуществом и знаниями. Так появлялось множество меценатов, одаренных необыкновенным вкусом дилетантов, просыпалась большая, полная движения культурная жизнь эпохи. Никогда честолюбие не было таким всеобщим двигателем для политика, полководца, ученого, художника. И не было такого времени, когда талант ценился бы так высоко.

И все-таки огромная роль в формировании ренессансной культуры по-прежнему принадлежала церкви; особенно в художественном творчестве, архитектуре и музыке. Церковь оставалась крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом. Выдающиеся памятники ренессансной архитектуры - это католические храмы (Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции архитектора Брунеллески, Собор Св. Петра архитектора Браманте в Риме), живописи - это алтарные композиции, иконы, храмовые фрески («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо), скульптуры - это статуи для храмов и усыпальниц («Святой Георгий» Донателло, «Пьета» Микельанджело). Искусство Возрождения многим обязано папскому трону. Глава церкви покровительствовал гуманистам - мыслителям, поэтам, художникам,- раздавал им почетные должности при папском дворе.

Феодальные монархи и патриции тоже содействовали развитию искусства не меньше чем муниципальные коммуны. При дворах итальянских князей, которые становились крупнейшими меценатами, создавались особые условия для творческой деятельности ученых и художников, скульпторов и поэтов, философов и музыкантов.

Таким образом, зарождение буржуазных отношений в Европе не может служить универсальным объяснением для уникального культурного явления Ренессанса. Истоки Возрождения восходят к многосословной культуре феодального общества.

Роль и соотношение различных общественных сил, влиявших на развитие культуры Возрождения, менялись с течением времени. В новых общественно-экономических условиях появлялось искусство, преодолевшее рамки сословностей. В эпоху Возрождения происходит демократизация культуры. Она приобретает универсальный и общеевропейский характер.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII века по первую половину XVI века.

Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов, которые принято обозначать в соответствии с названиями столетий:

Дученто (du два, cento-сто, т.е. двухсотые годы), или Проторенессанс, XIII в.;

Треченто - продолжение Проторенессанса, XIV в.;

Кватроченто, или Раннее Возрождение, вторая половина XIV-XVI вв.;

Чинквеченто, или Высокий Ренессанс, конец XV - первая треть XVI вв.

Европейское Возрождение начиналось в Италии не только потому, что этому способствовали общественно-экономические условия развития свободных городов. Положение Италии в месте пересечения крупных художественных областей Средневековья (Франции, Германии, Испании, Византийской империи), непрерывные войны на ее территории, которые связывали ее судьбу с этими странами, иноземное (прежде всего восточное) влияние и возможность «культурного диалога» - все это приводило к разнообразию культурной жизни и появлению новой оригинальной художественной культуры.

Итальянское Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Германии, Англии, Нидерландов. Культурная почва, на которую попадали ренессансные веяния, была очень разнообразна. Философия, искусство, литература, вбирая новшества итальянского Возрождения, видоизменяли многое в соответствии с местной традицией. Европейское Возрождение за пределами Италии, поскольку оно развивалось в странах к северу от нее, принято называть Северным Возрождением.

Несмотря на то, что Возрождение имело свои особенности в каждой стране, оно было общим культурным явлением Европы. В основе этой культурной общности лежал романо-германский (латино-варварский) синтез. Античность была (пусть не в равной мере) общим достоянием европейских народов. Общность универсального языка культуры - латинского (который итальянцам так же специально приходилось изучать, как и англичанам, немцам или французам), отсутствие серьезных географических преград, массовые межэтнические контакты, династические связи - все это делало возможным распространение новой культуры по всей Европе.

Ренессансные идеи объединяли Европу новым способом видения мира и новым способом его отображения в художественной культуре.
Вопросы
1. Что означает термин «Ренессанс»?

2. Какие общие признаки характеризуют культуру эпохи Возрождения?

4. Почему Возрождение-это переходная эпоха от средних веков к Новому времени?

5. Каковы социально-экономические истоки Возрождения? .

6. Почему «новый дух» культуры создается прежде всего в свободных городах Италии?

7. Почему Возрождение - это не только итальянское, но общеевропейское культурное явление?

