Бюджетная деятельность государства и публично правовых образований. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Бюдже́т (от старонормандского bougette - кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет - это важнейшая концепция как в микроэкономике , так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы .

Государственный бюджет

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих видов:

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

В обыкновенную государственную смету входят те элементы государственного хозяйства, которые представляются абсолютно необходимыми для непрерывной деятельности правительства при нормально-рутинных условиях. Что же касается Б., то, по утверждении его, он становится основой для более обширного приложения правительственной заботливости, т. е. для финансовых норм, выходящих за пределы обычных сметных назначений; так, путем бюджетного закона установляются новые займы, вводятся новые налоги, повышаются, уменьшаются и отменяются старые, утверждаются кредиты на многомиллионные общегосударственные сооружения, на новые учреждения, на реформы прежних учреждений и на другие назревшие потребности постепенно усложняющегося государственного строя.

Кроме того, широкое юридическое значение Б. заключается в том, что он дает постоянные нормы для классификации государственных доходов и расходов. Входящие в состав его нормальные статьи, представляющие собой постоянные величины, повторяющиеся из года в год (например, содержание двора, штатные оклады и т. п.), впредь до изменения их законодательным путем, составляют его твердую, так сказать, консолидированную часть. Другая часть Б. ежегодно изменяется на основании вероятности, по среднему расчету прежних лет, а также в силу новых государственных потребностей, вызывающих новые сборы, чрезвычайные расходы, дополнительные кредиты, сверхсметные ассигнования и т. п.; она-то и составляет главное содержание бюджетного закона. Соотношение между этими двумя отделами Б. определяется в каждом государстве различно, сообразно с условиями его финансового хозяйства. Обсуждению законодательных сфер подлежит почти исключительно вторая часть, первая же почти всегда принимается как готовая, как существующий факт. В среде некоторых ученых и практиков-финансистов существует убеждение, что такой двойственности в Б. быть не должно, что всякие ежегодные изменения следует устранить, установив все расходные статьи, в определенных цифрах, на целый ряд лет (так называемый нормальный Б.); но это оказалось утопией.

Бюджетное право

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных бюджетов составляетбюджетное пра́во. Основное положение парламентского бюджетного права выражается в том, что ни один новый налог , никакая перемена в старых налогах ни взятие государственного займа, ни финансирование государственной программы не могут быть произведены без согласия парламента. Осуществление бюджетного права даёт народному представительству могущественное средство участия в государственном управлении и надзоре за целесообразностью деятельности правительства.

В Российской Федерации законопроект, содержащий предварительную смету доходов и расходов государства, составляется Министерством финансов РФ. Процесс разработки бюджета называется бюджетное плани́рование. Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается. Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу, где он рассматривается в трех чтениях, от чтения к чтению всё более детально. На стадии первого чтения в случаях отклонения Государственной Думой проекта федерального бюджета, может быть создана согласительная комиссия, состоящая из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации. В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан Президентом РФ.

Если бюджет не утверждается парламентом страны вовремя, или если президент наложил на бюджет вето, и в результате бюджет не вступил вовремя в законную силу - то такая ситуация называется бюджетный кри́зис.

Государственный бюджет составляется на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Финансовый год в некоторых странах может начинаться и не с 1 января. В России финансовый год начинается 1 января.

В Республике Беларусь основы функционирования бюджетной системы определяет Закон О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах от 4 июня 1993 г. N 2347-XII.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития. За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.

Бюджет в организации

Основные типы бюджета:

  • бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее - к руководству организации.
  • бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

Классификация бюджетов:

  1. Долгосрочные и краткосрочные
  2. Постатейные бюджеты
  3. Бюджеты с временным периодом
  4. Гибкие и статические бюджеты
  5. Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем
  6. Генеральные и частные

Структура бюджета

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

  1. распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
  2. формирования совокупных доходов и расходов - формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  3. формирования бюджета денежных средств - в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Из истории

В XIII-XVI веках значительная доля доходной части бюджета русских князей формировалась из доходов от торговли, дани и взимания различных торговых пошлин.