§ 2. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕНЕССАНСА

В эпоху Возрождения создавалось новое мировоззрение, шедшее на смену средневековому образу мыслей. Оно по-новому объясняло жизнь, и особенно - место и назначение в ней человека. В самом названии, которое получило это мировоззрение, отразилась переориентация человеческого мышления. Если в средние века знание было частью богословия и представляло собой изучение божественного (divina studia), то Возрождение создало новое направление мысли, обращенное к человеку и творению его рук (humana studia). От этого термина образовались названия «гуманист» и «гуманизм».

Гуманисты Возрождения не были профессиональными философами. Это поэты и художники, писатели и архитекторы, политики и меценаты. Следует помнить, что понятия «гуманный человек» и «гуманист» имеют совершенно разное значение. Гуманистами были, например, знаменитый тиран Лоренцо Медичи, расчетливый и хитрый политик Никколо Макиавелли, коварный и жестокий Цезарь Борджиа. Гуманисты эпохи Возрождения - это по-новому мыслящие люди. Они занимались политикой, философией, риторикой, этикой, литературными и историческими исследованиями, изучением античных рукописей, педагогикой и воспитанием. Но в процессе их активной и разносторонней жизнедеятельности создавался новый особенный тип мышления - ренессансный гуманизм.

Гуманизм начал с решительного отказа от средневековой системы знания и метода схоластики. В средние века наука была частью теологии. Она была заперта в монастырях и университетах, она была очень элитарна. Гуманисты считали, что наука должна быть открыта людям, чтобы приблизить их к познанию природы и самого человека. В эпоху Возрождения наука ставит вопросы, которые оказываются нужными и интересными для тысяч людей. Гуманистическая наука не восстает против Бога, она изучает мир, созданный им, и главное его творение - человека. Наука перестает быть закрытым ремеслом, она становится явлением культуры XIV-XV вв. Мир открывается человеку через опыт жизни и созерцание красоты Вселенной. Все области знания и искусств увязывались гуманистами в единую систему культуры, призванную служить интересам человека и общества.

Размышляя о состоянии культуры, гуманисты считали Средневековье варварским временем общего упадка культуры и образованности, вызванного отказом от античного наследия. Для возрождения истинной культуры, по их мнению, необходимо было обратиться к культурному опыту древних, к постижению высших проявлений человеческого духа.

В это время в Италии были особые условия, которые стимулировали знакомство с философией, наукой и поэзией древнего мира. На исходе XIV века из Византии, остававшейся на протяжении всего Средневековья хранительницей античной культуры, стали приезжать ученые, художники, образованные люди. Спасаясь от турок-османов, они спасали и свои рукописные собрания - сочинения древних греков. Общение двух культур привело к обогащению итальянских университетов греческими рукописями, знакомству студентов с греческой философией и литературой.

Переворот в общественном сознании начинался с отдельных личностей и постепенно охватывал все общество. Проследить ход этого изменения можно только на биографиях первых гуманистов. Их популярность и высокий авторитет доказывают, что их интересы совпадали с общественными настроениями.

К числу таких лидеров принадлежал ^ Франческо Петрарка (1304-1374), самый популярный человек своего времени. Есть много свидетельств тому, с каким нетерпением в обществе ждали окончания того или иного трактата, поэмы, сонета, У Петрарки было несколько переписчиков его сочинений, но он не успевал выполнять просьбы даже близких друзей. Заказы на копирование сочинений поэта сыпались со всех сторон: от папы и императора, от правителей, поклонников из Венеции, Неаполя, Прованса, Франции, Фландрии. Сочинения Петрарки было престижно иметь в собственных библиотеках. Слава Петрарки еще при жизни поэта перешагнула границы Италии, его переводили на европейские языки, ему подражали, его комментировали, им восхищались. Исторические заслуги первого гуманиста неотделимы от того культурного движения, во главе которого стоял Петрарка. Гений Петрарки открыл новый мир гуманизма, указал новые направления мысли Возрождения. Он создал новый род поэзии и новый стиль. Он сам, страстный любитель и коллекционер древних рукописей, призывал людей, занимающихся наукой, к изучению образцов древности, он заложил основы ренессансной классической филологии. Его усилиями был начат процесс восстановления преемственных связей с античностью. Петрарка открывал людям своего времени, что мир христианской и античной культуры не противостоят друг другу, что христианство может обогащаться, осваивая культурное наследие древних. Великий гуманист Ренессанса убеждал, что овладение всем богатством культуры открывает путь к истине. Через богатство своего внутреннего мира человек обретает связь с Богом и приобщается к действенной любви к ближнему. По его мнению, именно культура призвана осуществить высшее единение человеческого общества.

Этот всесторонне образованный, искренне верующий, беззаветно преданный науке и литературе, влюбленный в античность, благородный, красивый и внутренне и внешне, выдающийся человек оказал необыкновенное воздействие на духовную культуру современного ему общества. Повсюду распространялся пыл к науке, составлялись библиотеки, основывались новые кафедры и университеты, отыскивались древние источники, собирались и изучались обломки древних мраморов. В обществе стало ясно ощущаться «стремление к культуре».

Мировоззрение Петрарки было отлито в отточенные художественные формы. Творческое наследие Петрарки огромно.

Его поэзия - достижение нового ренессансного искусства, он поэт внутренней жизни, точного описания чувств. С его «Книги песен» («Канцоньере»), написанной на народном итальянском языке, начинается ренессансная поэзия. Книга посвящена Лауре - возлюбленной поэта. Космическая дантовская любовь в стихах Петрарки сошла на землю. Петрарка обнаружил в человеке те чувства, которые с тех пор в Европе стали называть любовью, и это было одним из самых великих открытий Возрождения.

И все же поэзия Петрарки, несмотря на ее высокую эстетическую ценность, с исторической точки зрения уступает его прозе. Те его идеи и стремления, которые имеют всемирно-историческое значение, выражены в основном в прозе. Это трактаты «О невежестве своем собственном и многих других людей», «О средствах против всякой судьбы», «Об уединенной жизни», произведения биографического жанра «Моя тайна», «О знаменитых людях», эпистолярные циклы «Письма без адреса» и др.

Общая характерная черта прозы и поэзии Петрарки - индивидуализм. Индивидуализмом проникнуты его мировоззрение и его вера в Бога. Личная религиозность, непохожая на средневековую, присущая древнехристианским аскетам-пустынникам, оказалась возможной в XIV веке. Интерес к индивидуальной жизни, тщательный анализ ее сторон, интерес к человеческой личности лежит в основе отношения гуманистов к науке, религии и искусству.

Вера в силу человеческого слова, могущество отдельной личности в деле создания общественных порядков лежат и в основе их политических взглядов. Особым интересом к социальным и политическим проблемам отличалось направление гражданского гуманизма. Гуманисты этого направления (флорентийцы Леонардо Бруни, Колюччо Салю-тати, Аламанно Ринуччини, венецианцы Сабеллино, Джустиниани и др.) выдвинули новое понимание роли человека в жизни общества и государства. Если в политических учениях средних веков единство общества считалось невозможным без монархической власти, то в гражданском гуманизме утверждались идея личной свободы, равенства граждан перед законом, принцип общего блага, гарантом которого выступает республика. Только в хорошо устроенном государстве возможно нравственное совершенствование человека и общества, всестороннее развитие культуры. Идея гармоничного общества, которое, по мнению гуманистов, может существовать только в свободных городах-государствах, разрабатывалась в политических трактатах, архитектурных проектах идеального города, исторических сочинениях, поэтических панегириках.

Новая ренессансная культура сначала наиболее мощно выразилась в слове. В Италии возникла литература с новым мироощущением, отрывающаяся от средневековых понятий о жизни.

Многие идеи Петрарки и первых гуманистов нашли отражение в творчестве ^ Джованни Боккаччо (1313-1375). Его поэзия устремлена к жизни. Он положил начало ренессансной новеллистике. Все свои произведения Боккаччо писал на итальянском языке, пользуясь оборотами народной речи. Самое значительное его произведение - «Декамерон» (древнегреческое название сочинения по-русски - «Десятиднев») - объединяет сто новелл, рассказанных в течение десяти дней девушками и юношами из благородных семей, уединившихся в предместье Флоренции во время эпидемии чумы. В новеллах отражена реальная пестрота жизни во всем богатстве ее проявлений. Его персонажи -- это люди разных характеров, профессий, общественного положения, которые ценят земные радости жизни. Боккаччо ввел новую литературную форму реалистического рассказа, новеллы, в которой переплетены традиции городской сатиры и куртуазной любви. Книга «Декамерон» приобрела большую популярность в Италии, переведена уже в XIV веке на французский, английский языки, сюжеты ее часто заимствовали европейские писатели.