Постепенно система постоянных налогов с населения подконтрольных князьям территорий становится определяющей в доходной части бюджета. В конце XVI века по сообщению Флетчера в бюджет Великого княжества Московского платили тяглом и податью: «Псков 18’000, Новгород - 5’000, Торжок и Тверь - 8’000 рублей… Москва - 40’000 рублей. Весь годовой итог простирается до 400’000 рублей» С учетом торговых пошлин (к примеру, Москва платила 12’000, Кострома - 1’800, Нижний Новгород - 7’000 рублей…), штрафов и пеней с каждого судебного решения, поступлений из «Разбойного приказа», денег от реализации за границей мехов (монополия царя) и за вычетом всех расходов, кроме расходов на содержание дворца и жалованья войску.

Реализация бюджетного устройства государства, применительно к настоящей работе - Российского государства - связана с бюджетной деятельностью государства и муниципальных образований.

Бюджетная деятельность в свое время была выделена учеными как более узкая по содержанию в сравнении с финансовой деятельностью государства. И если категория «финансовая деятельность государства» исследована учеными достаточно детально, на что обращалось внимание в § 1 настоящей главы, то к бюджетной деятельности научное внимание обратилось лишь в последний период в силу разнообразия форм финансовой активности государства и муниципальных образований.

Бюджетная деятельность, повторим, представляет собой одно из направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В рамках бюджетной деятельности происходит развитие бюджетных правоотношений, направленных на формирование, распределение и использование централизованных денежных фондов - бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований в целях финансового обеспечения реализации задач и функций государства на различных территориальных уровнях. Соответственно объектами бюджетной деятельности государства и муниципальных образований выступают централизованные денежные фонды, получающие в рамках бюджетного процесса правовое оформление в виде правового акта, а также проявляющиеся в различных формах элементы бюджетного устройства в целом (государственные внебюджетные фонды, формирование бюджетной классификации и другие элементы бюджетного устройства).

Обратим внимание, что в России бюджетная деятельность является прерогативой не только государства. Муниципальные образования также осуществляют бюджетную деятельность. Понимание бюджетной деятельности муниципальных образований в качестве отдельного направления публичной бюджетной деятельности связано с провозглашением в России самостоятельности местного самоуправления, в том числе и в финансовых правоотношениях.

Бюджетная деятельность государства и бюджетная деятельность муниципальных образований в целом совпадают по содержанию, принципам. Различаются лишь сферы их осуществления, круг финансируемых потребностей. Если бюджетная деятельность государства имеет более широкий характер, распространяется на всю территорию государства в целом (включая территории входящих в его состав публично-правовых образований), то бюджетная деятельность муниципальных образований осуществляется в пределах лишь муниципальных территорий. Ее объектом выступают местные бюджеты и связанные с ними правоотношения формирования, распределения и использования публичных финансовых ресурсов местного характера. Местные бюджеты нацелены на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления, соответствующих вопросам местного значения, а также полномочий, делегированных государством муниципальным образованиям. Если государство в рамках своей бюджетной деятельности принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, и эти акты должны быть соблюдены на территории всего государства, то муниципальные образования принимают правовые акты в пределах своей компетенции, реализующейся строго на определенной территории. Субъектами бюджетной деятельности Российского государства выступают прежде всего федеральные органы государственной власти (органы государственной власти субъектов РФ), субъектами же бюджетной деятельности муниципальных образований - местные органы власти.

Бюджетной деятельности государства и муниципальных образований присущи определенные методы. Основными методами являются: метод регулирования; методы собирания, распределения и использования средств централизованных бюджетов, в том числе: метод финансирования, метод кредитования, метод межбюджетных трансфертов, метод процентных отчислений; метод контроля; метод прогнозирования; метод планирования; метод организации; метод координации.

Охарактеризуем отдельные методы бюджетной деятельности государства и муниципальных образований подробнее, учитывая содержание бюджетного законодательства России.

Регулирование - это формирование нормативной правовой базы бюджетных правоотношений. Исходя из того что эти правоотношения являются разновидностью финансовых публичных правоотношений, немыслимых вне правовой регламентации, можно судить о важности регулирования как метода бюджетной деятельности для формирования и развития соответствующих правоотношений. Регулирование бюджетных правоотношений осуществляется как в рамках обычной законодательной деятельности - принятия норм права, регулирующих различные вопросы функционирования бюджетной системы и связанных с ней правоотношений, так и в рамках непосредственно бюджетного процесса. Бюджетный процесс, точнее, та его часть, в ходе которой происходит рассмотрение и утверждение бюджета - принятие правового акта о бюджете, является специфическим направлением деятельности законодательного органа, дающей регулирующее начало бюджетным правоотношениям на предстоящий финансовый период.