Гуманистическое мировоззрение Возрождения вовсе не представляло собой единую идеологию. Но какие бы проблемы ни обсуждались в гуманистических кружках, о чем бы ни шла полемика, центром их размышлений оставался человек. Одни стороны проблемы личности раскрывались через лирику, произведения живописи, другие - через филологические и философские трактаты.

Общим, выводом гуманистов Возрождения было признание безграничных творческих возможностей человека в деле совершенствования самого себя и окружающего мира.

Манифестом Высокого Возрождения стал трактат ^ Джованни Пико Делла Мирандоллы (1463-1490), выдающегося философа, блестящего знатока античной мысли, «Речь о достоинстве человека». Мирандолла говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью формировать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире - либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного. Он сам формирует свой облик: очищает душу от страсти, достигает гармонии внутреннего мира и познает красоту природы.

Учение о достоинстве человеческой личности было основой для политических, этических, социальных и в особенности эстетических взглядов гуманистов Высокого Возрождения. Мирандолла с поэтическим, вдохновением выразил главную идею, связывающую идеологию гуманизма и все искусство Ренессанса, - это утверждение величия и красоты человека.

Гуманистический взгляд на человека и окружающий его мир создавал благоприятную духовную среду для развития новой по форме и содержанию художественной культуры.
Вопросы
1. Объясните происхождение термина «гуманизм».

2. Одинаковы ли по значению слова «гуманист» и «гуманный человек»?

3. Какие исторические события стимулировали знакомство итальянских гуманистов с античной культурой?

4. Почему гуманизм - это новый тип мышления?

5. Каким был идеал культурного человека в эпоху Возрождения?

6. Почему новое видение мира создавало условия для возникновения новой художественной системы?

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Переход к новому восприятию мира и человека способствовал коренным преобразованиям в искусстве. По-новому ощущать мир значит по-новому его видеть. В течение нескольких десятилетий изменилась вся изобразительная система искусства, складывавшаяся веками.

С другой стороны, искусство сыграло огромную историческую роль в культурном перевороте, произошедшем в эпоху Возрождения. Подтверждением тому служит тот факт, что в течение трех столетий Возрождение понималось только как «возрождение изящных искусств». Да и у современного человека культура Возрождения ассоциируется прежде всего с искусством живописи, скульптуры, архитектуры.

Ренессансное искусство справедливо считается важнейшим проявлением эпохи. Именно искусство воплотило сущность ренессансного мироощущения: новое положение человека в мире. Художник Возрождения, подобно Творцу, сам творит бытие. Залог успешной творческой деятельности - научное познание законов божественной природы. Для художников Возрождения необходим широкий круг гуманитарных и естественных научных знаний: мифология и история, анатомия и математика, геометрия и черчение. В эпоху Ренессанса умение видеть неотрывно от умения мыслить.

Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы Возрождения были активными философами, талантливыми писателями и поэтами, смелыми инженерами. Свидетельством тому - поэзия Микеланджело, научные трактаты Леонардо да Винчи, философские размышления Петпрарки.

Искусство Возрождения стало не только зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, но и инструментом познания.

Убежденные в том, что видимый мир подчиняется природным закономерностям, художники стали использовать в своей деятельности научные знания и технические инструменты. Была изобретена техника копирования предметов видимого мира, разрабатывались основы перспективных математических построений пространства. С опорой на эти знания был изобретен метод прямой перспективы в живописи.

Художественный метод Средневековья рассматривал предметы последовательно, часто меняя точку взгляда при переходе к другому предмету. Рисунок строился так, как если бы при взгляде на его разные части и глаз менял свое место. У здания, например, могли быть показаны сразу две боковые стены, каждая со своим особым центром перспективы. При этом масштаб каждого отдельного изображения зависел от степени важности его для понимания внутреннего смысла целого. Фигура Богородицы, например, могла быть вдвое выше окружающих ее людей. Приемы построения ракурсов, в которых точка схода лежит не на линии горизонта, а «в глазу зрителя», носят общее название обратной перспективы.