Методы собирания, распределения и использования денежных средств централизованного бюджета государства и бюджетов муниципальных образований - важнейшие методы бюджетной деятельности. В свою очередь, собирание денежных средств осуществляется с помощью принудительного метода установления и взимания налогов и сборов, предполагающего обязательную уплату денежных средств в установленные сроки и в установленном объеме для зачисления их в бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Взимание налоговых платежей регулируется Налоговым кодексом РФ . Так, например, взимание единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поступающего в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования; в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 146 БК РФ), осуществляется на основе норм главы 26.3 Налогового кодекса РФ.

Установление обязательных платежей представляет собой, по сути, метод финансовой деятельности, используемый при реализации фискальной функции государства. Следовательно, все методы, используемые государством в рамках финансовой деятельности в целом (в том числе бюджетной деятельности; фискальной деятельности), будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга, составляя динамику финансовой активности государства как самостоятельного субъекта.

Выделяются различные методы, используемые в ходе собирания, распределения и использования денежных средств бюджетов: метод финансирования, метод кредитования, метод межбюджетных трансфертов, метод процентных отчислений.

Метод финансирования как метод использования бюджетных средств предполагает выделение средств из бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основе на основе правового акта о бюджете. Среди расходов, осуществляемых в форме финансирования, например, следующие: оказание государственных (муниципальных) услуг; оплата государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление субсидий юридическим лицам и др. (ст. 69 БК РФ).

Следующий метод использования публичных бюджетных средств -метод кредитования. Метод кредитования обозначается также как «метод возвратного финансирования». Он подразумевает бюджетное кредитование - выделение средств из бюджетного фонда на возвратной и возмездной основе. Соответственно кредитором в данном случае являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предоставляющие денежные средства. Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

Метод межбюджетных трансфертов реализуется в рамках межбюджетных отношений - при распределении средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы России в форме, например, дотаций, субсидий, субвенций (ст. 129 БК РФ). Трансферты выделяются из специально сформированных в составе бюджетов фондов - на федеральном уровне - Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития. Подобные фонды создаются и в составе бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы - бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

Метод процентных отчислений заключается в выделении субъектам РФ из федерального бюджета, муниципальным образованиям из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (муниципальных районов) отчислений в процентах от федеральных, региональных и местных налогов (ст. 56 БК РФ). Применение метода процентных отчислений в регулировании бюджетных отношений прослеживается также в ст. 56, 57, 61-62 БК РФ.

Говоря о контроле как методе бюджетной деятельности, мы имеем в виду прежде всего бюджетный контроль - одно из направлений публичного финансового контроля в целом. Бюджетный контроль преследует цель соблюдения законности в бюджетных правоотношениях: проследить эффективное, рациональное (в необходимых случаях - целевое) использование финансовых ресурсов; предупредить и устранить нарушения финансовой дисциплины; обеспечить своевременность исполнения финансовых обязательств публично-правовых образований и хозяйствующих субъектов. Бюджетному контролю посвящена гл. 26 БК РФ.

Под прогнозированием как методом бюджетной деятельности понимается анализ предполагаемого хода развития бюджетных правоотношений. БК РФ оперирует различными понятиями, свидетельствующими об актуальности применения способа прогнозирования: «прогнозируемый валовый внутренний продукт» (ст. 94, 96.7-96.9), «прогноз объема использования средств в очередном финансовом году» (ст. 108), «прогноз объема предоставления денежных средств для государственного финансового кредита» (ст. 125) и т.д.

Согласно бюджетному законодательству России, способ прогнозирования имеет различные формы проявления в бюджетном процессе. Так, проект бюджета соответствующей территории составляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (ст. 169, 172, 173 БК РФ). Прогноз объема использования средств в очередном финансовом году учитывается при составлении программы государственных внешних заимствований Российской Федерации. Прогнозирование объема налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ, принимается во внимание при расчете региональных фондов финансовой поддержки поселений и районов (ст. 108, 137, 138 БК РФ). При этом законодатель устанавливает также требования и ограничения к применению метода прогнозирования в бюджетных правоотношениях. Например, к показателям прогноза социально-экономического развития соответствующей территории предъявляется требование достоверности (ст. 37 БК РФ). Как ограничение использования прогнозирования не допускается использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов РФ (п. 4 ст. 131, ст. 138 БК РФ).

Применение метода планирования в бюджетной деятельности государства и муниципальных образований обусловлено тем, что данный вид деятельности обращен к формированию бюджета - по сути, финансового плана (финансово-планового акта), утверждаемого в форме правового акта. В качестве иных финансово-плановых актов, используемых в бюджетной деятельности, следует считать сметы доходов и расходов казенных учреждений (необходимы для сметно-бюджетного финансирования в ходе исполнения расходов бюджета) (ст. 161, 162 БК РФ); целевые программы, программы развития общественной инфраструктуры (ст. 179.3 БК РФ), учитываемые при планировании осуществления бюджетных расходов, распределения межбюджетных трансфертов.

Следующий способ бюджетной деятельности - организация - предполагает осуществление действий, оказывающих на бюджетные правоотношения упорядочивающее воздействие. Организация означает осуществление конкретных действий, составляющих динамику бюджетных правоотношений. Данный способ полностью подчинен методу регулирования, предполагая реализацию предписанных нормами права действий, имеющих юридическое значение.

Государство и муниципальные образования осуществляют бюджетную деятельность в лице уполномоченных органов и организаций. Органы власти, выступающие в бюджетной деятельности от лица государства и муниципальных образований, соответственно, рассматриваются в качестве субъектов бюджетного права. Различаются органы, специально созданные для реализации отдельных конкретных бюджетной деятельности («органы специальной финансовой компетенции»), и органы, для которых бюджетная деятельность не является специальной (они участвуют в бюджетной деятельности наряду со своей основной деятельностью).

Следует заметить, что бюджетная деятельность, как и финансовая деятельность государства и муниципальных образований в целом, осуществляется органами власти всех ветвей в пределах их компетенции и с учетом установленных законом требований. Например, Федеральное Собрание РФ как законодательный (представительный) орган государства утверждает федеральный бюджет, принимает иные законодательные акты по вопросам бюджетных правоотношений (ст. 153 БК РФ). Получается, что, с одной стороны, Федеральное Собрание РФ выступает как субъект бюджетной деятельности, с другой стороны, создает правовые условия осуществления данной деятельности. Органы исполнительной власти в рамках бюджетной деятельности от лица государства и муниципальных образований принимают нормативные правовые акты по бюджетным вопросам в пределах своей компетенции, осуществляют управленческие действия, связанные с практической реализацией предписаний нормативных правовых актов. Так, исполнение бюджета, утвержденного правовым актом о бюджете - задача, возложенная на органы исполнительной власти, на федеральном уровне - непосредственно на Министерство финансов РФ (ст. 154 БК РФ).

Таким образом, динамику бюджетной деятельности государства и муниципальных образований составляет активная деятельность уполномоченных органов и организаций по реализации своих функций и полномочий, так или иначе связанных с бюджетом. Исходя из разнообразного проявления компетенции этих субъектов, бюджетная деятельность - сложная по своему содержанию, методам реализации и субъектам категория.

  • См., например: Головин А. Ю. Проблемы оптимизации бюджетной деятельности муниципальных образований // Финансовое право. 2003. № 4. С. 13-17; Крохина Ю. А. Бюджетная деятельность муниципальных образований в условиях федеративного государства // Правовая наука и реформа юридического образования: Сборник научных трудов. Воронеж, 2001. Вып. 12. С. 47-62; Пешкова X. В. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований как сфера реализации норм бюджетного права // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей. М., 2008. С. 296-302.
  • СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

Финансы – это денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Классификация:

Бюджетная система, состоящая из государственных бюджетов и местных бюджетов м/о.

Внебюджетные целевые государстенные и муниципальные фонды

Финансы предприятий, организаций, учреждений

Финансы страхования

Кредит (государственный, муниципальный, банковский)

По форме :

Государственные финансы

Муниципальные финансы

Частные финансы

А также:

Частная и публичная

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства – это деятельность по планомерному образованию, распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований , осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности:

Имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.