Средневековая изобразительная система никогда и не ставила задач иллюзионистских построений, создающих подобие реального мира. Средневековое искусство создавало не подобия, а символы, оно стремилось воплотить не видимый, а сверхчувственный мир. Религиозно-эстетические переживания воплощались в формах условного канонического искусства. Художники изображали не вещи, а их знаки, условные образы. Средневековье выработало свой метод художественного истолкования мира. Предметы в нем рассматривались изолированно друг от друга, последовательно. Точка взгляда при переходе к другому предмету часто менялась.

В эпоху Возрождения изменилась ориентация искусства. Оно обратилось к человеку в реальном мире. «Открытие мира» в литературе и живописи отвечало его восприятию в начале XIV века.

Для реалистического жизнепонимания человека Нового времени ценность искусства не в проникновении в мир сверхчувственный, а в отражении реального окружающего мира. Поэтому искусство Нового времени, которое лежит в основе современного художественного видения мира, создает принципиально новые приемы.

Новое искусство живописи включало три основных представления:

События, изображаемые на картине, разделялись на два плана: передний и задний, с постепенным заполнением их в дальнейшем промежуточными планами;

Размеры тел, яркость тона и отчетливость фигур и границ уменьшаются по мере удаления тел на расстояние;

Зрительные лучи и живописное пространство сходятся в одну точку, которая в ренессансной живописи обычно совпадает с центром рамы и сюжета.

Эти основные требования к перспективе были сформулированы ^ Леонардо да Винчи в его знаменитой «Книге о живописи» .

Прямая перспектива была известна еще в античности, в V веке до н.э., но применялась в основном в росписи театральных декораций. Не то чтобы греки не замечали присущих нормальному зрению перспективных сокращений, или не сумели вывести соответствующих простых применений из элементарных теорем геометрии. По-видимому, они не применяли правил перспектив из каких-то внутренних побуждений, исходящих из требований чистого искусства.

Трехмерность мира и его сходимость в точку бесконечности, то, что нам кажется очевидным и естественным, стало восприниматься в живописи лишь в эпоху Возрождения.

Потребовалось не одно десятилетие, пока глаз освоился с новым видением в прямой перспективе.

Помимо изобретения прямой перспективы Возрождение открывает новые темы в изобразительном искусстве, создает новые жанры. Не только религиозные, но и мифологические, и исторические сюжеты стали достойным предметом для искусства.

«Глаз обнимает красоту всего мира». Эти слова Леонардо могут быть формулой нового зрительного подхода к миру.

Такой подход дал повод говорить о светском, мирском характере искусства, который не означал, однако, безрелигиозности. Религиозное чувство в эпоху Возрождения принимало новые формы, новые облики. Художники Возрождения дорожили миром, в котором жили. Все, чем они любовались в жизни, они считали достойным отражения в изображении священной истории. На полотнах, посвященных библейским сюжетам, мы видим тот мир, которым они любовались: красоту женщин, их изысканные прически и наряды, доблесть и силу мужчин, богатые ткани и великолепные сбруи коней, пейзажи с силуэтами пиний на фоне голубых холмов, нарядные дворцы и роскошное убранство интерьеров, просторные площади итальянских городов.

Живописцы писали образы Богоматери с простых женщин, иногда известных в городе, сохраняя черты портретного сходства. Они переносили сцену рождения Марии в интерьер богатого итальянского палаццо, изображали самих себя и своих сограждан за трапезой в Кане Галилейской, в шествии волхвов вместо евангельских паломников показывали роскошный кортеж флорентийских всадников в раззолоченных одеждах, в сопровождении герольдов, конюхов и собак.