Протекает в виде деятельности как представительных , так и исполнительных органов власти (государственного управления).

Относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

методы привлечения: обязательных и добровольных платежей. Основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины , уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.) . Вместе с тем используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т. д.

Применяются два основных метода при распределении государственных и муниципальных денежных средств: финансирование, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование , означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности.

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью.

Представительные органы в лице Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Президент РФ : согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета Российской Федерации, занимается другими финансовыми вопросами государства.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, созданы специальные органы государственного управления:

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство (федеральная служба);

Федеральная налоговая служба РФ;

Центральный банк РФ (Банк России).

    Правовое положение Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти , осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики . На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

– финансовой;

– аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;

– добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;

    таможенных платежей (в части исчисления и уплаты).

К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы . В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов , актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финансов РФ возглавляет министр , назначаемый на должность Президентом РФ. Структурныме подразделения - департаменты по основным направлениям деятельности, среди которых можно, в частности, назвать следующие: департамент бюджетной политики; налоговой и таможенно-тарифной политики; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; финансовой политики; межбюджетных отношений; регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; бюджетной политики в отраслях экономики; бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки и др.

    Понятие финансовой системы и ее элементы.

Финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными . Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения.В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения .

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования , сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

    Финансово-правовые отношения и их субъекты.

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, которые регулируют вопросы образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования; обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон

2) объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц; обязательным объектом финансовых правоотношений являются денежные фонды;

4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный; властноимущественный характер.

6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Классификации финансовых правоотношений:

1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права :

а) в сфере государственного страхования;

б) в сфере государственного кредитования;

в) государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д) в сфере денежного обращения;

е) в банковской сфере;

ж) валютные правоотношения;

Введение

I. Налогово-бюджетная (фискальная) политика как главный

инструмент экономической политики

1.1. Понятие фискальной политики

1.2. Цели фискальной политики

1.3. Виды фискальной политики

1.4. Дискреционная фискальная политика

1.4.1. Инструменты

1.4.2. Взгляды на роль налогов как регуляторов экономики

1.4.3. Анализ кривой Лаффера

1.4.4. Воздействие государственных расходов на объем

национального производства

1.4.5. Сущность мультипликатора госрасходов

1.4.6. Влияние налогов на объем национального производства,

потребление и сбережения

1.4.7. Сущность налогового мультипликатора

1.4.8. Способы проведения дискреционной фискальной политики в

различные периоды экономического цикла

1.4.9. Негативные последствия дискреционной фискальной

политики

1.5. Автоматическая фискальная политика

1.5.1. Сущность встроенных стабилизаторов

1.5.2. Виды встроенных стабилизаторов

1.5.3. Влияние прогрессивного налогообложения на состояние

госбюджета

1.6. Дефицит госбюджета как отрицательное явление экономики

1.6.1. Виды дефицита

1.6.2. Источники покрытия дефицита

1.6.3. «Эффект вытеснения» частных инвестиций

1.7. Государственный долг, как следствие дефицита

1.7.1. Виды госдолга

1.7.2. Негативное воздействие госдолга на национальную

экономику

1.7.3. Мероприятия по управлению госдолгом

II. Фискальная политика России

2.1. Диспропорции между доходами экономики и налоговыми

поступлениями

2.2. Недоимки в федеральный бюджет прошлых лет, как следствие

этих диспропорций

2.3. Основные направления реформирования налоговой системы РФ

2.4. Мнения российских экономистов о необходимых направлениях

проведения фискальной политики

2.5. Фискальная радость или состояние госбюджета на 2000 год

2.6. Основные задачи фискальной политики РФ на 2001 год и

последующие годы

III. Правила налогово-бюджетной политики

IV. Проблемы, связанные с оценкой эффективности фискальной

политики

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

Основными рычагами налогово-бюджетной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – задача законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Анализ налогово-бюджетной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы:

Во-первых, насколько широка степень государственного влияния в современной экономике.

Во-вторых, каким образом изменение величины расходов и объема налогов влияют на экономическую конъюнктуру.

В-третьих, какие используются принципы собственно бюджетной политики, должен ли быть бюджет сбалансированным или может исполняться с дефицитом или профицитом.

Итак, целью данной курсовой работы является подробное описание типов и основных инструментов фискальной политики, раскрытие разных точек зрения на способы ее проведения, рассмотрение видов бюджетного дефицита и возможностей его покрытия. Большое внимание уделяется бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы. В работе также представлен прогноз на 2001-2010 годы, освещены проблемы, связанные с проведением и оценкой эффективности фискальной политики.

Весь этот материал собран из массы всевозможной литературы по налогово-бюджетной деятельности государства, такой, как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а также множество периодических изданий, например, «Эксперт», «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал» и т.п. Причем, следует отметить, что во всех этих источниках подчеркивается актуальность фискальной политики, т.к. именно от нее зависят состояние госбюджета, объем производства, уровень благосостояния населения. Лишь хорошо продуманное и умелое использование ее механизмов может привести к процветанию экономики.

V. Налогово-бюджетная (фискальная) политика как главный инструмент экономической политики

1.1. Понятие фискальной политики

Фискальная (бюджетно-налоговая)политика – разновидность государственной экономической политики, представляющей собой манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического равновесия при полной занятости и отсутствия инфляции.

Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Т.е. налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

1.2. Цели фискальной политики


1.4. Дискреционная фискальная политика

1.4.1. Инструменты

Основными инструментами дискреционной фискальной политики являются:

1) общественные работы;

2) изменение трансфертных платежей;

3) манипулирование налоговыми ставками.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 года нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовывало разные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» - иногда одни копали ямы, другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективными. Их главная задача состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

  • Гиниятуллина Регина Расимовна ,
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ДОХОДЫ
  • РАСХОДЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
  • БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Государственный бюджет играет очень важную роль в формировании и развитии социальной и экономической структуры общества. У государства существуют особые механизмы, которые позволяют ему проводить экономическую и социальную политику. Одним из таких механизмов является финансовая система и его ведущим звеном которой является государственный бюджет.

  • Повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ
  • Структура и процесс функционирования системы управления финансовыми ресурсами на предприятии
  • Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Выбранная мною тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета является одной из приоритетных задач в нашей стране.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которого является государственный бюджет.

Бюджет – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Государственный бюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.

На 2016 год были сформированы основные параметры государственного бюджета РФ: доходы –13,6 трлн, расходы – 16 трлн рублей. Бюджетный дефицит - 2,4 трлн рублей (3,0% от ВВП).

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

  • государство и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование федеральной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу и другие.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Основная задача бюджетной политики – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
  2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться.
  3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
  4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения.
  5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.
  6. Государственный (федеральный) бюджет играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

В заключении, хотелось бы сказать, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список литературы

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 2009. - 21 января. № 7.
  3. Официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: http://www.minfin.ru - 03.05.16.
  4. Сираева, Р.Р. Аграрный сектор нуждается в государственной поддержке [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа, 2013. - С. 116-117.
  5. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  6. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 3. - С. 210-211.
 
Статьи по теме:
Лидеры и аутсайдеры Какие страны относятся к аутсайдерам
15-02-2010 13:18 Страны-аутсайдеры получили прозвище PIGS (свиньи) Появившаяся с легкой руки экономистов Goldman Sachs аббревиатура , объединяющая потенциальных экономических лидеров, стала обрастать клонами. Для потенциальных аутсайдеров - Португалии,
Комиссия по градостроительству, государственной собственности и землепользованию
1. Комиссия по землепользованию и застройке (далее - Комиссия) создается в целях подготовки Правил землепользования и застройки в соответствии с Градостроительным Земельным кодексами Российской Федерации, а также для решения следующих задач: Рассмотрение
Что такое сборные конструкции?
Унифицированные, заводского изготовления конструкции. Сборные конструкции в строительстве, конструкции, собираемые (монтируемые) из готовых элементов, не требующих дополнительной обработки (обрезки, подгонки и пр.) на месте строительства. Элементы сборны
Устойчивость и надежность банка
2.2 Анализ депозитных операций ПАО «Сбербанк России» Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности остаются основой бизнеса ПАО «Сбербанк России» привлекает средства в срочные депозиты, вклады до востребования, включая банковские карты