Жизнелюбие и любознательность художников Возрождения оборачивались часто пристрастием к деталям, к изображению разных предметов, которыми художники заполняли свои композиции, иногда в ущерб цельности сюжета. С предельной тщательностью они выписывали каждую деталь орнамента, каждое перышко в ангельских крыльях, каждый локон на кудрявой головке. На картинах, изображающих сюжеты Священного Писания, мы рассматриваем вазы с цветами, птичек, сложные тканые узоры платьев, драгоценные камни, резные подлокотники кресел, музыкальные инструменты.

Искусство Возрождения создавало новую художественную реальность. Этот процесс проходил в русле формирования новой эстетики. Эстетическая реакция на мир, природу, идеи - ядро мироощущения этой эпохи.Возрождение создало особую атмосферу эстетизма, недаром его называют Золотым веком европейского искусства. Стремление к эстетическому переживанию, эстетическому наслаждению отличает Возрождение от всех других эпох. Ни в одной стране Европы ни в какую другую эпоху люди не вкладывали в искусство столько стараний и материальных средств, как это было в Италии в период Возрождения. В эту эпоху самыми любимыми были зрелищные развлечения. Итальянцам было на что смотреть. Трудно представить великолепие обстановки и костюмов в то время. В дни больших праздников и торжеств залы дворцов, церкви, фасады домов и площади были увешаны и устланы бархатом, парчой, редкими коврами. С высоких потолков каскадом падали цветные драгоценные ткани, покрывающие огромные поверхности. Во время процессий в Венеции сотни гондол были украшены алым шелком. Сколько нужно было жемчуга, кружев, бархата, золота, драгоценных камней, чтобы нарядить несколько тысяч человек свиты, следующей за герцогом, когда он объезжал страну!

В это время происходят важные перемены в отношении общества к искусству. Церковь и государство остаются традиционными заказчиками произведений архитектуры, живописи и скульптуры, но значительно расширяется круг светских заказчиков из среды придворной аристократии, богатых горожан, расцветает меценатство. При дворах итальянских князей складывается особая культурная среда, в которой взаимодействуют художники и музыканты, поэты и архитекторы Ренессанса.

С конца XIV века художники начинают писать об искусстве, создавать трактаты, учебники, обсуждать вопросы теории и практики в литературных произведениях. Возникла теория изобразительного искусства как специальная область знания.

Гуманисты внедрили в общественное сознание мысль о творчестве как прообразе всякой свободной деятельности. Понимание искусства, хороший вкус становятся необходимым качеством всякого образованного человека. Художник из средневекового ремесленника превратился в интеллигента. Мастера искусств Высокого Возрождения соответствовали самым высоким требованиям общества. Многие из них были образованнейшими

ПЕРВОЕ. Поражение социализма на постсоветском пространстве не устранило противостояния стран Запада и России как правопреемницы разрушенного Советского Союза, хотя социально-классовая основа после реставрации капитализма на постсоциалистическом пространстве стала однотипной с западной.

Этим в очередной раз подтверждена верность ленинской характеристики империализма, который и после раздела мира между монополиями и капиталистическими государствами не избавляется от межимпериалистических противоречий, не устраняет жестокую борьбу за передел мира, за доступ к источникам стратегических ресурсов и контроль над путями их доставки.

ВТОРОЕ. На вооружение в этой борьбе западными странами, прежде всего Соединенными Штатами Америки взяты и усиленно используются лозунги “демократии”, “свободы”, “прав человека”, так называемых “общечеловеческих ценностей” и т.п. В последнее время особенно активно эксплуатируется проблема “цивилизационного выбора” с целью оторвать Украину от России, других бывших союзных республик.

Причем эта шумиха сопровождается циничным игнорированием указанных лозунгов и “ценностей”, грубым попранием элементарных прав и свобод человека, целых народов, бесцеремонным вмешательством во внутренние дела суверенных государств, двойными подходами к проблемам демократии, прав человека, государственного суверенитета.

Наглядные примеры тому - агрессия НАТО против Югославии, преступные войны альянса, американцев в Ираке, Ливии, события вокруг Сирии и др.

“Озабоченный проблемами демократии” в постсоциалистических странах Запад не реагировал на расстрел ельцинским режимом российского парламента в 1993 году.

О многом говорит и отсутствие внятной реакции Запада на опасные вылазки наглеющих неонацистов в Украине, странах Прибалтики, других государствах.

ТРЕТЬЕ. Запад, прежде всего США чинят открытый диктат в отношении постсоциалистических государств, на их внутреннюю и внешнюю политику. Мы, в Украине, это особенно ощущаем.

Еще в сентябре 1996 года обе палаты американского конгресса приняли согласованную резолюцию “В поддержку независимости Украины”, в которой в деталях продиктовано, что надлежит делать президенту, парламенту, правительству “независимой” Украины. Резолюция фактически была скрыта от украинской общественности. Но ею руководствовались и руководствуются все президенты и правительства страны.

На Украину оказывается жесткое, неприкрытое давление в связи с проблемой выбора ею варианта интеграции. При этом не скрывается, что целью Запада является во что бы то ни стало втянуть Украину в Европейский союз (а затем в НАТО) и оторвать от России, других бывших союзных республик.

Международный валютный фонд в подписываемых с правительством Украины меморандумах (которые также не передаются широкой гласности) бесцеремонно диктует, какими должны быть в нашей стране плата для населения за газ, тарифы на жилищно-коммунальные и другие услуги, пенсионный возраст и др.

И украинские власти послушно выполняют эти требования или “слабо сопротивляются”.

Сейчас готовятся предложения о внесении изменений в украинскую Конституции. Работая в созданной Президентом В.Януковичем Конституционной Ассамблее, ее Рабочей группе, я вижу, какое давление оказывается через так называемую “Венецианскую комиссию”, другие организации, чтобы через “имплементацию” их “рекомендаций” навязать приемлемые для Запада изменения в Основной Закон нашей страны.

Послушное следование украинских властей требованиям Запада при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО, или СОТ) привело к серьезным потерям для нашей экономики. Еще более тяжелыми последствиями чревато предстоящее подписание соглашений об ассоциированном членстве и Зоне свободной торговли Украины с ЕС.

Украинская экономика находится фактически в преддефолтном состоянии. Удельный вес отечественной продукции в общем потреблении сократился до 61,9% в 2011 году и 58,9% - в 2012-м. Исчезли или находятся на грани исчезновения целые отрасли, особенно призванные непосредственно работать на удовлетворение нужд людей. Опасных размеров достигает внешний государственный и гарантированный государством долг. Доля иностранного капитала в украинской банковской системе уже достигла 42% и продолжает увеличиваться.

ЧЕТВЕРТОЕ. В стране практически открыто действует агентура (“пятая колонна”) Запада. И не только через развернутую, охватывающую десятки тысяч людей, сеть так называемых “неправительственных организаций”-”грантоедов”, выпускников американских военных учебных заведений и др.

О масштабах этой деятельности свидетельствуют такие данные, приведенные Государственным департаментом США. В 2012 году американцы ассигновали “на поддержку демократии” в других странах, в основном постсоветских, 100 млн.долларов. Россия на помощь пророссийским организациям за рубежом - 1 млн.долларов.

А всего с начала 90-х годов прошлого века США направили на эти цели 5 млрд.долларов.

В Министерстве обороны Украины, других ведомствах в соответствии с межправительственными соглашениями работают иностранные советники, имеющие доступ до закрытой информации.

Дошло до того, что дипломы выпускникам высшего учебного заведения Службы безопасности Украины - будущим разведчикам - вручались в присутствии посла США.

В составе созданного при Президенте Украины Совета отечественных и иностранных инвесторов большинство составляют иностранцы. Зарубежные советники фактически определяют политику украинского Национального банка.

Зарубежная агентура занимает прочные позиции во многих средствах массовой информации, прежде всего электронных.

ПЯТОЕ. В последнее время все больше просматривается стремление если не разрушить, то во всяком случае ослабить систему органов, призванных защищать суверенитет, интересы государства, законные права, свободы и интересы граждан. Это касается прежде всего Верховного суда Украины, органов прокуратуры и других.

Ознакомлением с представленной сегодня книгой, несомненно, поможет глубже осознать существо процессов, связанных с деятельностью Запада против постсоветских государств, сплочению патриотических сил, способных противодействовать этой деятельности.

Георгий Крючков,

народный депутат Украины III-IV созывов,

председатель Комитета по вопросам

национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины

(1998-2000, 2002-2006 годы)

 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты